наташа смирнова
Приобщение детей раннего возраста к произведениям художественной литературы
▼ Скачать
«Приобщение детей раннего возраста
к произведениям художественной литературы»
3сл. - Цель моей работы: Развитие интереса к художественной литературе, воспитание будущего читателя.
Задачи: Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками)
Публикация «Приобщение детей раннего возраста к произведениям художественной литературы» размещена в разделах
4слайд - Актуальность: художественная литература имеет огромное значение для развития ребенка дошкольника. Но к сожалению сегодня родители все меньше читают книги, заменяя его просмотром мультфильмов. Дети лишаются возможности слушать произведения, рассматривать иллюстрации в книгах, держать в руках книгу. Поэтому становится все меньше людей любящих книгу. Очень важно возродить традицию домашнего чтения.
Младший возраст — удивительное время, когда большинство детей переходит от первых слов к настоящей разговорной речи. Чтение книг отлично помогает расширить их словарный запас и обогатить речь новыми выражениями.
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Младший дошкольный возраст это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться.
На третьем году многие дети уже говорят предложениями, с удовольствием слушают сказки и запоминают короткие рассказы.
5 слайд- Первые литературные произведения, с которыми ребёнок знакомится в своей жизни, имеют ориентацию на малые фольклорные жанры:
колыбельные, песенки, потешки, прибаутки, народные сказки, которые дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Народная педагогика является основой интеллектуального развития ребёнка от 2 до 4 лет, его любознательности, фантазии, образной памяти, овладения и развития речи.
6 слайд Основными методами и приемами в моей работе являются словесные; практические, наглядные.
• Чтение по книге или наизусть.
• Рассказывание
• Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.
• Заучивание наизусть.
• Игры – драматизации.
• Дидактические игры
• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании).
• Театрализованная деятельность.
• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
7, 8 слайд - Форма работы: Занятия НОД и совместная деятельность с детьми
В своей группе я использую произведения разных жанров Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи. Знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Дети легко запоминают такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки» и т. п. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения. Содержание таких стихотворений, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, эмоциональное настроение.
Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.
9 слайд-В своей работе я использую приемы, позволяющие включать художественное слово и произведения устного народного творчества вне занятий в разных видах деятельности. Например при воспитании КГН. и других режимных моментах
Русский фольклор
Песенки, потешки. «Наши уточки с утра.»; «Пошёл котик на Торжок.»; «Заяц Егорка.»; «Наша Маша маленька.»; «Чики, чики, кички.»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»;
Сказки. «Козлятки и волк», обр. К Ушинского; «Теремок», «Маша и медведь» обр. М. Булатова. Русские народные сказки «Колобок, Теремок, Курочка ряба»
Фольклор на родов мира ; «Котауси и Мауси»; англ., обр. К. Чуковского. «Ты, собачка, не лай.», пер. с молд. И. Токмаковой;
Поэзия - А. Барто «игрушки» ;С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке
Проза - В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»; В. Бианки «Лис и мышонок»;
Произведения поэтов и писателей разных стран
Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака;
Учу детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращаю внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекаю детей к повторению запомнившихся им отдельных слов.
11 слайд- Провожу НОД с использованием художественного слова — знакомлю с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениям. «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор.»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком.»; «Огуречик, огуречик.»; «Солнышко, вёдрышко.».
Свою работу с детьми провожу индивидуально и по подгруппам. Перед занятием готовлю наглядный материал, который предполагаю использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картины, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).
Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами,
Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Например, русские народные сказки: «Репка», «Колобок»
Использование иллюстративного материала при чтении вслух небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто,, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации в книге.
Малышам нравится договаривать недостающие слова в стихотворении Например :. Идет. (бычок). качается, Вздыхает (на ходу) :….
Я люблю свою. (лошадку, Причешу ей шерстку (гладко) ,
Основное правило организации занятий по чтению, рассказыванию детям литературных произведений — эмоциональная приподнятость. Красочная обложка новой книги, которую показываю детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.
19 слайд - Инсценирование.
Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
Дети дошкольного возраста не только благодарные, увлекающиеся слушатели, но и актеры. Они любят показывать спектакли кукольного театра, инсценировать сказки уже хорошо знакомые. Они обогащают эстетическое восприятие, так как в спектакле соединяются разные виды искусств: художественное слово, изобразительное искусство, сценическое искусство.
25 слайд- Книжный уголок – необходимый элемент развивающей предметно пространственной среды в группе. Его наличие необходимо всех возрастных группах. Он должен располагаться так, чтобы даже самый маленький ребенок смог достать любую понравившуюся ему книгу. В книжном уголке выставлены разные книги: и новые красивые и зачитанные,но аккуратно подклеенные. Меняем книги периодически. Состав книжного уголка может не меняться, если его содержание необходимо детям.
Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель : дать возможность ребенку общаться с книгой.
27 слайд- Сотрудничество с родителями. :Родительские собрания, индивидуальные консультации, папки – передвижки, участие в групповых праздниках, утренниках : изготовление книжки-малышки
28 слайд- Выводы:
Деятельная природа ребёнка предполагает активное использование накопленного литературного опыта в разных видах деятельности: изобразительной, игровой, театрализованной, в деятельности общения и сочинительства. Он как бы воплощает в реальные образы, возникающие в его воображении события, связанные с сюжетом литературных произведений. Способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности является ещё одним компонентом литературного развития дошкольника.
2. Читатель начинается раньше, чем ребёнок научится читать. Он учится слушать и слышать, пытается осознать литературное произведение, получает удовольствие от встречи с искусством слова.
Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми и родителями, позволяет:
1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей.
2) создает предпосылки для реализации творческих способностей.
3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.