Лучший педагог года

Опыт работы по теме «Сказка как средство формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста»

Обухова Татьяна
Опыт работы по теме «Сказка как средство формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать

Вашему вниманию я хочу представить свой опыт работы по теме : «Сказка как средство формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста»

Актуальность

Согласно ФГОС дошкольного образования, реализация образовательной области «Речевое развитие» включает такое направление работы, как «знакомство с книжной культурой и жанрами детской литературы».

Публикация «Опыт работы по теме „Сказка как средство формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Работая с детьми, наблюдая за ними, я пришла к выводу, что у детей пятого года жизни возрастает интерес к народным сказкам.

Важная ценность среднего дошкольного возраста заключается в высокой эмоциональной отзывчивости на художественное слово.

В этом возрасте дети могут самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях любимых сказочных героев. Они с удовольствием участвуют в инсценировках. Через совместные обсуждения прочитанных сказок дети учатся воспроизводить сюжет, называя главных героев и высказывают свое отношение к ним. Сказки раскрывают перед детьми выразительность и меткость языка, показывают, насколько разнообразна и богата родная речь живыми и образными выражениями.

Сказка дает нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представления о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка.

Недаром великие педагоги и философы разных эпох подчеркивали важность сказок для детей, используя их как неотъемлемый элемент педагогической системы. Константин Дмитриевич Ушинский, признавая пользу сказок, сам сочинял их для детей разного возраста.

Виссарион Григорьевич Белинский считал, что сказка развивает фантазию ребенка, является посредником между миром ребенка и окружающей действительностью.

Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям.

К сожалению, в настоящее время наблюдается рост детей в том числе и в моей группе, у которых по разным причинам словарный запас находится на бытовом уровне, детям трудно выразить свою мысль связно и логически её выстроить.

Почему наши дети «не говорят»? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать? А может родители в силу своей загруженности, а порой и «лени» мало общаются с детьми и не читают сказки. Книги заменяют мультфильмы и современные гаджеты. Современные родители в большинстве своем мало информированы о том, какие книги покупать и читать детям в разные возрастные периоды.

Гипотеза: Анализируя данную ситуацию, я пришла к выводу, что если создать условия, используя сказку и сочетая современные методы и приемы, то улучшится связная речь, и повысятся коммуникативные способности детей.

Целью моей работы является : создание условий для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством сказки.

Для реализации цели я определила следующие задачи, которые вы видите на слайде:

1. Формировать у детей интерес к сказкам, используя различные методы и приемы: чтение, рассказывание, слушание аудиозаписей, дидактические игры, ИКТ, просмотр мультфильмов, разыгрывание сказок с использованием кукол, настольного театра.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарь.

3. Воспитывать культуру чтения и желание читать сказки.

4. Вовлекать родителей в совместную деятельность детей.

Свою деятельность я разделила на 3 этапа, которые имеют свою содержательную линию.

I этап – подготовительный:

изучение и подбор методической литературы, постановка цели и задач, подбор детской литературы, дидактический игровой материал, создание условий РППС, подбор информации для родителей, диагностирование детей.

II этап – практический (основной) : выполнение основных мероприятий;

III этап – заключительный. Завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, трансляция своего опыта работы.

В своей работе я пользуюсь методическими разработками, которые помогают мне в реализации поставленной цели: вы можете их увидеть на слайде.

1. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой. Авторы О. М. Ельцова, Н. Л. Шадрова, И. А Волочаева. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018г.

2. Учимся по сказке. Т. В. Большова. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Санкт -Петербург 2001г.

3. Речевое развитие. О. Н. Сомкова. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Санкт -Петербург 2016г.

Для эффективной деятельности использую следующие, методы и приемы:

Наглядные – демонстрация иллюстраций, картин, игрушек; просмотр презентаций с использованием ИКТ; программа видео 3D проектор – голографическое 3D изображение различных предметов, животных и явлений природы, (Голограмма - одно из замечательных достижений современной науки и техники. Голограммы обладают уникальным свойством – восстанавливать полноценное объемное изображение реальных предметов);

Словесные – чтение книг, слушание аудио записи, речевой образец, повтор, вопрос – ответ.

Игровые – дидактические игры, речевые упражнения, сюжетно-ролевые игры, драматизация сюжетов сказок, пальчиковые игры, настольный театр.

Косвенные – подсказка, совет, исправление и реплика.

Мнемотехника (Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большова Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа);

Элементы ТРИЗ.

На слайде показаны виды образовательных ситуаций, которые я использую по развитию связной речи детей :

- чтение сказок;

- пересказ произведений, где дети учатся выразительно

пересказывать содержание произведений;

-составление сказки по картине или по серии сюжетных картин;

-описание сказочных героев с помощью вопросов воспитателя, называя

наиболее характерные для них признаки;

- имитационные игры.

Для того, чтобы данная деятельность проходила интересно и эффективно, мне помогают мнемотаблицы, система мультимедийных презентаций (анимация, дидактические задания, звуки, голография)

Стараюсь вовлекать родителей в образовательный процесс через:

Информационное просвещение родителей по использованию сказок в воспитании детей.

Разъяснения о значимости семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании речи и положительных эмоций ребенка.

Чтение сказок дома - добрая семейная традиция.

Совместные мероприятия:

Оформление мини-библиотеки в приёмной.

Изготовление самодельных книжек-малышек

Показ родителями сказки «Теремок».

Акция «Читаем вместе».

Изготовление разного вида театра.

По результатам начальной и промежуточной диагностики в декабре 2020г.

Отмечаются позитивные изменения, которые вы видите на слайде.

1. Дети называют сказку и рассказывают сюжет в правильной последовательности;

2. Эмоционально выражают характер героев сказки;

3. Анализирует поступки, характеризуют сказочных героев;

4. Поддерживает беседу со сверстниками по знакомым сказкам.

5. Свободно использует в речи простые предложения.

Перспектива моей деятельности заключается в следующем:

Продолжать знакомить детей с

* Авторскими сказками;

* Сказками народов мира;

* Творческое направление - придумывание сказок детьми с использованием элементов ТРИЗ, СМП (система мультимедийных презентаций).

Публикации по теме:

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста» Речевое развитие - актуальное направление для работы с детьми дошкольного возраста. Ведь на этапе завершения дошкольного образования ребенок.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Сказка как средство формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 февраля 2022 в 20:37
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Сказка как средство формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Обухова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД