Ергалиева Майя Сериковна
Опыт работы по теме самообразования «Коррекция агрессивного поведения с помощью сказкотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 201»
Выступление на педагогическом совете:
Опыт работы по теме самообразования : «Коррекция агрессивного поведения с помощью сказкотерапии»
Тема: «Путешествие в мир волшебных сказок».
Подготовила:
Педагог – психолог МДОАУ № 201
Ергалиева Майя Сериковна
Оренбург, 2022
Публикация «Опыт работы по теме самообразования „Коррекция агрессивного поведения с помощью сказкотерапии“» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Самообразование, саморазвитие
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Тема: «Путешествие в мир волшебных сказок».
Цель:
формирование положительного эмоционального состояния педагогов и развитие сплочённости педагогического коллектива через сказкотерапию.
Задачи:
- познакомить воспитателей со сказкотерапией, как эффективный метод работы с детьми включение в групповое взаимодействие;
- поддержка и развитие творческого самовыражения;
- снятие напряжения;
- гармонизация внутреннего состояния.
Ход:
Добрый день, уважаемые, коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию мою тему по самообразованию «Коррекция агрессивного поведения с помощью сказкотерапии» и поделиться опытом.
И мне бы хотелось его начать со слов Джанни Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее»
А давайте мы все вместе с вами подумаем:
Что такое сказка? (ответы с зала)
Из всего вами сказанного можно сделать следующий вывод: сказки, вовлекая детей в круг невероятных событий, способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. А в дальнейшем без давления со стороны взрослых учатся различать добро и зло.
Сегодня наше собрание я хочу начать с того, что мы с вами познакомимся.
Каждый из вас по кругу назовёт имя любимого сказочного персонажа и подаст руку другому, ладошкой вверх.
Ну, вот мы, с вами держа друг друга за руки стали одним целым. Судя по выбранным героям, каждый может немного себя продиагностировать и подумать: «Почему именно этот герой был выбран»
Практическая часть
Наверное, нет человека, который бы не любил сказки.
Что же такое сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знания испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы.
Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.
Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном символический “банк жизненных ситуаций”. В процессе работы мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка, так и к его сказочному “банку жизненных ситуаций”. Часто это позволяет найти нужное решение. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать “сказочные уроки”, отвечать на вопрос: “Чему же нас с тобой учит сказка?”, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего “банка жизненных ситуаций.
Концепция сказкотерапии базируется на 5 видах сказок.
Виды сказок :
Дидактические (в форме учебного задания)
Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки) : народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
сказки о животных;
бытовые сказки;
страшные сказки;
волшебные сказки.
Вот и мы с вами окунемся в мир волшебных сказок. Но для начала выполним первое упражнения. «Назови плохих сказочных героев».
Участники перечисляют отрицательных героев, которых фиксируют ведущие. Затем каждому герою дается аргументированная положительная характеристика.
Каждый ребенок с удовольствием смотрит любимую сказку и с таким же удовольствием пересказывает ее. Узнает ее из строк по картинкам. Сейчас и мы свами вспомним сказки.
Упражнение называется «Вопрос – ответ» по сказкам и рассказам.
1. Как звали трёх поросят?
2. Где спрятался, седьмой козлёнок? (В печке) .
3. Что больше всего любил Карлсон? (Варенье и печенье) .
4. Где баба взяла муку на Колобок? (По амбару помела, по сусеку поскребла)
5. Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы) .
6. Кем по должности была Фрекен Бок? (Домоправительница) .
7. Кто одолел Тараканище? (Воробей) .
8. Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (На ласточке) .
9. Назови две сказки, где лебеди положительные и отрицательные персонажи? («Дикие лебеди», «Гуси – лебеди») .
10. Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (Вечность) .
11. Самый высокий герой Сергея Михалкова? (Дядя Стёпа) .
12. Кто такие «Крылатый, мохнатый, да масляный»? (Воробей, мышонок и блин).
13. В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестрица Алёнушка да братец Иванушка») .
14. Назови самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик или приключения Буратино»).
15. Сказка о хлебобулочном изделии («Колобок»).
16. Сказка о пенсионере, зарабатывающем на жизнь рыболовным промыслом. («Сказка о рыбаке и рыбке»).
17. Сказка о ледяной особе королевских кровей. («Снежная королева»).
18. Сказка о деревенском семействе, вырастившим овощ-гигант. («Репка»).
19. Сказка о мальчике, который своим появлением на свет обязан не матери, а отцу. («Буратино»).
С помощью сказки можно решить такие проблемы как :
- уборка собственных вещей или игрушек;
- прием пищи или еда;
- борьба со страхами;
- подготовительные моменты при необходимости посещения врача, сада…;
- отношения между детьми (дружбы, ссоры, не умение общаться);
- жадность или не желание делиться;
- капризы;
- не желание умываться, чистить зубы…
И следующее упражнение «Реши проблему с помощью сказки» Участники разбиваются на группы. Каждая группа получает свой сюжет с определенной проблемой (когда ребенок дерется и не убирает игрушки., педагоги додумывают сюжет рассказа, и предлагают решение проблемного вопроса.
Рассказ «Как Коля научился убирать игрушки».
Жил-был Коля и его друг Леша. Они здорово дружили. Когда наступал вечер, Леша собирал свои игрушки и отправлялся домой. Он всегда складывал свои игрушки, по местам.
Коля не хотел складывать свои игрушки, капризничал и отказывался их собирать. Они так и оставались лежать на местах до утра на крылечке, во дворе, в песочнице или разбросанными по всему дому.
Наступало утро, и Леша легко находил свои игрушки и отправлялся с ними играть.
А Коля еще долго искал нужную игрушку, а другие дети, не дождавшись его, играли, а он расстраивался и грустил. (Продолжение придумывают педагоги)
Мое продолжение:
Очень скоро окружающие поняли, что Коля не относится бережно к своим игрушкам и перестали ему их дарить.
Однажды Коле повстречался с волшебной гусеничкой, которая поведала ему секрет.
Если убирать свои игрушки на места, ухаживать за ними и беречь их, взрослые снова станут дарить новые игрушки. Складывая их на свои места, Коля сможет быстро отыскать нужную.
С тех пор мальчик Коля всегда знает, где лежат его игрушки, родители и бабушка с дедушкой снова покупают ему новые игрушки.
«Драчун».
Один мальчик всегда дрался. Звали его Костя Все дети во дворе его боялись. И когда наступило лето, мама отправила Костю в деревню. Утром в деревне он проснулся от громкого «Ку-ка-ре-ку!».
В саду пели птички, на окне стояло молоко, а у окошка на ветке сидели два воробья и весело чирикали. Во дворе стояла корова и мычала, важно ходил петух, крякали утки, гагатали гуси, блеяли овечки «Беее!», козочка кричала «Ме-ме!». Красота!
Светило солнце, рядом в березовой роще стояли березки и шелестели листочками, «Тук-тук!» стучал дятел, «Ку-ку!» кричала кукушка.
Коля выпил молоко и вышел во двор.
Гав-гав! - поприветствовал его пес.
Мяу, как спалось? - спросил кот.
Костя ни с кем не поздоровался, пнул собаку, схватил за хвост кота, запустил палкой в гусей и уток, кинул камень в петуха. Овечки с козочкой испугались и убежали, а корова недовольно замычала и ушла со двора. Костя остался один, ему стало скучно, и он решил пойти в рощу. Там его радостно встретили берёзки шелестом своих листьев.
- Тук-тук! - поприветствовал его дятел.
Ку-ку! - сказала кукушка.
Привет! - пропищал муравей.
Костя подошел к березке и сломал ветку.
Ой-ой-ой! - закричала березка, но мальчик её не услышал. Он смастерил рогатку и стал стрелять в птиц. Разворошил муравейник.
Не рушьте наш домик! - кричали муравьи, но и их не услышал Костя.
Потом ему и в роще наскучило. Костя вышел на проселочную дорогу и стал кидать камни в солнце. Ему не нравилось, что оно светило в глаза. (Продолжают воспитатели)
Мое продолжение:
На другой день, когда Костя проснулся, он почувствовал, что все изменилось. Солнце не светило в окно. Петух не кукарекал, молока в кружке не было, птички не пели. Двор был пуст. Никто его не приветствовал. Собака забралась в будку, кот залез на крышу.
Он пошел в рощу. Солнце спряталось за тучку. Березы не шелестели листочками. Дятел, кукушка и другие птицы улетели. Никто не пел в лесу.
Костя почувствовал себя таким одиноким. И он захотел, чтобы все было, как раньше. Он понял, что все на этой земле его друзья, а друзей обижать нельзя. С тех пор он никого никогда не обижал и не дрался. А когда вернулся в город, помирился с ребятами во дворе, всем привез подарки: кому ягоды, кому грибы, а кому-то и шишки. Рогатку выбросил и никогда больше не ломал деревья ни в лесу, ни в городе.
Мы видим что сочинить сказку очень интересно и увлекательно. А когда ребенок сам вместе с педагогам продумывает сам сюжет сказки. То сказка не только становиться поучительной и занимательной. Но и самой запоминающейся.
Все мы знаем, что все дети любят играть в сказки. Вот мы сейчас с вами поиграем в сказку импровизацию которая называется «Деревце». (педагоги вытягивают роль из мешочка)
«Сказка импровизация Деревце»
Стояла тишина. Вдруг неожиданно грянул гром. Дерево вздрогнуло, и с него полетели листья. Хрустнула и упала ветка. Вспорхнули и закружили вороны. Они долго, пронзительно каркали и разбудили собаку. Она лениво вышла из будки, потянулась, оглянулась вокруг, тявкнула и хотела было залезть обратно, как вдруг увидела кошку, которая мирно лежала у дерева. Собака подбежала к кошке и зарычала. Кошка что-то мяукнула в ответ, приоткрыла один глаз и продолжала смотреть удивительный сон. Ей снилось, что стояла тишина. Неожиданно грянул гром. Дерево вздрогнуло, и с него посыпались листья. Собака убежала к себе в будку, а кошка ближе прижалась к деревцу. Только вороны все кружили и нечего не боялись.
Сейчас мы прочувствовали, как меняя образ, мы меняем характер, стиль поведения и общения. В нашей работе изменение образа, переодевание может помочь нам в работе с детьми. Если нужно успокоить капризного ребёнка можно предстать перед ним в образе Короля, Королевы, Воина, которым все должны подчиняться, выполнять их указы. Бывают такие моменты, когда мы раздражительны, нервозны и чтобы не передавать своё раздражение, негатив на непослушного ребёнка, можно, как бы спрятаться за образ отрицательного героя из сказки, например, Бабы-Яги, кикиморы.
Ведь если ребёнка поругает Баба- Яга, он обидится на неё, а образ воспитателя останется в его памяти добрым, заботливым и любящим его. Отсюда следует, что волшебное преображение может быть полезным не только ребенку, но и взрослому, они помогают друг другу, т. е. предотвращая серьёзные конфликты.
Задание «Создание сказочной страны».
Ну а теперь я предлагаю вам создать свою сказочную страну. В этой стране вы сможете выразить себя, свои чувства. Это будет страна, где вам будет хорошо, и у вас все будет получаться! Включить релаксирующую музыку
Участники работают над созданием своей сказочной страны в течение 5 мин
А теперь кто хочет презентовать свой рисунок.
Если вы готовы, подходите ко мне. Покажите свою сказочную страну, и проговорите свои ассоциации (на что похоже, что напоминает, кто живёт в сказочной стране, какие чувства вызывает у вас эта картина.
Сегодня вы увидели, как с помощью сказкотерапии можно сближать людей, находить контакты между собой, расслабляться. Я желаю нам всем беречь своё здоровье, хорошего и радостного настроения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007. - 214 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004. - С 12 - 59.
3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога - Москва, «Владос», 1999. - с. 32 - 274.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М. : 2005. - 80 с.
5. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия - М., 2001. - с 12 - 35.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. - СПб. : «Златоуст», 1998. - 352 с.
7. Алексеев К. И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. - 1996. - №2. - с 73 - 85.
8. Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». - М. : «Киасс», 1996. - 320 с.
9. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). - СПб. : Речь, 2002. - С. 36 - 42
10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Развивающая сказкотерапия - СПб. : 2006. - 125 с.
11. Булашевич Т. С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними миром // Журнал практического психолога. - 1997. - №6. - с 123-126.
12. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» : Прогресс; М. ; 1990. - 235 с.
13. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л. : ЛГУ, 1986. - С. 53-58.
14. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. Уч. пособие. - М., 1980. - 153 с.
15. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. : М., 1996.
16. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога : Учебно-методическое пособие. - М., 2002. - 325 с.
17. Стрелкова Л. П. Уроки сказки, Москва 1989 г., 162 с.
18. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путешествие в страну сказок», практическое пособие М., 2005. - С. 14-115.
19. Зинкевич-Евстигнеева Т. Грабенко Т. Игры в сказкотерапии - СПб. : «Речь», 2006. С. 6-208.