Галина Попова
Опыт работы по теме «Развитие познавательных процессов у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по развитию познавательных процессов у дошкольников.
Тему "Развитие познавательных процессов у дошкольников" я выбрала не случайно. Ведь одной из основных задач дошкольного образования является задача подготовки дошкольников к школьному обучению. От того, как мы, педагоги и родители, разовьём способности ребёнка в дошкольном возрасте, во многом зависит успешность его обучения в школе. Одним из важнейших условий успешного обучения в школе являются развитые познавательные процессы : восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Каждый из познавательных процессов обеспечивает определённую сторону познания окружающего мира. Восприятие доставляет первоначальное сведение о предметах, явлениях действительности, создаёт их образы. Память сохраняет эти образы и даёт возможность дальнейшей работы над ними. Эта дальнейшая работа совершается при помощи мышления и воображения, которые анализируют то, что получено в восприятии и сохранено в памяти. И снова, результаты работы мышления и воображения берутся на сохранение памятью, что позволяет использовать их для дальнейшего познания. Таким образом, все познавательные процессы взаимосвязаны между собой, а внимание присутствует в каждом из них. От того, как дети научатся внимательно смотреть и видеть, запоминать и помнить, мыслить, фантазировать, воспринимать окружающий мир во всех его красках, зависит: будет ли школьная жизнь успешной и радостной или омрачится неудачами и огорчениями. Заинтересованность и активность ребёнка, его вовлечённость в процесс обучения во многом зависит от того, насколько он сам творит это обучение. Дети дошкольники очень активны в познании окружающего мира. Их интересует буквально всё. Большую часть времени ребёнок познаёт мир сам : он наблюдает, экспериментирует, действует, получая таким образом новую информацию. Но многое для него остаётся непонятным, загадочным. Заинтересовать ребёнка непонятным, подвести к разгадке загадочного - вот в этом я вижу свою задачу.
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие познавательных процессов у дошкольников“» размещена в разделах
В своей работе с детьми я использовала элементы проблемного обучения, основной направленностью которого является развитие творческого мышления. Разрабатывают эту проблему учёные Матюшкин, Кудрявцев, Махмутова. Одно из положений Рубинштейна говорит о том, что процесс мышления возникает в той ситуации, когда необходимо разрешить возникшую трудность. Значит всякий акт мышления является творческим, так как он предполагает либо разработку новых, либо преобразование уже существующих способов мышления.
Свою работу я начала с отслеживания развития слуховой, зрительной памяти, внимания и мышления у детей. Что подтолкнуло меня к этому? В средней группе дети плохо усваивали материал по формированию элементарных математических представлений. Проанализировав возможные причины отставания в усвоении материала, я выдвинула предположение о том, что у большинства детей слабо развиты психические процессы, а в частности, память и мышление. Отслеживание уровня развития психических процессов подтвердило мои предположения: 26% детей имели низкий уровень развития слуховой памяти, 22% - низкий уровень развития зрительной памяти, 22% детей имели низкий уровень развития мышления. Из результатов мониторинга стало видно, что нужно сделать упор на развитие памяти и мышления, в то же время, не упустить развитие остальных психических процессов. Следующим шагом в моей работе стало составление и внедрение плана работы по развитию познавательных процессов (см. Приложение 1).
Работать над развитием познавательных процессов у детей интересно, получаешь удовлетворение не только от результата работы, но и от процесса. Особенно тогда, когда дети с удовольствием и радостью принимают те игры и упражнения, которые предлагаешь им или они придумывают игры сами. Так, например, оформляя панно "Учимся читать", наклеила изображения зайчика и медвежонка среди букв. Вообразили с детьми, что зайчик и медвежонок принесли нам эти буквы из Лесной школы, в которой они учатся. Благодаря этому поддерживался интерес обучению грамоте. Использовала эти персонажи и в организованной образовательной деятельности. Для решения задач, связанных с развитием познавательной сферы ребёнка, использовала методику Путилиной Н. В., кандидата педагогических наук (см. брошюру "Возможности практической психологии в образовании", под ред. Бурлаковой Н. С., УЦ Перспектива, 1998 г., стр. 41-48). Эта методика проста и доступна в работе не только педагогам, но и родителям. Для занятий с детьми, вместе с родителями изготовили демонстрационные карты - листы с наклеенными геометрическими фигурами и пеналы с пятью секциями, в каждую из которых вложены вырезанные из цветного картона геометрические фигуры, по 10 штук каждого наименования: красные треугольники, жёлтые круги, синие квадраты, зелёные прямоугольники, коричневые овалы. Пеналы изготовили из спичечных коробков, обклеив их цветной бумагой и скотчем. На каждого ребёнка - пенал с фигурами и чистый лист бумаги, по формату, соответствующий демонстрационным картам. Общая совокупность упражнений включает три основных блока. Первый блок упражнений ориентирован на тренировку внимания и развития памяти у детей. Детям в течение 10 секунд демонстрируется карта и даётся установка "запомнить". Затем карта убирается и дети по памяти выкладывают у себя на листах то расположение фигур, которое было на карте. После того как задание выполнено, карта снова предъявляется детям и они сравнивают свою картинку с картой, исправляют ошибки, если есть. Второй блок упражнений я использовала для формирования и закрепления у детей навыков пространственного ориентирования. Проводится "цветовой" или "геометрический" диктант и так же, как в первом блоке упражнений, картинка проверяется. Чтобы оживить интерес к выполнению уже хорошо знакомого действия, можно предложить детям самим выступить в роли ведущего. Третий блок упражнений направлен на развитие фантазии и творческих способностей детей. Дети из фигурок создают мозаичные картины, превращаются в художников, а после завершения работы рассказывают о своём мозаичном произведении. Эта методика способствовала формированию у детей внимания, памяти, пространственного ориентирования, закреплению знаний цвета и геометрических форм, а так же развитию творческих способностей.
Для развития логического мышления оформила мини-альбомы "Продолжи ряд", "Какой фигуры не хватает?", игру "Буквенный конструктор". Для развития всех познавательных процессов - альбом под названием "Энциклопедия интеллекта", где собраны интересные развивающие задания. В свободное время дети рассматривали альбом и выполняли задания.
Большую роль в развитии мышления и памяти играет использование моделирования. Вместе с детьми оформили модели дней недели, времён года, частей суток. В результате ежедневной работы с моделями дети без труда запомнили нужную информацию.
Одним из средств развития памяти является заучивание. Хорошо помогают запоминать картинки и опорные сигналы. У детей образуется связь между картинкой и содержанием стихотворения. При повторении стихотворения стоит только показать опорный сигнал, как дети воспроизводят стихотворение.
Для развития смысловой памяти использовала упражнение "Воспроизведи рассказ". Зачитывала рассказ, затем просила воспроизвести близко к тексту. Если ребёнок затруднялся, задавала дополнительные вопросы.
Для увеличения объёма памяти использовала игры "Запоминаем вместе", "Снежный ком", "Собираем чемодан".
Большую роль в умственном развитии играет умение классифицировать, группировать. Закрепляла у детей это умение с помощью различных лото, домино ("Ягодка", "Все работы хороши", "Грибы", "Птицы", "Фрукты-овощи","Строим дом", "Транспорт", наборов картинок.
Для развития логического мышления использовала логические задачи на поиск недостающих фигур из книги Михайловой З. А. "Игровые занимательные задачи для дошкольников", различные лабиринты, упражнения на поиск двух одинаковых предметов, на нахождение лишних фигур. Использовала в работе "Блиц-турнир" - задавала детям несколько вопросов, на которые они должны были дать быстрый ответ. Например: Железо горит? Рыба плавает? Заяц летает? Воробей бегает? На сосне растут яблоки?. Таким образом развивается быстрота мышления.
Для развития логического и образного мышления использовала игру -занятие "Истории в картинках". По комплектам карточек дети составляли забавные рассказы. В этой игре они проявляли фантазию, одновременно развивая наблюдательность, логическое мышление, связную речь и внимание. Игра "Логические цепочки" направлена на тренировку внимания и сообразительности. Интересна и полезна для развития детей игра "Логический поезд". В этой игре дети составляли поезд из картинок-вагончиков, связывая их между собой логической связью. Очень интересные, порой достаточно необычные логические связи находят дети.
Мною разработаны и внедрены в практику конспекты развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста : "Развиваем память", "Волшебные палочки", "Игра "Бросай-ка", "Что за ящик? Угадай", "Путешествие по стране Знаек", "В гостях у трёх медведей", "За грибами на лесную полянку", "В гостях у бабушки".
К концу пребывания в подготовительной группе были достигнуты неплохие результаты в развитии психических процессов у детей. Высокий уровень внимания у 57% детей, зрительной памяти у 43%, слуховой памяти у 48%, мышления у 65%. Низкого уровня нет. Эти результаты были достигнуты благодаря совместной работе педагога и родителей. Родители были озадачены, когда получили результаты отслеживания познавательных процессов в средней группе. У большого количества детей был низкий уровень развития памяти и мышления. У родителей возник вопрос "А как помочь ребёнку?". Тогда я подготовила и провела ряд консультаций для родителей :
-"Как развивать память у детей";
- "Развиваем внимание";
- "Познавательные интересы вашего ребёнка";
- "Развитие мышления у детей";
- "Психическое развитие ребёнка четвёртого и пятого года жизни";
- "Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности";
- "Каков ваш ребёнок от пяти до шести лет";
- " Готовность к школе: что мы не понимаем?";
- "Экспресс-диагностика готовности ребёнка к обучению в школе (тесты для родителей)".
Кроме того, каждой семье была вручена памятка для работы с ребёнком по развитию познавательных процессов.
Для родителей провела ряд родительских собраний и открытых мероприятий:
- "Развитие познавательных процессов у дошкольников" с показом ООД в образовательной области "Познавательное развитие" "Путешествие по стране "Знаек". Каждый родитель смог увидеть успехи и неудачи своего ребёнка.
- "Развиваемся, играя" с показом ООД в образовательной области "Познавательное развитие" с развивающим содержанием;
- "Готовность к школе. Что это такое?";
- показала ООД по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Письмо из Лесной школы" с развивающим содержанием;
Родители проявили большой интерес к данной теме. Они помогали оформлять дидактический материал, игры, делились специальной литературой, играли с педагогом и друг с другом в развивающие игры; интересовались успехами своего ребёнка, были активными участниками родительских собраний.
Таким образом, совместная работа педагогов, родителей и детей принесла положительные результаты. Если в средней группе низкий уровень внимания имели 4% детей, зрительной памяти - 22%, слуховой памяти - 26%, мышления - 22%, то к концу подготовительной группы низкого уровня не стало совсем. Если в средней группе высокий уровень мышления имели 39% детей, то к концу подготовительной группы - 65% (более подробно мониторинг развития познавательных процессов смотреть в Приложении 2).
Исходя из опыта работы над данной темой, я сделала следующие выводы:
1. Тему "Развитие познавательных процессов у дошкольников" считаю актуальной, так как развитые познавательные процессы способствуют успешному обучению в школе.
2. Работая над темой, получаешь удовлетворение не только от результата работы, но и от процесса.
3. Игры и упражнения по данной теме не только полезны, но ещё интересны и занимательны для детей. Они их с удовольствием принимают, а обучение с увлечением незаметно для ребёнка, не утомляет и не раздражает его.
4. Положительных результатов в развитии познавательной сферы ребёнка можно добиться, только работая вместе с родителями.
5. Работу по развитию познавательной сферы надо начинать с младшего дошкольного возраста.
Приложение 1. Перспективный план работы по развитию познавательных процессов.
Средняя группа.
сентябрь 1. Развивающие игры :
-"Кто разбудил Мишутку?" (на восприятие звука);
-"Бегите ко мне" (на восприятие цвета);
-"Что нам привёз Мишутка?" (на восприятие формы);
-"Раз, два, три - говори!" (на формирование внимания).
2. Пальчиковая гимнастика. Упражнения:
-"Пальчики здороваются";
-"Сорока-ворона";
-"Пальчик-мальчик, где ты был?".
3. Заучивание стихотворения "Осень, осень к нам пришла. "
октябрь 1. Развивающие игры :
-"Что выбрал Петрушка?" (на восприятие звука);
-"Ищи свой дом" (на восприятие цвета);
-"Весёлые матрёшки" (на восприятие величины);
-"Прятки с игрушками" (на развитие внимания).
2. Пальчиковая гимнастика. Упражнения:
-"Апельсин";
-"Домик";
-"Похлопаем в ладошки. "
3. Заучивание потешки "Тень-тень-потетень. "
ноябрь 1. Развивающие игры :
-"Пальчик" (на развитие внимания);
-"Зайчик и мишка" (на развитие речи и мышления);
-"Кого как зовут?" (на развитие мышления, памяти и речи);
-"Подбери нужное слово" (на развитие мышления и речи).
2. Заучивание отрывка из "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях" А. Пушкина "Ветер, ветер! Ты могуч. "
3. Комплексное музыкально-развивающее занятие "В гостях у бабушки".
декабрь 1. Развивающие игры :
-"Подскажи словечко" (на развитие творческого мышления);
-"Узнай нас" (на развитие творческого мышления, памяти);
-"Угадай" (на развитие мышления и речи);
-"Чудесный мешочек" (на развитие осязания и мышления).
2. Развитие мелкой моторики :
-игры с вкладышами, пуговицами;
-закрашивание силуэтов новогодних украшений.
3. Заучивание стихотворения З. Александровой "Ёлочка".
январь 1. Развивающие игры :
-"Что бывает, а чего не бывает" (на развитие познавательных процессов и волевых качеств);
-"Где твой дом?" (на зрительное восприятие формы);
-"Разрезные картинки", "Пазлы", "Складные кубики" (на развитие мышления).
2. Игры со шнуровками, застёжками (на развитие мелкой моторики).
3. Заучивание стихотворения Ю. Кушака "Оленёнок".
февраль 1. Развивающие игры :
-"Мячик вверх" (на развитие быстроты реакции);
-"Что достать тебе, дружок?" (на развитие памяти);
-"Автобусы и гаражи" (на восприятие формы).
2. Пальчиковая гимнастика. Упражнения:
-"Воздушный шарик";
-"Ушки-рожки";
-"Ладушки".
3. Игры со шнуровками, вкладышами, застёжками.
4. Развивающее занятие "В гостях у трёх медведей".
март 1. Развивающие игры :
-"Прятки с игрушками" (на развитие внимания);
-"Отгадай загадку" (на развитие мышление);
-"Чудесный мешочек" (на развитие мышления).
2. Заучивание стихотворения Я. Акима "Мама".
3. Игры с разрезными картинками, складными кубиками, вкладышами, шнуровками.
апрель 1. Развивающие игры :
-"Раз, два, три - говори!" (на формирование внимания);
-"Подбери нужное слово" (на развитие мышления и речи);
-"Мамины помощники" (на развитие памяти).
2. Пальчиковые игры:
-"Петушок";
-"Гости";
-"Сорока-ворона".
3. Заучивание стихотворения Е. Серовой "Одуванчик".
май 1. Развивающее занятие "Путешествие по стране Знаек".
2. Мониторинг развития познавательных процессов.
Старшая группа.
сентябрь 1. Мониторинг развития познавательных процессов, информирование родителей по итогам мониторинга (индивидуально)
2. Подбор дополнительной литературы, методик, приёмов и технологий работы по теме.
октябрь 1. Консультация для родителей "Особенности памяти дошкольников и пути её развития".
2. Изготовление дидактического материала для развития зрительной памяти : пеналы с геометрическими фигурами и демонстрационные карты (с помощью родителей).
3. Игры и упражнения для развития памяти : "Игра в слова", "Осенний листок", "Чудесный мешочек", "Запомни картинки", "Какой игрушки не хватает?", "Запоминаем вместе".
ноябрь 1. Включение упражнений с демонстрационными картами в занятия по ФЭМП.
2. Консультация для родителей "Игры для развития речи".
3. Игры и упражнения для развития памяти : "Давай искать на кухне слова", "Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга", "Нарисуй сказку", "Поручения", "Исправь ошибки в рисунках художника", "Игра в слова на разные буквы", "Гуляем по зоопарку".
декабрь 1. Загадывание и отгадывание загадок.
2. Консультация для родителей "Развиваем внимание".
3. Игры и упражнения для развития внимания : "Найди предмет, не похожий на другие", "Найди одинаковые предметы", "Найди игрушку","Чем отличаются картинки","Лабиринты", "Будь внимателен".
январь 1. Продолжать включать упражнения с демонстрационными картами в занятия по ФЭМП.
2. Консультация для родителей "Развиваем мышление".
3. Игры и упражнения для развития мышления : "Кто летает?", "Назови одним словом", "Что лишнее", "Я знаю. ", "Домино", "Где игрушка", "Пазлы", "Складные кубики", "Разрезные картинки".
февраль 1. Консультация для родителей "Что такое восприятие. Особенности восприятия у дошкольников".
2. Игры и упражнения для развития восприятия : "Дорисуй узоры", "Изучаем мир вокруг", "Составь картинку", "Геометрическое лото", "Незаконченные рисунки".
3. Игры и задания со счётными палочками.
март 1. Логические задачи на поиск недостающих фигур.
2. Консультация для родителей "Что такое воображение. Особенности воображения у детей дошкольного возраста".
3. Опросник для родителей "Как развита фантазия у вашего ребёнка".
4. "Мастерилка" - изготовление детьми поделок из бросового материала.
апрель 1. Развивающая игра "Истории в картинках".
2. Игры для развития мелкой моторики : конструктор "Лего", "Пальчиковые игры", "Застёжки", "Шнуровки", занятия лепкой, аппликацией, рисованием, раскрашивание картинок.
3. Развивающее занятие "Что? Где? Когда?" (с использованием игр и упражнений на развитие мышления, памяти, внимания)
май 1. Развивающие игры и упражнения по желанию детей.
2. Мониторинг развития познавательных процессов, информирование родителей по итогам мониторинга (индивидуально)
Подготовительная группа
сентябрь 1. Мониторинг развития познавательных процессов, информирование родителей по итогам мониторинга (индивидуально).
2. Консультация для родителей "Познавательные интересы вашего ребёнка".
3. Оформление альбома "Энциклопедия интеллекта" (игры, головоломки, лабиринты, ребусы, упражнения на внимание, на нахождение отличий).
октябрь 1. Развивающее занятие "Развиваем память".
2. Оформление моделей: дни недели, части суток, времена года.
3. Игры и упражнения "Какой фигуры не хватает?", "Буквенный конструктор", "Запоминаем вместе", "Закончи предложение".
4. Родительское собрание "О подготовке детей к школе".
ноябрь 1. Оформление опорных сигналов для заучивания стихов.
2. Игры и упражнения: "Снежный ком", "Воспроизведи рассказ", "Сравни два рисунка", "Лабиринты", "Пазлы".
3. Развивающая игра "Логический поезд".
4. Развлечение "За грибами на лесную полянку" (с использованием игр и упражнений на развитие познавательных процессов)
декабрь 1. Развивающее занятие "Гости из Лесной школы".
2. Игры и упражнения "Танграмм", "Найди отличия", "Блиц-турнир".
3. Конкурс среди родителей на лучшую развивающую игру своими руками.
4. Дидактическая игра "Логические цепочки".
5. Консультация для родителей "Обучаем ребёнка грамоте" (с показом развивающего занятия).
январь 1. Развивающее занятие "Письмо из Лесной школы".
2. Использование демонстрационных карт в самостоятельной деятельности детей.
3. Игры и упражнения: "Игра в слова", "Исправляем ошибки художника", "Найди и раскрась все круги среди других фигур", "Дорисуй узор", "Найди предметы одной формы".
4. Консультация для родителей "Как знакомить детей с буквами и цифрами".
февраль 1. Родительское собрание "Развиваемся, играя!" (с показом развивающего занятия "Путешествие в Лесную школу".
2. Игры и упражнения "Модели животных", "Монгольская игра", "Придумай рассказ", "На что похоже?", "Неоконченный рисунок".
3. Составление картотеки развивающих игр.
март 1. Игры и упражнения на развитие внимания : "Наоборот", "Весёлый мяч", Запрещённые движения", Лабиринты", "Что мы слышим", "Отыщи числа".
2. Использование демонстрационных карт в самостоятельной деятельности детей.
3. Логические задачи на поиск недостающих фигур.
4. Развивающее занятие "Путешествие в страну Знаек".
апрель 1. Игры и упражнения: "Запомни картинки", "Колумбово яйцо", "Слушаем и рисуем", "Нарисуй по памяти картинку", "Воспроизведение рассказа".
2. Развивающая игра "Истории в картинках".
3. Развивающее занятие "Что за ящик? Угадай!"
май 1. Мониторинг развития познавательных процессов, информирование родителей по итогам мониторинга (индивидуально).
2. Итоговое родительское собрание "Готовность детей к обучению в школе".
3. Развивающее занятие "Игра "Бросай-ка".
Приложение 2. Мониторинг развития познавательных процессов.
Средняя группа.
Уровень развития познавательных процессов в % отношении
Уровень внимание зрительная память слуховая память мышление
ВЫСОКИЙ 70% 48% 22% 39%
СРЕДНИЙ 26% 30% 52% 39%
НИЗКИЙ 4% 22% 26% 22%
Старшая группа
Уровень развития познавательных процессов в % отношении на начало учебного года
Уровень внимание зрительная память слуховая память мышление
ВЫСОКИЙ 52% 52% 30% 48%
СРЕДНИЙ 48% 35% 48% 39%
НИЗКИЙ 0% 13% 22% 13%
Уровень развития познавательных процессов в % отношении на конец учебного года
Уровень внимание зрительная память слуховая память мышление
ВЫСОКИЙ 70% 57% 57% 78%
СРЕДНИЙ 30% 43% 39% 18%
НИЗКИЙ 0% 0% 4% 4%
Подготовительная группа
Уровень развития познавательных процессов в % отношении на начало учебного года
Уровень внимание зрительная память слуховая память мышление
ВЫСОКИЙ 41% 36% 32% 55%
СРЕДНИЙ 55% 64% 59% 41%
НИЗКИЙ 4% 0% 9% 4%
Уровень развития познавательных процессов в % отношении на конец учебного года
Уровень внимание зрительная память слуховая память мышление
ВЫСОКИЙ 57% 43% 48% 65%
СРЕДНИЙ 43% 57% 52% 35%
НИЗКИЙ 0% 0% 0% 0%