Дигурова Яна
Система работы педагога — психолога по адаптации детей к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 65
Опыт работы по теме
«Система работы педагога – психолога по адаптации детей к условиям ДОУ»
Педагог - психолог :
Дигурова Яна Олеговна
Пояснительная записка.
Публикация «Система работы педагога — психолога по адаптации детей к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Приход в детский сад - важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребё нка: из семьи ребёнок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя. Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребёнка от 2 лет до 2, 5-3 лет характеризуется
обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Исследования К. Л. Печоры показали, что только 18, 2% детей готовы к посещению детского учреждения, 6% - не готовы, 75, 8% - условно готовы. В связи с этим процесс адаптации, привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей, нарушением психического здоровья.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. В конкретном случае - это привыкание малыша к детскому саду. Перед психологом дошкольного учреждения стоит задача - обеспечить психологическое сопровождения ребёнка и семьи на всех этапах адаптации, так организовать адаптационный период, чтобы как можно меньше травмировать ребёнка. Адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. В этот острый период дети и родители как никогда нуждаются в психологической поддержке.
Актуальность темы.
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад - новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.
По мнению Всемирной организации здравоохранения, нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами, которые непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями, что подтверждает влияние непосредственного окружения на здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие.
Как известно, адаптационные возможности ребенка младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. От адаптационных возможностей организма зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение». Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в педагогике, психологии, медицине, физиологии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских педагогов и психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость, и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревоги. Психолого – педагогическое сопровождение ребенка в адаптационный период и выявление факторов, оказывающих влияние на успешность адаптации, вызывают неизменный интерес теоретиков и практиков в области образования.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается периодом адаптации к новым для него условиям существования. При этом у ребенка происходит смена представлений об окружающем мире: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Отсутствие родителей, новое помещение, четкий режим дня, новые требования к поведению, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками, - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. «Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, спад речевой активности, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т. д.» (Л. В. Белкина, 2004). Поэтому многие дети трудно привыкают к детскому саду.
Актуальность темы обобщения передового педагогического опыта обусловлена концептуальными взглядами на успешную адаптацию ребёнка к дошкольному учреждению, существующими в науке.
В период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению на сегодняшний день особенно значима тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Для оптимального течения адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста необходимо сотрудничество как педагогов и специалистов детского сада, так и родителей, объединяющих свои усилия и обеспечивающих малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
Новизна состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей младшего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский сад до поступления ребёнка в группу, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей.
Работая над темой, поставила для себя цель: создание благоприятного воспитательно - образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей младшего возраста.
Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:
• Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период
адаптации к детскому саду;
• Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в
адаптационный период;
• Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги,
агрессии;
• Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
• Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
• Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации
движений;
• Развитие игровых навыков, произвольного поведения
Работа строилась по следующим принципам:
1. Принцип гуманизма как основополагающий. Суть его в том, чтобы не навредить ребенку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребенка в дошкольное учреждение — ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребенку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.
2. Принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации; учет их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желание и т. д. Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребенком, двигаясь прежде всего от ребенка.
3. Принцип оздоровительной направленности означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребенка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.
4. Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком предполагает, что взрослые овладевают методами и приемами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребенка, так как главная цель — его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.
5. Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в целенаправленном развитииребенка, на установлении партнерских отношений по типу «семья - дошкольное учреждение», «дошкольное учреждение - семья».
6. Принцип профессионального сотрудничества означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.
7. Принцип анализа и самоанализа (рефлексивный принцип) предполагает своевременный контроль над эффективностью профессиональных действий, процесса адаптации в целом, за личностным ростом участников взаимодействия.
8. Принцип психологической комфортности - создание спокойной, доброжелательной атмосферы, а также веры в возможности ребёнка;
Ожидаемые результаты
• Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации.
• Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей.
• Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс.
• Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
Методы:
• Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• Диагностика, наблюдение и беседа с детьми;
• Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми;
• Консультирование педагогов и родителей, выступления на родительских собраниях;
• Разработка, обобщение и внедрение передового опыта.
Работу по теме провожу в следующих направлениях:
1. Работа с детьми.
2. Взаимодействие с педагогами.
3. Взаимодействие с родителями.
Работа с детьми :
В работе с детьми используются следующие приемы:
• «Музыкальные минутки»;
• «Пальчиковые игры»;
• Игры с песком и водой;
• Игры с движениями;
• Настольный театр.
Взаимодействие с педагогами.
• Ведение листов адаптации (ежедневно). Заполнение Модуля индивидуальной карты сопровождения ребенка в адаптационный период : заполняются показатели адаптационных возможностей ребенка (психофизический, индивидуально-психологический, социально-психологический) .
• Встречи- обсуждения течения адаптации. Обсуждаем (2 р. в неделю) течение адаптации у каждого ребёнка, выбор линии дальнейшего поведения, изменения времени пребывания детей в д/у. переход к следующему шагу привыкания. Последовательность шагов привыкания - залог успешной адаптации. Переход на следующий шаг алгоритма осуществляется только после успешного преодоления ребёнком предыдущего. Длительность каждого шага зависит от индивидуальных особенностей малыша.
• Помощь в установлении контакта с отдельными детьми. Во время основного периода главное в работе психолога – не наблюдение за работой воспитателя, а конкретная помощь, особенно в острый период адаптации. Это и помощь физическая (успокоить плачущих, одеть, накормить, уложить спать) и помощь в установлении контакта с отдельными детьми. Детей с резко отрицательным эмоциональным состоянием забираю в кабинет психолога, успокаиваю, устанавливаю сначала контакт двоих: психолог- ребёнок, затем ввожу в группу, где помогаю установить контакт воспитатель- ребёнок в группе детей.
• Помощь в установлении контакта с родителями Обычно есть родители, в общении с которыми сразу возникают трудности. Разъяснение воспитателям позиции и опасений родителей и обсуждение с родителями позиции воспитателей позволяет снять остроту проблемы непонимания, если она возникает. Консультация о типах высшей нервной деятельности и особенностях работы с каждой категорией детей. Это необходимо потому, что только учёт индивидуальных типологических особенностей с самого раннего возраста даёт возможность предупредить возможные проблемы в поведении детей. Правильная тактика в отношениях с детьми раннего возраста снижает вероятность появления «трудных» детей в дошкольных группах детского сада.
Взаимодействие с родителями:
Важнейшим условием успешной адаптации детей к ДОУ являются взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных партнерских взаимоотношений между ними для обеспечения полноценного общего развития детей.
Большое значение имеет также повышение психолого – педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей.
Основными направлениями организации работы с родителями дошкольников являются следующие виды и формы:
• Проведение психологических консультаций для родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Выступления на родительских собраниях, проведение семинаров- практикумов, способствующих овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители- дети.
• Дистанционная работа с родителями посредством оформления информационных стендов как в группе д/с, укабинета педагога-психолога, на сайте ДОО
• Клуб «Кроха»;
• Просмотр видеоматериалов;
В работе клуба «Кроха» отдается предпочтение активным методам: дискуссии, психологические игры, тесты, ролевое проигрывание проблемных задач семейного воспитания, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания.
Мониторинг.
«Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ»
(методика А. Остроуховой)
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3 (т. е. +3,+2,+1; -1,-2,-3). Суммарно по всем факторам можно получить +12 или -12; по показателям в интервале педагог-психолог и определяет уровень адаптации ребенка в ДОУ.
Определение поведенческой реакции ребенка:
1. Эмоциональное состояние ребенка.
+3 весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2 улыбается, настроение хорошее, весел.
+1 иногда задумчив, замкнут.
-1 легкая плаксивость, хныканье.
-2 плачет за компанию, плач приступообразный.
-3 сильный плач, подавленное настроение.
2. Социальные контакты ребенка.
+3 много друзей, охотно играет с детьми.
+2 сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.
+1 безразличен к играм, отстранен, замкнут.
-1 невесел. С детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
-2 проявляет тревогу, бросает начатые игры.
-3 недружелюбный, агрессивный, мешает детям играть.
3. Сон ребенка.
+3 сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
+2 сон спокойный.
+1 засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.
-1 засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
-2 засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
-3 отсутствие сна, плач.
4. Аппетит ребенка.
+3 очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2 нормальный аппетит, ест до насыщения.
+1 аппетит выборочный, но ненасыщенный.
-1 отвергает некоторые блюда, капризничает.
-2 приходиться следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно.
-3 отвращение к еде, кормление мучительно.
Оценка ответов проводится следующим образом:
Легкий уровень адаптации – до 5 дней – 1 недели
(поведенческие реакции +12… +8).
Средний уровень адаптации – до 15 дней – 3 недель
(поведенческие реакции +7… 0).
Усложненный уровень адаптации – до 25 дней – 5 недель
(поведенческие реакции -1… -7).
Уровень дезадаптации – более 5 недель
(поведенческие реакции -8… -12).
В течение 2014-2017гг. педагогами и педагогом - психологом ДОУ был использован метод наблюдения за детьми, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе, анкетирование родителей для первичной информации о ребенке, методика «измерения» степени адаптации ребенка в ДОУ (автор А. Остроухова).
Первым этапом стало изучение данных анкетирования, которые были направлены для облегчения адаптации вновь поступивших детей младшего дошкольного возраста и организации взаимодействия с родителями по принципу сотрудничества.
Целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога с детьми, родителями, и педагогами младших групп привела к положительной динамике показателей
Перспектива:
В целях дальнейшего совершенствования деятельности ДОУ по повышению качества дошкольного образования и обеспечению психолого-педагогической поддержки дошкольников в период адаптации, мною, как педагогом-психологом ДОУ планируется следующее:
1. Обобщить материалы по текущей теме самообразования для использования и распространения среди дошкольных организаций.
2. Обеспечить оказание психолого-педагогической и методической помощи педагогам в освоении современными формами и методами организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС
3. Оказывать психологическую поддержку, педагогическую и коррекционную помощь детям дошкольного возраста в период адаптации.
4. Совершенствовать систему комплексного обеспечения разносторонней поддержки семьи по вопросам адаптации детей к ДОУ.
5. Использовать современные образовательные технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования дидактического материала, систематически пополнять картотеку игр новыми играми.