Лепина Надежда
Развитие речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослым нужно приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
Публикация «Развитие речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
3 слайд. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с. 5).
4 слайд. Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет.
Большой вклад в разработку методики развития речи внесли : К. Д. Ушинский, Феликс Алексеевич Сохин, Евгения Александровна Флёрина, Алексей Алексеевич Леонтьев, Мария Митрофановна Конина и многие другие.
5 слайд. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А речевые нарушения могут сопровождаться и отклонениями в формировании личности. Поэтому речевое развитие ребёнка надо начинать как можно раньше.
Размышляя над вопросом о повышении уровня развития речи детей своей группы, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
6 слайд. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
7слайд. Значение театрализованной деятельности в развитии речи.
С театрализованной деятельностью тесно связано развитие всех компонентов устной речи детей, так как в процессе театрализованной деятельности активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность – игра, а игра это основной вид деятельности детей, один из самых распространенных видов детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Правильно поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию речи.
Обследования речи детей показало, что у них не богатый запас слов, они не могут полностью выразить свою мысль, сковано их творческое воображение, плохо развиты коммуникативные навыки.
8 слайд. Поэтому я решила создать в группе условия, которые направят речь ребёнка в нужное русло.
9 слайд. Для себя я поставила цель: развивать речь детей средствами театрализованной деятельности.
10 слайд. И определила задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме.
2. Провести диагностику речевого развития детей в начале года и в конце года.
3. Создать развивающую среду.
4. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями.
5. Создать циклы сценариев, игр и спектаклей.
6. Воспитывать в детях положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, волю и уверенность в себе, уважение к традициям и культуре народа.
11 слайд. Принципы
Определила принципы работы по развитию речи посредством театральной деятельности :
Принцип психологической комфортности - создание условий, в которых дети чувствуют себя как дома;
Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентировка на творческое начало;
12 слайд. Фото детей
Принцип целостного представления о мире - формирование научной картины мира;
Принцип вариативности – понимание возможности различных вариантов решения задач.
13 слайд
Разработала программу дополнительного образования "Маленький актёр"
Задачи программы вы видите на слайде:
· Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
· Развитие у воспитанников всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи).
· Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) через организацию театрализованной деятельности.
· Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
· Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
· Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
· Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
· Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
· Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
· Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
· Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
14 слайд. Этапы работы
Разработала этапы работы над постановкой, куда включила выбор произведения, поиск музыкального сопровождения, работу над эпизодами, подготовку реквизита, репетиции.
15 слайд. Элементы педагогических технологий
В своей работе я использую элементы здоровьесберегающих технологий (дыхательная, зрительная гимнастика, ритмопаузы);
индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях ребёнка; элементы проблемного обучения, когда вместе с детьми или сама ставлю задачу, обозначаю проблему, предлагаю найти ее решение; всегда использую игровые технологии.
16 слайд. Творческие методы и приемы
В решении поставленной задачи, я использую различные приемы.
Схемы, мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворных форм. Использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру.
Прием наглядного моделирования дает возможность самостоятельного анализа ситуации, развития замыслов, идей.
Просматриваем с детьми видеофильмы, слушаем аудиозаписи сказок, музыкальные произведения и другое.
17 слайд. Методическое обеспечение (2 слайда)
Чтобы реализовать главную цель и решить поставленные задачи были разработаны:
- сценарии сказок, конспекты, проекты, рекомендации и консультации для родителей.
18 слайд.
Собраны картотеки: игр и упражнений на развитие слуха, звукоподражания; театрализованных игр; пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастик; этюдов.
Изготовлены атрибуты к постановкам, папки-передвижки.
19слайд. Организация предметно-развивающей среды
В целях реализации ФГОС, развивающая среда в нашей группе строится с учетом индивидуальных интересов, обеспечивает свободу и право выбора. Поэтому в уголке театрализованной деятельности, который находится в игровом центре, представлены разные виды театра. Детям предоставлен свободный доступ ко всем атрибутам, возможность объединяться по интересам, подгруппам. Материал в уголке периодически меняется.
20 слайд.
В группе создан уголок речевой активности. Он представлен в виде стеллажа с книгами по программе, любимыми книгами для детей, портретами писателей, поэтов, экспозицией сказок;
21 слайд.
играми на развитие речи, схемами составления описательных рассказов, картинками, моделями, азбукой.
22 слайд. Распространение опыта работы.
Своим опытом, результатами работы делюсь с педагогами детского сада. Участвовала в работе семинара - практикума "Играем в театр", где представила различные виды театра, которые есть в группе; подготовила консультацию для педагогов "Виды театра в ДОУ"; с детьми выступали перед педагогическим коллективом с показом сказок; поделилась своим опытом работы по театральной деятельности на педагогическом совете. На сайте нашего детского сада опубликована моя Программа дополнительного образования театральной студии "Маленький актёр"
23 слайд. Работа с семьей
С самых первых дней, стала активно привлекать родителей к нашей работе. В результате чего, они стали поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараются принимать участие в детских спектаклях. Помогают нам создавать развивающую среду : костюмы, декорации, участвуют в изготовлении различных видов театра.
Развитие театральной деятельности - длительная работа, которая требует совместного участия педагога, детей и родителей.
24 слайд. Результаты работы
Подведя итоги, могу сказать, что, дети стали более активными, инициативными в играх, способными к принятию самостоятельного решения.
Дети почувствовали уверенность в себе, в своих возможностях.
Появился интерес к художественному слову, театрализованной деятельности.
25 слайд. Дети научились вести диалог со взрослыми и сверстниками, чётко выражать свои мысли. Увеличился словарный запас. Речь стала более связной и выразительной.
Появилось желание придумать сказку, историю.
Дети стали более эмоциональными и открытыми.
26 слайд. Могу сказать, что довольна результатами своей работы. Ни один день, проведенный с детьми, не проходит безрезультатно ни для меня, ни для них. Они не дают мне потерять веру в сказку, в чудеса, волшебство. А я делюсь с ними своим опытом и знаниями.
27 слайд.
Театра мир откроет нам свои кулисы,
И мы увидим чудеса и сказки.
Там Буратино, кот Базилио, Алиса
Легко меняются герои, маски.
Волшебный мир игры и приключений,
Любой малыш здесь хочет побывать.
Вдруг превратится в Золушку иль в принца,
И всем свои таланты показать.
Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля
Пусть детство будет словно сказка,
Пусть чудеса творятся каждый миг,
И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,
Добро над злом опять пусть победит!
28 слайд. Спасибо за внимание!