Приложение МААМ

Приобщение детей раннего возраста к произведениям художественной литературы

наташа смирнова
Приобщение детей раннего возраста к произведениям художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

«Приобщение детей раннего возраста

к произведениям художественной литературы»

3сл. - Цель моей работы: Развитие интереса к художественной литературе, воспитание будущего читателя.

Задачи: Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками)

Публикация «Приобщение детей раннего возраста к произведениям художественной литературы» размещена в разделах

4слайд - Актуальность: художественная литература имеет огромное значение для развития ребенка дошкольника. Но к сожалению сегодня родители все меньше читают книги, заменяя его просмотром мультфильмов. Дети лишаются возможности слушать произведения, рассматривать иллюстрации в книгах, держать в руках книгу. Поэтому становится все меньше людей любящих книгу. Очень важно возродить традицию домашнего чтения.

Младший возраст — удивительное время, когда большинство детей переходит от первых слов к настоящей разговорной речи. Чтение книг отлично помогает расширить их словарный запас и обогатить речь новыми выражениями.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Младший дошкольный возраст это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться.

На третьем году многие дети уже говорят предложениями, с удовольствием слушают сказки и запоминают короткие рассказы.

5 слайд- Первые литературные произведения, с которыми ребёнок знакомится в своей жизни, имеют ориентацию на малые фольклорные жанры:

колыбельные, песенки, потешки, прибаутки, народные сказки, которые дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Народная педагогика является основой интеллектуального развития ребёнка от 2 до 4 лет, его любознательности, фантазии, образной памяти, овладения и развития речи.

6 слайд Основными методами и приемами в моей работе являются словесные; практические, наглядные.

• Чтение по книге или наизусть.

• Рассказывание

• Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.

• Заучивание наизусть.

• Игры – драматизации.

• Дидактические игры

• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании).

• Театрализованная деятельность.

• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

7, 8 слайд - Форма работы: Занятия НОД и совместная деятельность с детьми

В своей группе я использую произведения разных жанров Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи. Знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Дети легко запоминают такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки» и т. п. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения. Содержание таких стихотворений, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, эмоциональное настроение.

Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.

9 слайд-В своей работе я использую приемы, позволяющие включать художественное слово и произведения устного народного творчества вне занятий в разных видах деятельности. Например при воспитании КГН. и других режимных моментах

Русский фольклор

Песенки, потешки. «Наши уточки с утра.»; «Пошёл котик на Торжок.»; «Заяц Егорка.»; «Наша Маша маленька.»; «Чики, чики, кички.»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»;

Сказки. «Козлятки и волк», обр. К Ушинского; «Теремок», «Маша и медведь» обр. М. Булатова. Русские народные сказки «Колобок, Теремок, Курочка ряба»

Фольклор на родов мира ; «Котауси и Мауси»; англ., обр. К. Чуковского. «Ты, собачка, не лай.», пер. с молд. И. Токмаковой;

Поэзия - А. Барто «игрушки» ;С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке

Проза - В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»; В. Бианки «Лис и мышонок»;

Произведения поэтов и писателей разных стран

Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака;

Учу детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращаю внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекаю детей к повторению запомнившихся им отдельных слов.

11 слайд- Провожу НОД с использованием художественного слова — знакомлю с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениям. «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор.»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком.»; «Огуречик, огуречик.»; «Солнышко, вёдрышко.».

Свою работу с детьми провожу индивидуально и по подгруппам. Перед занятием готовлю наглядный материал, который предполагаю использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картины, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).

Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами,

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Например, русские народные сказки: «Репка», «Колобок»

Использование иллюстративного материала при чтении вслух небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто,, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации в книге.

Малышам нравится договаривать недостающие слова в стихотворении Например :. Идет. (бычок). качается, Вздыхает (на ходу) :….

Я люблю свою. (лошадку, Причешу ей шерстку (гладко) ,

Основное правило организации занятий по чтению, рассказыванию детям литературных произведений — эмоциональная приподнятость. Красочная обложка новой книги, которую показываю детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

19 слайд - Инсценирование.

Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Дети дошкольного возраста не только благодарные, увлекающиеся слушатели, но и актеры. Они любят показывать спектакли кукольного театра, инсценировать сказки уже хорошо знакомые. Они обогащают эстетическое восприятие, так как в спектакле соединяются разные виды искусств: художественное слово, изобразительное искусство, сценическое искусство.

25 слайд- Книжный уголок – необходимый элемент развивающей предметно пространственной среды в группе. Его наличие необходимо всех возрастных группах. Он должен располагаться так, чтобы даже самый маленький ребенок смог достать любую понравившуюся ему книгу. В книжном уголке выставлены разные книги: и новые красивые и зачитанные,но аккуратно подклеенные. Меняем книги периодически. Состав книжного уголка может не меняться, если его содержание необходимо детям.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель : дать возможность ребенку общаться с книгой.

27 слайд- Сотрудничество с родителями. :Родительские собрания, индивидуальные консультации, папки – передвижки, участие в групповых праздниках, утренниках : изготовление книжки-малышки

28 слайд- Выводы:

Деятельная природа ребёнка предполагает активное использование накопленного литературного опыта в разных видах деятельности: изобразительной, игровой, театрализованной, в деятельности общения и сочинительства. Он как бы воплощает в реальные образы, возникающие в его воображении события, связанные с сюжетом литературных произведений. Способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности является ещё одним компонентом литературного развития дошкольника.

2. Читатель начинается раньше, чем ребёнок научится читать. Он учится слушать и слышать, пытается осознать литературное произведение, получает удовольствие от встречи с искусством слова.

Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми и родителями, позволяет:

1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей.

2) создает предпосылки для реализации творческих способностей.

3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по чтению художественной литературы в группе раннего возраста «Репка». Знакомство с теневым театромКонспект занятия по чтению художественной литературы в группе раннего возраста «Репка». Знакомство с теневым театром Цель: Выработать умение слушать и смотреть сказку до конца. Задачи: Обучающие: Учить детей узнавать и называть сказку. Учить понимать содержание.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

НОД по чтению художественной литературы «И. Бунин «Первый снег» в средней группе для детей с ОВЗНОД по чтению художественной литературы «И. Бунин «Первый снег» в средней группе для детей с ОВЗ Тема: Чтение и обсуждение стихотворения И. Бунина «Первый снег». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей)Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей) Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребёнок вырос культурно образованным человеком. Одним из способов достижения этой цели является.

Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДОПриобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Елена Владимирова..

Сидим дома. Чтение художественной литературыСидим дома. Чтение художественной литературы Сергей Козлов «Как ежик с медвежонком протирали звезды» Задачи: развивать связную речь, беседуя по содержанию сказки. Формировать устойчивый.

Список художественной литературы для чтения по лексической теме «Времена года» с детьми дошкольного возраста Осень А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад». А. Майков «Осенние листья по ветру кружат». А. Плещеев «Осенью». А. Пушкин.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей раннего возраста к произведениям художественной литературы
Опубликовано: 14 мая 2022 в 19:57
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей раннего возраста к произведениям художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем наташа смирнова (УИ 644012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД