Надежда Иванченко
Опыт работы по проектной деятельности дошкольников по окружающему миру. Средняя-подготовительная группы
▼ Скачать + Заказать документы
Основными принципами дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС, является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов на развитие у дошкольников интеллектуальных способностей. Современная наука идет вперед семимильными шагами, а наши дети растут в окружении технических средств, и, по-этому, воспитатель обязан владеть знаниями в использовании технических средств обучения. Беря во внимание особенности дошкольного возраста, в процессе воспитания и обучения дошкольников необходимо задействовать все рецепторы: зрение, слух, тактильное восприятие; учить ребенка наблюдать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Ребенка необходимо учить планировать свои действия. Дошкольника необходимо учить анализировать поступающую информацию и синтезировать поступивший объем. Для решения этой задачи в своей работе широко использую метод проектной деятельности.
Публикация «Опыт работы по проектной деятельности дошкольников по окружающему миру, Средняя-подготовительная группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2019
Возникает вопрос: с чего начать? Ну конечно же с любознательности малышей! Во время проведения ежедневных наблюдений в природе на прогулках, как ничто иное, важно целеполагание.
Первый шаг: Что интересное или необычное вы увидели во время прогулки? Ребята наперебой начинают делиться информацией:
- муравей нес огромную крошку. Как он ее поднял?
- под пеньком скопилось огромное количество красных клопов-солдатиков. Почему они там сидят?
- необычной красоты бабочка села на цветок. Почему она садится только в серединку цветка?
- дождевые черви в огромном количестве появились на дорожке после дождя. Почему?
И многие, многие детские "почему" подают идеи создания проектов.
Шаг второй: Что мы об этом знаем? Этим вопросом педагог стимулирует потребность поделиться информацией, порассуждать. Дети начинают рассказывать то, что они уже знают, очень часто добавляя информацию своими фантазиями. В итоге рождаются гипотезы. Например, клопы-солдатики сидят большими группами, потому что им так теплее. Или: если ёж живет дома, то это домашнее животное. Или: Листья на каштанах стали коричневые, потому что деревья заболели. Педагогу важно зафиксировать гипотезы детей.
Шаг третий: Что мы хотим об этом узнать? Дети говорят о своих желаниях, о том, что они хотели бы узнать. Педагог снова фиксирует эти моменты.
Шаг четвертый: Как мы это узнаем? Идет беседа детей и педагога, в ходе которой поступают предложения. Например, спросить у родителей, узнать из интернета, книг, телепрограмм. На этом этапе разрабатывается план действий, план работы по реализации проекта. План может пополняться в процессе изучения темы, так как могут появиться новые обстоятельства. Главное, прислушиваться к детям, давать им возможность высказаться, рассуждать, анализировать и выбирать то, что необходимо. Во время рассуждений очень хорошо развиваются способности устанавливать причинно-следственные связи, умение анализировать и выбирать главное.
Шаг пятый: смотрим презентации, научные и мультипликационные ролики на заданную тему, изучаем, рисуем, лепим, мастерим,составляем и разучиваем новые дидактические и подвижные игры, стихи и песни, проводим опыты и наблюдения; приглашаем родителей для участия в опытах, экспериментах, мастер-классах, изготовлении поделок. Одним словом, работает научная лаборатория, где доктора наук - это дети. А помощники - это педагоги, родители, старшие братья и сестры.
Шаг шестой: систематизируем полученные знания, подводим итог исследования, проекта. Необходима рефлексия: удовлетворение от проведенной работы, от полученных знаний. Важен продукт: это может быть научный журнал с красивыми и яркими иллюстрациями, лэпбук или энциклопедия, методическое пособие и т. д. Ребята должны не только видеть результат своей работы, но и использовать его в дальнейшем.
Шаг седьмой: итоговое занятие-праздник, на который приглашаются все участники проектной деятельности - дети, родители, педагоги с обязательным награждением всех участников образовательного процесса.
Опыт моей работы показывает, что выполняя все эти шаги в достижении цели, дети растут любознательными, учатся работать в коллективе, делятся полученными умениями и навыками с другими.