Обухова Татьяна
Опыт работы по теме «Сказка как средство формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию я хочу представить свой опыт работы по теме : «Сказка как средство формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
Актуальность
Согласно ФГОС дошкольного образования, реализация образовательной области «Речевое развитие» включает такое направление работы, как «знакомство с книжной культурой и жанрами детской литературы».
Темочки:
Работая с детьми, наблюдая за ними, я пришла к выводу, что у детей пятого года жизни возрастает интерес к народным сказкам.
Важная ценность среднего дошкольного возраста заключается в высокой эмоциональной отзывчивости на художественное слово.
В этом возрасте дети могут самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях любимых сказочных героев. Они с удовольствием участвуют в инсценировках. Через совместные обсуждения прочитанных сказок дети учатся воспроизводить сюжет, называя главных героев и высказывают свое отношение к ним. Сказки раскрывают перед детьми выразительность и меткость языка, показывают, насколько разнообразна и богата родная речь живыми и образными выражениями.
Сказка дает нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представления о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка.
Недаром великие педагоги и философы разных эпох подчеркивали важность сказок для детей, используя их как неотъемлемый элемент педагогической системы. Константин Дмитриевич Ушинский, признавая пользу сказок, сам сочинял их для детей разного возраста.
Виссарион Григорьевич Белинский считал, что сказка развивает фантазию ребенка, является посредником между миром ребенка и окружающей действительностью.
Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям.
К сожалению, в настоящее время наблюдается рост детей в том числе и в моей группе, у которых по разным причинам словарный запас находится на бытовом уровне, детям трудно выразить свою мысль связно и логически её выстроить.
Почему наши дети «не говорят»? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать? А может родители в силу своей загруженности, а порой и «лени» мало общаются с детьми и не читают сказки. Книги заменяют мультфильмы и современные гаджеты. Современные родители в большинстве своем мало информированы о том, какие книги покупать и читать детям в разные возрастные периоды.
Гипотеза: Анализируя данную ситуацию, я пришла к выводу, что если создать условия, используя сказку и сочетая современные методы и приемы, то улучшится связная речь, и повысятся коммуникативные способности детей.
Целью моей работы является : создание условий для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством сказки.
Для реализации цели я определила следующие задачи, которые вы видите на слайде:
1. Формировать у детей интерес к сказкам, используя различные методы и приемы: чтение, рассказывание, слушание аудиозаписей, дидактические игры, ИКТ, просмотр мультфильмов, разыгрывание сказок с использованием кукол, настольного театра.
2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарь.
3. Воспитывать культуру чтения и желание читать сказки.
4. Вовлекать родителей в совместную деятельность детей.
Свою деятельность я разделила на 3 этапа, которые имеют свою содержательную линию.
I этап – подготовительный:
изучение и подбор методической литературы, постановка цели и задач, подбор детской литературы, дидактический игровой материал, создание условий РППС, подбор информации для родителей, диагностирование детей.
II этап – практический (основной) : выполнение основных мероприятий;
III этап – заключительный. Завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, трансляция своего опыта работы.
В своей работе я пользуюсь методическими разработками, которые помогают мне в реализации поставленной цели: вы можете их увидеть на слайде.
1. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой. Авторы О. М. Ельцова, Н. Л. Шадрова, И. А Волочаева. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018г.
2. Учимся по сказке. Т. В. Большова. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Санкт -Петербург 2001г.
3. Речевое развитие. О. Н. Сомкова. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Санкт -Петербург 2016г.
Для эффективной деятельности использую следующие, методы и приемы:
Наглядные – демонстрация иллюстраций, картин, игрушек; просмотр презентаций с использованием ИКТ; программа видео 3D проектор – голографическое 3D изображение различных предметов, животных и явлений природы, (Голограмма - одно из замечательных достижений современной науки и техники. Голограммы обладают уникальным свойством – восстанавливать полноценное объемное изображение реальных предметов);
Словесные – чтение книг, слушание аудио записи, речевой образец, повтор, вопрос – ответ.
Игровые – дидактические игры, речевые упражнения, сюжетно-ролевые игры, драматизация сюжетов сказок, пальчиковые игры, настольный театр.
Косвенные – подсказка, совет, исправление и реплика.
Мнемотехника (Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большова Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа);
Элементы ТРИЗ.
На слайде показаны виды образовательных ситуаций, которые я использую по развитию связной речи детей :
- чтение сказок;
- пересказ произведений, где дети учатся выразительно
пересказывать содержание произведений;
-составление сказки по картине или по серии сюжетных картин;
-описание сказочных героев с помощью вопросов воспитателя, называя
наиболее характерные для них признаки;
- имитационные игры.
Для того, чтобы данная деятельность проходила интересно и эффективно, мне помогают мнемотаблицы, система мультимедийных презентаций (анимация, дидактические задания, звуки, голография)
Стараюсь вовлекать родителей в образовательный процесс через:
Информационное просвещение родителей по использованию сказок в воспитании детей.
Разъяснения о значимости семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании речи и положительных эмоций ребенка.
Чтение сказок дома - добрая семейная традиция.
Совместные мероприятия:
Оформление мини-библиотеки в приёмной.
Изготовление самодельных книжек-малышек
Показ родителями сказки «Теремок».
Акция «Читаем вместе».
Изготовление разного вида театра.
По результатам начальной и промежуточной диагностики в декабре 2020г.
Отмечаются позитивные изменения, которые вы видите на слайде.
1. Дети называют сказку и рассказывают сюжет в правильной последовательности;
2. Эмоционально выражают характер героев сказки;
3. Анализирует поступки, характеризуют сказочных героев;
4. Поддерживает беседу со сверстниками по знакомым сказкам.
5. Свободно использует в речи простые предложения.
Перспектива моей деятельности заключается в следующем:
Продолжать знакомить детей с
* Авторскими сказками;
* Сказками народов мира;
* Творческое направление - придумывание сказок детьми с использованием элементов ТРИЗ, СМП (система мультимедийных презентаций).