Марина Брылунова
Опыт работы по реализации проекта в средней группе «Учимся, играем-речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по реализации проекта в средней группе
«Учимся, играем- речь развиваем».
Выполнила воспитатель
«МАДОУ ЦРР- Детский сад № 210» г. Перми
Брылунова Марина Николаевна
В 2018-19 учебном году нами был реализован проект по развитию речи.
Публикация «Опыт работы по реализации проекта в средней группе „Учимся, играем-речь развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Основная задача, стоящая перед нами – развитие речи детей по средствам игровой деятельность.
Актуальность данной темы является неоспоримой, так как уровень развития речи детей нашей группы по результатам мониторинга находится в диапазоне от среднего до ниже среднего.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Нами были выделены проблемы:
- Низкий уровень активного словарного запаса детей, грамматического строя речи, связной речи.
Определены цели и задачи :
Цель проекта :
Развитие речь детей, обогащение словарного запаса через игровую деятельность.
Задачи проекта :
- развивать и активизировать словарь детей;
- формировать грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы;
- поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении;
- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Выдвинута гипотеза: В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки.
Работа над проектом велась в нескольких направлениях :
1. Работа с узкими специалистами (муз. руководитель, учитель логопед, инструктор ФИЗО)-систематическое проведение в организационной деятельности гимнастик на развитие речевого дыхания, артикуляционных гимнастик, попевки, стихи с развитием мелкой моторики, подвижные игры с художественным словом.
2. Работа с родителями включала в себя:
- Выступление – презентация на родительской встрече «Почему важно общаться с детьми».
-Консультация для воспитателей «Развитие речи через игровую деятельность».
- Выставка игр и пособий по развитию речи для детей раннего развития.
-«Игры в кармане»- пальчиковые игры, игры на обогащение словарного запаса детей и согласование слов в предложении.
-индивидуальные консультации для родителей с учителем- логопедом и воспитателями.
3. Интерактивные игры дома- закрепление пройденного материала.
3. И самый важный раздел проекта – работа с детьми :
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- театрализованные игры,
- интерактивные игры,
- сюжетно – ролевые игры.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Отдельным блоком мы выделили интерактивные игры, так как дети уже в среднем возрасте являются активными пользователями гаджетов.
Интерактивные игры были разработаны с учетом требований ФГОС ДО (как элемент пространственно – развивающей среды ДОУ) и являются обучающими программами, направленными на развитие :
• Развитие слухового внимания
• Активизация артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения
• Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа
• Активизация словарного запаса
• Развитие грамматического строя речи
• Развитие связной речи
Интерактивные игры дополняют тот объем традиционных игр (настольных, печатных, дидактических, которые есть в арсенале любого воспитателя. Игра - это фрагмент занятия, она продолжает ту тему, которую выбрал педагог.
Мероприятия с использованием компьютерных игр проводятся с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН:
- использование новых моделей компьютера;
- работа с компьютером не более 2х раз в неделю;
- проведение гимнастики для глаз:
- работа за компьютером не более 5-7 мин
Несмотря на все преимущества интерактивных игр с ИКТ, необходимо стремится к разумному сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка, не отказываться от традиционных дидактических игр, иллюстраций, выполнения заданий на столах и т. д.
Нами использовались следующие игры:
- «Первый, последний»- на закрепление звука стоящего в начале и в конце слова,
- «Кто как говорит?»- игры на звукоподражание,
- «Что сначала, что потом?»- составление рассказов по серии картин,
- «Назови одним словом»- обобщение, развитие словарного запаса детей,
-«Что лишнее?»- назвать и объяснить почему, закрепление связной речи.
- «Расскажи какой?»- составление описательного рассказа.
-«Антонимы»- учить подбирать слова противоположные по значению.
Все используемые игры собраны в медиатеку, что позволяет в любое время закрепить и ребенком пройденную тему. Так же каждая игра размещалась в группе в контакте для родителей с подробными инструкциями и целями, для проигрывания дома.
Любая интерактивная игра – это тема для общения с ребенком, может нести дополнительную нагрузку, можно задать вопросы ребенку, уточнить, проговорить задание, описать предмет, составить предложение, предложить вспомнить все картинки и. т. д. По мотивам любой игры можно придумать свои задания. Игры могут проигрываться неоднократно, а применяя, различные дополнительные задания мы расширяем рамки одной игры и возможности ребенка усвоить материал.
Так как наш проект уже практически реализован, хочется отметить уровень развития детей по разделу «речевое развитие», по результатам мониторинга учителя –логопеда, повысился до уровня выше среднего (в целом по группе).
Так же на открытом показе совместной деятельности многими педагогами было отмечено, что словарный запас детей обширный, дети умеют и говорят правильно, согласовывая слова в предложении.
У нас как у педагогов появились картотеки игр (дидактических, пальчиковых, словесные игры, артикуляционные гимнастики). Имеется медиотека. Создан лепбук по развитию речи. Обогатился опыт по работе в данном направлении.
В перспективе на следующий учебный год, хотим продолжать работу по использованию интерактивных игр и не только в рамках раздела «Речевое развитие».