Светлана Куропаткина
Опыт работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд 1)
Здравствуйте! Меня зовут Куропаткина Светлана Вадимовна, я работаю воспитателем в подготовительной к школе группе детского сада №11 "Яблонька". И мне хотелось бы поделиться с вами НАШИМ опытом работы по обучению детей данного возраста правилам дорожного движения (ПДД) с целью профилактики дорожно-транспортного травматизма.
(слайд 2)
Публикация «Опыт работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Цель работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма – формирование навыков безопасного поведения детей на дороге.
Задачи:
• Создавать условия для сознательного изучения детьми ПДД;
• Развивать у детей умения ориентироваться в различной обстановке;
• Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
• Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах г. Канска возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий, причиной которых чаще всего являются дети. Приводит к этому, как правило, незнание ПДД, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в дорожной обстановке. Это тем более важно знать будущему первокласснику, так как ему придется ежедневно преодолевать небезопасный путь от дома в школу и обратно. В связи с чем, считаю данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день.
(слайд 3)
В предупреждении дорожно-транспортного травматизма важную роль играет слаженная работа воспитателей ДОУ по разъяснению детям правил дорожного движения и привитию навыков дисциплинированного, культурного поведения на улицах и дорогах города.
В нашем детском саду разработана система профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения дошкольниками правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребенка.
С этой целью мы разработали тематический план по изучению ПДД на текущий учебный год.
(слайд 4)
С правилами дорожного движения знакомим детей систематически и последовательно, усложняя программные требования от одной возрастной группы к другой.
Уже с младшего дошкольного возраста наши дети получают первые сведения о правилах дорожного движения и поведения на улице.
В подготовительной к школе группе разрозненные сведения о правилах дорожного движения связываются в последовательную и стройную систему представлений. Наши дети четко знают и практически используют имеющиеся знания правил дорожного движения на улице, различают дорожные знаки, рассуждают о работе сотрудников ГИБДД, четко знают дорогу от дома до детского сада и обратно и многое другое.
(слайд 5)
Умение применять правила дорожного движения, воспитывается через следующие формы работы по типу взаимодействия, представленные на схеме.
(слайд 6)
В работе с детьми по обучению ПДД мы используем следующие формы взаимодействия: целевые прогулки к светофору, перекрестку и остановке, наблюдения за транспортом и пешеходами, беседы по ПДД, ежедневные минутки безопасности, рассматривание иллюстраций и картин, чтение произведений и заучивание стихотворений по ПДД, использование различных дидактических (настольных, словесных и других) игр, организация сюжетно-ролевые игр с использованием множества атрибутов и предметов-заместителей, проведение подвижных игр по ПДД, игр-тренингов, проведение игровых занятий и вечеров-развлечений, соревнований, викторин, конкурсов и выставок рисунков.
(слайд 7, 8, 9, 10, 11)
Организуя занятия и беседы, мы исходим из того, что в дошкольном возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в форме игры при активном участии самого ребенка, что помогает детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной обстановке.
(слайд 12)
Так, например, в течение года дети знакомятся с библиотечкой художественной детской литературы по обучению ПДД: Серяков И. «Улица, где все спешат», Михалков С. «Моя улица», «Велосипедист», «Шагая осторожно», Маршак С. «Милиционер», «Мяч» и другие.
(слайд 13, 14)
Центр «Островок безопасности»
Цель: Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, приобщение к правилам безопасного поведения.
Центр оснащен:
Макет проезжей части дороги;
Макет светофора;
Напольный коврик «Пешеходный переход»;
Костюм «Светофорчик»;
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Автобус», «Шофер», «Ремонтная бригада» : форма сотрудника «ДПС», жезл, рация, значок полицейского, фуражки, руль и другие;
Коллекция машин специального назначения;
Наборы карточек, иллюстраций «Дорожные знаки», «ПДД»;
Демонстрационный дидактический материал «Машины специального назначения», «Транспорт», «Уроки безопасности», «Безопасность на дороге»;
Дидактические игры «Дорожные знаки», «Правила безопасности», «Светофор»;
Набор нагрудных знаков с эмблемами дорожных знаков;
Папка-гармошка «Основы безопасного поведения».
Но не стоит забывать и о влиянии правильной организации ППРС с учетом новых требований ФГОС - в группе оформлен содержательный, красочный и мобильный центр «Островок безопасности», где размещается весь материал для индивидуальной, совместной работы с детьми и самостоятельной деятельности ребенка по обучению основам безопасного поведения. Здесь собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. Для наглядности обучения ПДД мы изготовили макеты улиц с перекрестками, дорожными знаками, светофорами, что позволяет, например, моделировать и разрешать проблемные ситуации на дороге.
В своей работе широко используем готовый учебно-методический материал: «Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения», «Дошкольникам о правилах дорожного движения», «Безопасность на улицах и дорогах» и другое. А также создаем копилку собственных методических разработок - это и картотеки разнообразных игр по ПДД, конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений, цикл наблюдений по ПДД и целевых прогулок, наглядно-просветительский материал (памятки, буклеты и т. д.) и другое.
(слайд 15)
Активизируем работу по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы: анкетирование, наглядная информация на стендах в виде памяток, буклетов, листовок, консультаций и рекомендаций, папки-передвижки, встречи-беседы, устные журналы, проведение совместных с детьми игровых занятий и развлечений, родительских собраний, круглый стол по ПДД, участие в конкурсах рисунков, маршрутные листы следования ребенка от дома до ДОУ и обратно.
(слайд 16, 17)
Одно из основных направлений в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма - это сотрудничество с семьями наших воспитанников. Мы стараемся строить контакт так, чтобы родители из пассивных слушателей становились активно действующими участниками процесса усвоение и закрепления ПДД их детьми, знакомим их с программными требованиями, привлекаем к изготовлению материала для проведения занятий, игр, выполнению различных заданий с детьми.
У нас появилась новая традиция – раз в месяц приглашать одного из родителей для совместных игр и бесед с детьми.
(слайд 18)
Например, родители вместе с детьми выполнили работы по рисованию в домашних условиях, а после в ДОУ была организована выставка работ «Дорога, транспорт, пешеход».
(слайд 19)
В информационных стендах для родителей систематически появляется информация, которая знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей, сознательного выполнения правил дорожного движения самими взрослыми. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей.
(слайд 20)
Взаимодействие с социумом также имеет немаловажное значение в привитии ребенку навыков безопасного поведения на дороге. С этой целью мы проводим: акции по ПДД с распространением агитационных листовок среди автомобилистов, экскурсии по городу и в близлежащие школы, беседы и досуговые мероприятия с сотрудниками ГИБДД, посещение тематических мероприятий в центральной библиотеке и многое другое.
(слайд 21)
Уже традицией стало проведение встреч-бесед детей и их родителей с инспектором ГИБДД Оксаной Сергеевной, на которых она дает консультации по интересующим их вопросам, например: «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог» и т. д. Она с удовольствием посещает открытые мероприятия по ПДД и всегда приходит к нам с подарками, например, дарит нам браслеты-отражатели.
Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД, которые для наших детей организуют работники центральной библиотеки также дают положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения.
(слайд 22)
Все это позволяет комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, мы уверены, что знания и навыки передвижения по улице обеспечивают самостоятельность и должную культуру поведения наших выпускников, и послужат им прочным фундаментом для подготовки к обучению в школе.
Мы находимся в постоянном поиске новых форм работы с детьми по правилам дорожного движения, и верим, что у нас все получится!
(слайд 22)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!