Полина Ивкова
Опыт работы «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы: «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у младших дошкольников»
Актуальность опыта.
Об актуальности данного опыта можно говорить много и все будет главное. Я выбрала эту тему потому, что считаю ее актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире и связана она с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Важно, как можно раньше научить детей правилам безопасного поведения на дороге.
Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасной для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Итак, актуальность темы – «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у младших дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения на дороге, приобретения ими опыта безопасного поведения на дороге, важностью целенаправленной деятельности в этой области.
Концептуальность
Важной предпосылкой возникновения данного опыта явились противоречия, сложившиеся в настоящее время между:
- возрастающим уровнем дорожно – транспортного травматизма и отношением участников дорожного движения к изучению и соблюдению ПДД;
- знаниями и умениями, приобретаемыми воспитанниками в детском саду, и привычками, передающимися от взрослых участников (родителей, знакомых, родственников)
Педагогический коллектив МБДОУ Дубровского детского сада №2 «Ромашка» целенаправленно ведет работу по обучению детей правилам дорожного движения. Ежегодно пополняется материально-техническая база. Особое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды.
Другим важным условием стал мой личный интерес к обозначенной проблеме. Я считаю, что неизменно возрастает роль и ответственность педагога, который начинает любую новую для него работу. Задача воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическому влиянию и педагогическая позиция педагога должна быть деликатной и незаметной.
Обучение дошкольников правильному поведению на улице и в транспорте необходимо осуществлять в системе. Игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности важно использовать не только с учетом возраста детей, но и с учетом окружающих условий. Работа ведется комплексно, новый материал дается детям с опорой на уже имеющиеся знания, дети сами могут увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. Это соответствует принципам последовательности, деятельности, дифференцированного подхода, возрастной адресности и наглядности.
Новизна данного опыта.
На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоционально
- волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.
Новизна опыта заключается:
-в эффективном применении существующих и создании оригинальных форм обучения детей и родителей, способствующих повышению подготовленности детей к безопасному участию в дорожно- транспортном процессе, а также активизации и вовлечению родителей в процесс обучения своих детей;
- в создании игровой среды в группе по обучению детей правилам безопасного поведения с учётом возрастных особенностей и требований к учебно-материальному обеспечению учебно-воспитательного процесса.
Основной этап работы я начала с развития предметно-развивающей среды в группе, что позволило создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей.
В группе оборудован центр по ПДД. Он включает в себя настольно-печатные игры: альбомы для рассматривания «Виды транспорта», «Улицы нашего поселка», «Моя безопасность», ребусы, красочные плакаты на темы: «Опасная дорога», «Веселый светофор», «Обучающие знаки» и др. Были подобраны иллюстрации по темам, оформлены в виде папок, распечатана познавательная литература. Куплены и сделаны не только своими руками, но и с участием родителей настольно-печатные, дидактические игры по правилам дорожного движения. :«Часы безопасности», «Лото безопасности», «Собери знак», «Лото дорожные знаки», наглядно-иллюстративный материал: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями; атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражки, дорожные знаки, мягкие модули: модель светофора, модели машин); детская литература.
Для удобства использования материала и привлечения внимания детей к нему я придумала героя инспектора Светофорова - это игрушка-макет светофора, с его Чемоданчиком безопасности. Это учебно-игровое пособие стало эффективным способом обучения дошкольников правилам ПДД.
В зависимости от решаемых мною задач, чемоданчик наполняется необходимым дидактическим материалом: иллюстрациями, картинками или плакатами; художественной литературой или дидактическими играми; а также макетом дороги и пешеходного перехода, и др.
Используемый в работе материал яркий, красочный, разнообразный и всегда его преподнесение детям проходит от имени инспектора Светофорова. Воспитанники с нетерпением ждут его прихода, так как знают, что в его Чемоданчике Безопасности может быть игра, раскраски, картинки, или яркие пазлы, машинки и макет дороги, увлекательные книжки или интересные загадки, которые помогают изучать и запоминать правила дорожного движения.
Результативность
Систематическая работа с дошкольниками по обучению правилам дорожного движения дает положительные результаты:
- Наши дети узнают и называют дорожные знаки, знают правила поведения на дорогах, переходят улицу по пешеходному переходу.
- Знают виды транспорта.
-Определяют нарушения правил дорожного движения на картинках и иллюстрациях, анализируют ситуацию и делают соответствующие выводы.
Предложенный мною опыт работы показывает на практике, систему деятельности по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Надеюсь, что данный опыт работы вызовет практический интерес для педагогов, родителей, позволяющий доступно разъяснять детям правила дорожного движения.