Ирина Александровна Перепелятник
Опыт работы по теме «Развитие воображения и речевого творчества в работе со сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Перепелятник Ирины Александровны
По теме «Развитие воображения и речевого творчества в работе со сказкой»
Девизы моей педагогической деятельности:
1. «Педагогика творчества сама должна быть творческой»
2. «Ребёнок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь»
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие воображения и речевого творчества в работе со сказкой“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3. Не стремиться навязать ребёнку процесс игр со сказками, а попытаться увлечь его этим видом деятельности, сформировать интерес. Сначала интерес ребенка имеет безотчётный стихийный характер, затем он углубляется и расширяется. С возрастом интересы становятся всё более устойчивыми. Сильный устойчивый интерес побуждает ребёнка к активности и преодолению препятствий и делает деятельность приятной и привлекательной.
Передо мной стоит задача развития воображения и творчества в работе со сказкой. Осуществить эту задачу можно только в творческой деятельности, следовательно, не может быть готовых рецептов и приёмов. Для себя я определила условия для формирования творчества.
1. Создаю безопасную и психологически комфортную образовательную среду с учётом индивидуальности каждого ребёнка, его склонностей и интересов.
2. Научить творчеству могу только в совместной деятельности взрослого и ребёнка, каждый из участников полноправный член.
3. Привлекаю родителей к творческой деятельности.
4. Должна продемонстрировать творческие способы деятельности.
5. Организовываю жизнь и деятельность ребёнка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений.
Основная цель моей работы над темой – развитие познавательных и творческих способностей на «сказочном материале». Нужно научить ребёнка неотрывочному фантазированию, и подвести к решению определённой творческой задачи. Образы воображения характеризуются символичностью, использованием замещения.
1. Освоение действий замещения персонажей.
2. Пересказ сказок с опорой на заместители
- развитие двигательного моделирования
- освоение действий передачи отношения к персонажам сказок и историй с помощью самостоятельно придуманных символических средств.
3. Достраивание и сочинение сказок с опорой на заместители, пространственно-временную модель.
4. Развитие выразительных движений, соответствующих воображаемому характеру персонажа.
5. Развитие воображения на материале вариативного словесного творчества.
Эти задачи в соответствии с возрастом детей решаю на занятиях по «Ознакомлению с художественной литературой и развитию речи». Обязательно включаю сказочные материалы и другие виды занятий. Возникает интерес к программному материалу, занимаемся играя, помогает сказка.
Сказочные, волшебные физминутки: превращаем предметы (тетрадь-бабочка, ковёр-самолёт, карандаш-солдатик, палочка дерижёра, стул- лошадка, машина, ослик… .
С «превращёнными предметами выполняем упражнения. Мощный толчёк для развития воображения – это речь.
Игровые приёмы, которые я использую для развития речи у детей :
- Сказочные тексты помогают верно строить диалоги: игра «Интервью» (один ребёнок сказочный герой, второй берёт интервью). Дети учатся задавать вопросы. Умение разумно сформулировать вопрос, является одним из показателей успешного развития дошкольника.
Жанр письменного общения:
Составляем короткие письма и телеграммы героям любимых сказок. Использую в работе игры со словами (чуткость к слову) :
1. Игры с мячом: дети подбирают различные признаки к одному и тому же е предметы к признаку.
2. Сочинить длинное и смешное слово о сказочном герое, например баба-яга-ругательница (на древнеславянском языке глагол «Ягать» - ругать.
3. Скажи ласковые слова сказочному герою, скажи грустные слова …
4. Рифмовать слова.
5. Придумай тёплые, холодные, мягкие, стеклянные … слоыв.
6. «Подари словечко». Нужно составить длинное предложение про сказочного героя.
Каждое занятие включает в себя артикуляционную гимнастику. Я использую в работе пальчиковые игры («Расскажи сказку руками»).
Мной проводиться большая работа по развитию воображения детей в совместной деятельности:
1. Чтение сказок в определё нной обстановке: при свете настольной лампы; в «Русской комнате»; воспитатель в «волшебном костюме»; читают бабушки, папы, мамы.
2. Чтение сказок сочинённых детьми, воспитателями, родителями.
3. Дидактические игры в соответствии с возрастом детей и их творческим потенциалом.
- Сказки по ассоциации с предметами («Сначала оживи», сказка из 2-х персонажей;
- Из природного материала
- По тактильным ощущениям
- По запаху
- По звукам
- Мусорные сказки
- Сказки из чудесного мешочка
- Гости из королевства фигур – сказочные персонажи сделаны из геометрических фигур
- Волшебное зеркало – нарисовано частичное отражение в зеркале сказочного персонажа
- Озвучь картинку
- Вот так следы - узнать нарисованные следы
- Экологическая сказка
- Сказочная путаница – подбор иллюстраций из разных сказок
- Сказка, возьми меня в полёт – путешествия по сказочным планетам
- Загадочный фотограф – используются картинки, открытки, иллюстрации (Кто не попал в объектив)
- Сладкая сказка- используются фантики от конфет
- Определи эмоцию
- Паровозик «Радуга» - разноцветные вагоны
- Волшебные портреты – схематичное изображение сказочного героя
- Валеологический театр – герои сказки : зубная щетка, шампунь, мыло …
- Эти волшебные слова – слова составляются из фруктов; видов транспорта и т. д.
- Древо семьи
- Славянские куклы – безликие куклы
- Природный театр – используется природный материал
- Сказка спряталась – с геометрическими фигурами, предметами
- Сказка из бутылок – герои сказок сделаны из пластиковых бутылок
- Верёвочный театр – подобраны разноцветные верёвочки разной длинны
- Страна «Посудария» - персонажи сказки-посуда
В развивающей среде группы много предметов заместителей (волшебная корзинка с умными вещами; бюро интересных находок; почтовый ящик. К паботе по развитию воображения детей привлекаю родителей. Творчество должно продолжаться и дома. Родители становятся авторами сказок, соавторами при создании дидактических игр, рекомендую дома использовать «интересные предметы» для создания развивающей среды. Я стараюсь выполнять свои творческие задачи так, чтобы дети и их родители становились моими союзниками. От совместной работы появляются и положительные результаты. В процессе работы со сказкой на занятиях и в совместной деятельности, начиная с младшей и до подготовительной группы, развиваются основные компоненты творчества : мышление и воображение.
Необходимо обращать внимание на формирование качеств мышления, которые развивают креативность (способность порождать новые идеи, совершенствовать или придавать завершённый вид своему продукту, способность высказывать многообразные идеи).
Я ставлю следующие задачи в работе по этому направлению:
1. Формирование независимости мышления (оригинальные ответы, отстаивание своего мнения).
2. Стремление доводить начатое дело до конца.
3. Развитие умения сочувствовать, сопереживать.
4. Умение принимать критику без обид, самому признавать и находить ошибки в своих поступках, высказывать критику в адрес других людей с желанием помочь.
5. Поощрять в ребёнке инициативность, независимость, изобретательность, уверенность в своих силах и способностях.
6. Воспитание культуры общения и привитие основных коммуникативных качеств и навыков.
Все задачи по развитию творчества у детей необходимо решать в комплексе в зависимости от уровня развития и подготовленности детей, их индивидуальных и личностных особенностей.
Все занятия и совместная деятельность проходят в игре со сказкой; процесс познания и развития ненавязчивый, интересный, естейственный, а главное - продуктивный