Ольга Сорокина
Опыт работы по проблеме «Использование инновационных форм в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, представляю вашему вниманию опыт работы по проблеме : «Использование инновационных форм в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития»
За последнее время отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержкой психического развития.
Публикация «Опыт работы по проблеме „Использование инновационных форм в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Опыт работы, практика
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
И наше дошкольное учреждение не стало исключением.
Работа с детьми с ЗПР это целостная система, предполагающая организацию воспитательно-образовательной деятельности ДОО, как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие развитие ребенка с ЗПР
Модель представляет собой систему взаимосвязи всех участников образовательного процесса в дошкольной организации: дети с ЗПР, родители, специалисты сопровождения: воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Все специалисты дошкольной организации работают в тесном контакте друг с другом.
Работа начинается с психолого-педагогического обследования детей, которое является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ЗПР. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.
Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария используются «Экспресс-диагностики в детском саду» Павлова Н. Н., Руденко Л. Г.
Обследование эмоционально-волевой сферы проводится в процессе наблюдения при создании специальной игровой ситуации, организованной игровой деятельности, непосредственно образовательной деятельности, организованной деятельности в режимных моментах.
Важное место в своевременном выявлении задержки развития и помощи таким детям с ЗПР занимает психолого- педагогический консилиум (ППк, специалисты которого проводят комплексное обследование детей, определяют вид и формы их обучения.
В дальнейшем эти сведения позволяют вести целенаправленную коррекционную работу в процессе воспитания и обучения детей с ЗПР.
Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,
Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания, и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции, использование стабилоплатформы или бесконтактного сенсорного игрового контролера кинект.
Заключительная часть - продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т. д.
Я хочу поделиться своим опытом использования инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Стабилоплатформа
Доказано, что есть прямая взаимосвязь между развитием речи и моторики. Занятия на стабилотренажере активно задействуют опорно-двигательную систему и высшие психические функции. За счет этого происходит комплексное воздействие на развитие речевых центров.
Комплекс понадобиться для: тренировки слухо-моторной координации, улучшения внимания, памяти и восприятия, подготовки базы для коррекции нарушений слоговой структуры слов, развития когнитивных функций у детей, улучшения восприятия устной и письменной речи, улучшения регуляции психоэмоционального состояния, развития способности ребенка планировать свою деятельность, развития равновесия и координации движений, развития физической ловкости и навыков владения телом.
При использовании стабилотренажера никакого дополнительного оборудования не понадобиться. Программное обеспечение состоит из 12 игр. Длительность одной игры 3-5 минут. С ребенком на одном занятии мы прорабатываем не более двух игр.
В качестве ознакомительного этапа мы применяем игры «Веселые дровосеки». Происходит фиксация понятия правой и левой стороны.
Игра «Накорми обезьянку» помогает ребенку понять, как управлять платформой перекидывая вес тела вперед и назад.
В последствие используем более сложные игры : «Бегом за жуком» или «Тир выбивалка». Эта игра аналог графического диктанта. Для развития слуха и звукового внимания – игра «В гостях у жучков», «Загадки звуков» и другие.
Бесконтактный сенсорный игровой контролер Кинект
Использую интерактивный комплекса "Играй и развивайся" для познавательного развития дошкольников;
«Играй и развивайся»- это яркая и красочная деятельность с использованием датчика Kinect, который считывает движения детей. Благодаря этой технологии дети больше не сидят за монитором, они находятся вдали от экрана и не нарушают зрение и осанку.
Интерактивный комплекс «Играй и развивайся» имеет ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения:
- движение, звук, анимация надолго привлекают внимание детей и стимулируют их интерес к изучаемому материалу;
- высокая динамика занятия способствует усвоению материала, развитию детской памяти, развитию воображения и творческих способностей;
- обеспечивает зрительную ясность, что способствует восприятию и лучшему запоминанию материала.
Включаются три типа памяти: зрительная, слуховая и моторная.
Подвижные занятия открывают новые возможности в работе, а дети могут наслаждаться увлекательным учебным процессом.
Такие занятия вызывают эмоциональный подъём у детей, повышают мотивацию и познавательную активность, развивают мышление, память, координацию, воображение, обеспечивают хорошую подготовку к школе.
Сам процесс доставляет детям много радости, но при этом они изучают множество полезных предметов, приобретают новые знания и навыки.
Методическое пособие включает в себя тематические блоки занятий
1) Окружающий мир – 33 игры.
2) Безопасность – 13 игр.
3) Развитие речи – 22 игры.
В каждом блоке занятия делятся на 3 возрастные группы: 3-4; 4-5; 5-7 лет.
Игры, создающие «ситуацию успеха», помогли малоактивным детям проявить свою индивидуальность, повысить их когнитивный интерес, что особенно важно для детей с ОВЗ.
Практика показывает, что при оказании своевременной и адекватной помощи в условиях детского сада, задержка психического развития во многих случаях может быть полностью преодолена в дошкольном возрасте, и большинство воспитанников успешно осваивают программу общеобразовательной школы.
Спасибо за внимание!