Илгиза Нуруллина
С бизибордом играем — речь ребенка развиваем!
▼ Скачать + Заказать документы
«Движения руки всегда тесно связаны с речью
и способствуют её развитию»
В. М. Бехтерев Современный ребенок уже не так активно занимается познанием мира, как его ровесники еще четыре десятка лет назад. Если раньше малыш хватал в руки все, что попадется, исследовал мир всеми возможными способами, то сейчас уже с года дети все чаще заняты планшетами, мультиками, телефонами – всем, что так нравится и намертво приковывает их внимание.
Чтобы нивелировать влияние негативных факторов, постоянно разрабатываются новые дидактические игры, применяются и давние методики. Одна из них – методика Монтессори, ставшая сегодня актуальной как никогда.
Публикация «С бизибордом играем — речь ребенка развиваем!» размещена в разделах
- Бизиборд
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
В своих исследованиях итальянский педагог Мария Монтессори, разработавшая систему поэтапного развития, отмечала, что маленький ребенок воспринимает информацию в большей степени через сенсорные ощущения. В 1907 году она придумала, как дать детям возможность познавать мир безопасно и создала первый бизиборд, который был предназначен в процессе игры выработать у ребенка моторные (двигательные) навыки обращения с мелкими повседневными вещами- запорами, задвижками, защелками.
Что такое бизиборд?
Бизиборд (busybord) в переводе означает – развивающая доска, стенд, на которой размещены разнообразные обучающие элементы и детали различных размеров, форм и наполнений.
В современных бизибордах количество деталей существенно увеличилось, появилось множество вариаций – теперь на них располагают шнуровки, «змейки», ролики, бусины, геометрические фигуры, замки, розетки, дверцы, цепочки, счеты, молнии и многое другое. Все это активно способствует развитию детской моторики и выполняет когнитивную функцию.
Бизиборд может лежать на столе, крепиться на стене или же стоять на полу с помощью специальной подпорки.
Главная задача бизиборда – дать возможность ребенку познавать мир через тактильное восприятие.
Цель – это развитие:
- мелкой моторики, речи и памяти. Благодаря наличию множества мелких деталей мозг ребенка активно развивается.
- координации движений. Эту функцию выполняют дверные цепочки, защелки, шнуровки, шестеренки, молнии, прорези - «змейки». Ребенок учится управлять руками и направлять движения правильно, чтобы достичь цели – застегнуть молнию, провести фигурку по змейке в нужное положение и пр.
- логики. Здесь работают дверцы, фонарики, шестеренки. Развивается понимание
последовательности действий: нажал кнопку – фонарик загорелся, открыл замок - открыл дверку – нашел картинку.
- усидчивости. Малышу трудно сосредоточить внимание надолго, а благодаря бизиборду он может заниматься его изучением до получаса.
- воображения. Ребенок придумывает множество вариаций работы с тем или иным оборудованием.
Когнитивные функции:
1) Изучение цвета. В оформлении бизибордов используются различные яркие цвета, которые легко запоминаются.
2) Изучение форм. Во многих деталях и модулях развивающей игрушки используются геометрические фигуры, которые легко изучить не только визуально, но и тактильно.
3) Первые буквы и цифры. Ребенку легче воспринять понятие цифр благодаря счетам и другим элементам. В бизибордах нередко используются буквы, которые ребенку так же легче запомнить на ощупь.
4) Базовые знания о мире. В модулях развивающих досок используются картинки с фруктами и овощами, животными, транспортом и др.
Развивающую доску или бизиборд можно купить, но лучше сделать самостоятельно из подручных средств. Бизиборда можно сделать в виде домика, стенда, шалаша, машины, парохода, куба и т. д. Сегодня я хочу представить вашему вниманию бизиборд, сделанный своими руками.
Функциональность бизиборда зависит от элементов, расположенных на нем. Каждый предмет имеет свои особенности и развивает у ребенка определенные навыки, способности, умения.
- Шнурки, веревки, ленточки- позволяют завязывать и развязывать узелки, бантики. (Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики, а также развитию речи ребенка).
- Дверные цепочки и крючки- развивают внимательность и настойчивость.
- Замки, щеколды, шпингалеты - учат ребенка самостоятельности (открыл, значит, нужно и закрыть. Эта игра очень нравится нашим детям. Ребенку очень интересно узнать, кто же прячется за этими замечательными дверцами с замочками).
- Различные кнопки, выключатели, кнопка звонка должны производить звук, мелодию, чтобы ребенок понимал их техническое предназначение.
- Розетка с вилкой – любимое занятие малышей, которое не запрещают родители. Ребенок действует самостоятельно, без чувства вины и страха.
- Счеты, кольца, которые ребенок перебирает, развивают моторику пальцев.
- Старый телефон, калькулятор, пульт нужно набирать пальчиком, это учит ребенка внимательности и общению (ребенок набирает на телефоне номер 01,02,03, закрепляя с ребенком какой номер к какой службе относиться).
- Молнии, застежки, пуговицы вынуждают ребенка довести дело до конца, быть настойчивым и целеустремленным.
- Часы- с ребенком можно выучить цифры, так и время.
- Математический планшет (геоконт)- Игра «Резиночки» - с помощью этой игры малыш сможет «нарисовать разноцветными резинками» геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы, модели предметов, животных. Играя, дошкольник развивает интеллектуальные способности, целенаправленность, самостоятельность, логико-математическое мышление.
- Труба или гофра – игра «Полет в трубе» - кидать мячик в гофру и следить, как вылетает занятие для годовалых малышей. А для старших можно усложнить, например, кинет мячик тот, кто правильно ответит на вопрос, давая определенное задание.
- Коса - д/и «Краса- длинная коса»- развивает мелкую моторику пальцев, умение управлять своими движениями (ребенок заплетает различные косички).
- Прищепки – игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
Предметы могут быть самые разные, но обязательно подвижные, функциональные, интересные для малыша. Их можно постоянно менять, чтобы ребенку было нескучно познавать окружающий мир.
Заниматься бизибордом можно до самой школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту, и развивая зоны мозга, отвечающие за речь.
Таким образом, бизиборд – не просто красивая игрушка, а дидактическая игра с множеством функций, который можно использовать для развития речи и восприятия мира ребенком.
«Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее»
В. А. Сухомлинский.