Елена Баканова
Опыт работы «Использование сенсорного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 136 «Радуга» г. Брянска
инструктора по физической культуре
Бакановой Елены Алексеевны
на тему:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОГО ПОДХОДА
В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»
2023 год
Если хочешь сделать ребенка успешным
в современном мире – сделай так,
чтобы он ощущал себя уверенным,
Публикация «Опыт работы „Использование сенсорного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
свободным, счастливым.
В свое время Корней Иванович Чуковский задал одной из своих маленьких собеседниц довольно сложный вопрос: «Кто такой ребенок?» и в ответ получил, наверное, самое точное определение за всю историю человеческой мысли: «Это детский человек».
Как педагог, я постоянно задаюсь вопросом: «Как я могу помочь этим маленьким человечкам стать уверенными, свободными и счастливыми?», ведь счастье – это внутреннее состояние, а успешность – результат внешней деятельности, одобряемый окружающими.
Актуальность. Дошкольный возраст охватывает период от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей.
Однако в настоящее время все больше рождается детей с нарушениями в состоянии здоровья, которые часто сопряжены с поражением сенсорных и двигательных систем.
Тема коррекционной работы в детском саду в условиях ФГОС ДО является актуальной. Так в нашем ДОУ укомплектовано 5 групп компенсирующей направленности, где воспитываются дети с ОВЗ и инвалиды. Основной контингент – это дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а так же воспитанники, имеющие различные эмоционально-волевые расстройства, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
У детей с НОДА отмечается общая физическая ослабленность, недостаточно сформированы двигательные навыки, низкая моторная обучаемость. Наблюдаются различные хронические заболевания, снижение сопротивляемости к простудным и инфекционным заболеваниям. Дети с ДЦП апатично относятся к ограниченности своих двигательных возможностей, у них отсутствует инициатива в овладении движением, стремление к общению с окружающими.
Необходимость изучения и использования инновационных методов в работе с детьми в образовательной области «Физическое развитие» не вызывает сомнений. Современные тенденции в области образования позволяют находить свой путь, совершенствуя классические и применяя новые методы. Одним из таких методов является сенсорный подход, основанный на методе сенсорной интеграции.
Уже в утробе матери начинается накопление и упорядочивание ощущений – это естественный, неврологический процесс развития человека, который продолжается всю жизнь. В дальнейшем, в процессе жизни, в определенной последовательности человек осваивает движения, приобретая знания и опыт, необходимые для сознательной двигательной деятельности.
В данной работе была предпринята попытка показать взаимодействие двух систем организма – сенсорной и двигательной, а так же систематизировать информацию о средствах физического воспитания детей дошкольного возраста страдающих нарушением опорно-двигательного аппарата, используя сенсорный подход, и обобщить полученный опыт работы.
Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования в коррекционно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Цель - компенсация нарушений и расстройств у детей дошкольного возраста с ОВЗ, связанных с некорректной работой сенсорных систем посредством физических упражнений и основных видов движений.
Задачи:
• Достичь оптимального физического развития для каждого ребенка;
• Снизить у дошкольников уровень двигательного беспокойства, как следствие улучшить их способность к концентрации внимания;
• Гармонизировать общее состояние детей, их поведение, эмоциональный фон;
• Решить проблемы коммуникации, создавая оптимальные условия для психофизической реабилитации детей.
Содержание опыта работы
Для анализа и обобщения педагогического опыта мной применялись следующие методы:
• изучение научно-методической литературы;
• изучение медицинских карт воспитанников;
• педагогическое наблюдение;
• педагогическая диагностика знаний, умений и навыков воспитанников в образовательной области «Физическое развитие»;
• анализ результатов исследования.
Изучив научно-методическую литературу, я пришла к следующим выводам:
1) процесс сенсорной интеграции напрямую связан с работой нервной системы человека и эффективностью ее работы;
2) первые годы жизни и дошкольный возраст являются важными в жизни ребенка и закладывают базу его сенсорной организации;
3) у детей с НОДА из-за неэффективной работы нервной системы процесс обработки сенсорной информации нарушен;
4) применение сенсорного подхода в физическом воспитании, является эффективным средством, позволяющим повысить уровень здоровья дошкольников.
Дополнительно я изучила медицинские карты детей старшего дошкольного возраста, посещающих наш детский сад. Среди диагнозов: плоско-вальгусная стопа, плоскостопие, врожденное двухстороннее варусное искривление голеней, Х-образная деформация голеней, врожденные аномалии разного рода и системные заболевания, влияющие на развитие опорно-двигательного аппарата, ДЦП разных форм.
На основе анализа теоретического материала, я приступила к реализации экспериментальной части исследования, которая проводилась в течение 2-х лет и состояла из пяти этапов.
На первом этапе была проведена педагогическая диагностика знаний, умений и навыков воспитанников в образовательной области «Физическое развитие».
На втором этапе, проанализировав результаты диагностики, опираясь на методическое пособие «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, а так же используя методические пособия «Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика» под редакцией Т. С. Овчинниковой и «Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет» К. К. Утробиной, я приступила к разработке перспективного планирования по физической культуре с использованием приемов метода сенсорной интеграции.
При планировании соблюдались основные дидактические принципы: научности, системности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуального подхода.
В подборе упражнений и заданий учитывались также возрастные возможности и физические способности воспитанников.
При проведении занятий мной использовались современные образовательные технологии:
• здоровьесберегающие технологии,
• ИКТ,
• технология интегрированного обучения,
• технология проектной деятельности,
• игровая технология.
Для того чтобы дети выполняли движения правильно, максимально точно, я применяла следующие методы и приемы обучения:
• словесный, метод наглядности, описание,
• показ, образности, сравнения, анализа,
• метод членения упражнения с последующей отработкой элементов и их соединения в единое движение.
Вдумчивое выполнение упражнений помогало детям чувствовать, как работает их тело, эффективней координировать его, улучшать точность движений.
Внимательное выполнение движения сначала в медленном темпе, с многократным повторением, иногда по частям, постепенно оттачивалось и переходило в разряд автоматизма. Оно уже не было непонятным, а становилось знакомым, привычным, а тело более послушным.
Для развития сенсорной системы применялись следующие упражнения, основные виды движений, игры:
- толкание тяжёлых предметов, игры с тяжёлым мячом;
- ползание ходьба, бег по неровной, наклонной ограниченной, неустойчивой поверхности;
- перетягивание каната;
- прыжки на мате, в мешке, через скакалку;
- прыжки с погремушками / колокольчиками в руках;
- прыжки из обруча в обруч, по координационной лестнице по заданной схеме, под музыку, задающую ритм;
- имитация движений животных, подражание позам и очерёдности движений;
- движения с проговариванием стишков;
- преодоление полосы препятствий;
- упражнения на проприоцепцию, равновесие, развитие вестибулярной системы, координацию движений;
- игры с цветным парашютом; - игры в сухом бассейне;
- тренировки на тренажерах сложной конструкции;
- упражнение на межполушарное взаимодействие;
- глазодвигательная гимнастика; - дыхательная гимнастика;
- задания на саморегуляцию и релаксацию.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
На третьем этапе мы стали целенаправленно организовывать развивающую предметно-пространственную среду, которая должна была способствовать развитию и организации сенсорного восприятия детей. В сотрудничестве с воспитателями была проведена инвентаризация оборудования физкультурных уголков и уголков здоровья.
Дополнительно был приобретен инвентарь для тренировки постурального чувства, равновесия, координации движений, улучшения прореоцепции: балансировочные массажные подушки, массажные полусферы, мячи на резинке.
Было изготовлено нестандартное оборудование и необходимые пособия для развития кенестетического чувства: массажные, тактильные коврики, перчатки, боксы с разными наполнителями (морскими камушками, пробками, бусинами, каштанами и т. п., мешочки с разными крупами, материалы разной жесткости, плотности, цвета.
Важно отметить, что весь материал, собранный в группах, доступен детям, полифункционален, постоянно трансформируется, безопасен, обеспечивает эмоциональное благополучие детей, игровую, познавательную, творческую и двигательную активность (в том числе развитие мелкой и крупной моторики).
На музыкальных занятиях, в группах, на занятиях по физкультуре детям включались колыбельные песенки, классическая музыка, звуки природы в сопровождении инструментальной музыки.
Взаимодействие с педагогическим коллективом ДОУ
при построении коррекционно-оздоровительной работы
На четвертом этапе взаимодействие с педагогами ДОУ стали более тесными. Для воспитателей были проведены консультации на темы:
• «Сенсорная интеграция – что это такое?»;
• «НОД в ДОУ. Физическое воспитание с использованием здоровьесберегающих технологий. Детская йога»;
• «Сенсорный тренинг как здоровьесберегающая технология работы с детьми»;
• проведен мастер-класс «Сенсорный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста с ОВЗ».
Сотрудничество с семьей
Так как процесс сенсорной интеграции является непрерывным, а семья в жизни ребенка имеет первостепенное значение, на пятом этапе эксперимента был разработан план взаимодействия с родителями дошкольников, включающий в себя:
• вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением;
• повышение психолого-педагогической культуры родителей через родительские собрания, конференции, консультации;
• оформление информационных листов для родителей.
• обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах всестороннего развития воспитанников.
С целью повышения компетентности родителей в области сенсорной интеграции, им была оказана консультативная поддержка. Проведены тематические встречи-консультации «Сенсорная интеграция и ее роль в развитии ребенка», «Мир на ладошке», «Игры для развития сенсорной интеграции в домашних условиях», «Моторное планирование и координация движений», «Я в пространстве. Пространственное ориентирование».
Методические рекомендации для педагогов ДОУ
• Необходимо изучить диагнозы воспитанников с НОДА и особенности их развития, у многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях по физическому воспитанию.
• Отслеживать факторы, указывающие на физическое неблагополучие ребёнка, при появлении которых следует снизить нагрузку или временно прекратить занятие.
• Проводить диагностику развития детей с целью определения зоны ближайшего развития и корректировки программы.
• Включить в НОД приемы метода сенсорной интеграции, способствуя развитию психомоторной организации воспитанников.
• Продумать развивающую предметно-пространственную среду, обязательно наличие физкультурного уголка или уголка здоровья, в котором должен находиться инвентарь, оборудование, пособия и игры для детей, способствующие развитию их сенсорных систем и отвечать требованиям безопасности, доступности, вариативности, особенностям развития, возрастным особенностям дошкольников, стимулировать их на творчество и способствовать эмоциональному благополучию.
• Регулярно знакомиться с новинками методической литературы по данному вопросу. Проявлять творческий подход к работе в данной области.
• Важно проводить просветительскую работу среди родителей. Для этого можно использовать такие формы как беседа, консультация, анкетирование, практические занятия, домашние задания. Общение с родителями позволит привлечь их более пристальное внимание к проблеме, повысить компетентность в области воспитания своего ребенка, а, следовательно, мотивировать на практические действия.
Выводы:
Из педагогического наблюдения могу сделать выводы, что у детей улучшились:
• осознание своего тела в пространстве;
• координация движения;
• концентрация внимания;
• способность к обучению и коммуникации;
• эмоциональный фон,
Уровень двигательного беспокойства – снизился.
Таким обра
зом[/b], использование сенсорного подхода в образовательной области «Физическое развитие» для детей дошкольного возраста с НОДА является эффективным и способствует развитию и организации их сенсорной системы, построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы.