Громова Елена
Опыт работы по физическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Здоровье — это вершина,
которую должен каждый покорить сам"
(восточная мудрость)
Сегодня - здоровье детей рассматривается, как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет маленькому человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Актуальность изучения проблемы, в том, чем активнее вовлечение ребенка в мир движении, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствует совершенствованию его физиологических систем и следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Но в условиях возрастания объема познавательной деятельности, двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребенка — дошкольника. Он все больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной остается задача формирования у детей интереса к движению, физической культуре и спорту. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Поэтому 2023 – 2024 год основными задачам и направлениями по физическому развитию дошкольников является : «Совершенствовать систему работы по здоровье сбережению детей через создания оздоровительного (физического и психологического) климата, оптимизацию двигательной активности детей, привлекая к сотрудничеству родителей воспитанников»
Цель - заинтересовать родителей в целенаправленном формировании потребности воспитанников в здоровом образе жизни через вовлечение их в физкультурно- оздоровительный процесс. Создание условий для повышения двигательной активности, укрепление здоровья дошкольников.
Согласно ФГОС дошкольного образования образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
1. Двигательная, в том числе связанной, с выполнением упражнений, направленной на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
2. Способствующих правильному формированию опорно-двигательно системе организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организма выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
3. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Работу в детском саду вместе с педагогами строим на формировании и развитии у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничном физическом развитии через решение следующих задач:
Обучающие:
Способствовать получению элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья;
Подвести детей к пониманию того, что каждый человек должен сам заботиться о своем здоровье;
Оздоровительные:
Приобщать детей к здоровому образу жизни;
Способствовать укреплению здоровья детей средствами физической культуры;
Развивающие:
Содействовать развитию физических качеств (ловкости, быстроты, гибкости, равновесия, глазомера, силы и выносливости);
Повышение активности и общей работоспособности;
Воспитывающие :
Формировать интерес к занятиям физической культуры;
Способствовать выработке у детей привычки соблюдения режима, потребности в ежедневных физических упражнениях и играх.
Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
К программе воспитания и обучения в детском саду используется следующее методическое пособие:
1. Малоподвижные игры и игровые упражнения М. М. Борисова -2020 год
2. Н. С. Голицина "Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении"
3. В. Н. Шебейко "Вариативные физкультурные занятия в детском саду", Э. Степаненко "Методика физического воспитания",
4. Зимние игры и забавы для детей 3-7 лет: методическое пособие / Л. Н. Волошина, Т. В. Курилова, И. Н. Золотых -2019 — 96 с.
5. интернет ресурсы.
Регулярно изучаем вместе с педагогами новую методическую литературу, используем в работе компьютерные технологии. Провели диагностику физического и двигательного развития детей, определила конкретный уровень развития каждого ребёнка Итоговая таблица динамики овладения необходимыми навыками и умениями по физическому воспитанию в ДОУ на 2023-2024 учебный год (сентябрь 2023r, май 2024)
Результаты диагностики показывают, что организованная таким образом воспитательно - образовательная и лечебно - оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей. Вместе с педагогами разработали необходимые средства и методы их физического воспитания. Создали условия для реализации задач по развитию у детей навыков, привлечение внимания всего педагогического коллектива и родительского сообщества к проблемам физического развития дошкольников в ДОУ. Систематическая работа с родителями даёт положительные результаты. Если раньше родители не знали, чем заполнить досуг детей, и злоупотребляли зрелищными мероприятиями, то теперь стали проявлять большую инициативу в организации отдыха детей. Организация занятий физкультурой и совместные игры взрослых и детей способствуют повышению авторитета родителей, являются сильным стимулом в воспитании интереса детей к физической культуре, способствуют формированию их характера.
В детском саду физкультурный зал, оснащён спортивным оборудованием, необходимым для развития ОВД, и раздаточным материалом для организации OPУ и подвижных игр.
Также на территории ДОУ имеется спортивная площадка, а на асфальтовой дорожке есть разметка для утренней гимнастики. Для успешного физического развития детей необходима активная двигательная деятельность в течение дня.
Выполнение программных требований предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.
В системе физического воспитания наши педагоги в детском саду используют следующие организованные формы работы двигательной деятельности детей:
- физкультурные занятия; сюжетные, игровые, тематические, комплексные, и на свежем воздухе.
- утренняя гимнастика; наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольных учреждений могут быть включены разные ее типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения.
- физкультурные минутки; применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне.
- динамические паузы; состоят из танцевальных движений.
- подвижные игры и физические упражнения на прогулке; хоккей, баскетбол, футбол.
-досуги физкультурной направленности, спортивные праздники, квест- игра. - оздоровительная работа с детьми закаливание, воздушные ванны, босохождение по массажным дорожкам, после дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Сущность закаливания организма заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций, снижающих чувствительность детского организма к вредному действию раздражителей внешней среды.
Все виды закаливания обладают общим благоприятным воздействием на организм, улучшают функционирование всех его систем и органов. При закаливании организма используют обычно природные факторы: воздух, солнце и воду. При выборе закаливающих средств и их дозировки должны учитываться состояние здоровья, выносливость и другие индивидуальные особенности ребенка.
Во время эпидемии, OPB и гриппа в нашем детском саду проводится профилактические мероприятие витаминизация пищи. Созданная в нашем саду предметно развивающая среда обогащает двигательный опыт наших детей. Помогает осуществить образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи для реализации ООП ДО по физическому развитию. Учитываем и стараемся обеспечивать следующие принципы построение развивающей среды: дистанции и позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности, динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетание первичных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учета возрастных и индивидуальных различий. В группах созданы развивающая среда в зимние время года, игры, соревнования, развлечения, закаливающие процедуры.
Предусмотрели площадь, свободную от мебели и игрушек. Дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки). Где так же приобретаются и изготавливаются атрибуты для игр, предоставлены картины с разными видами спорта, картотека подвижных игр и графическое изображение выполнения упражнения. Развивающая среда, организованная в детском саду, способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности. Таким образом, предметно—развивающую среду, обеспечивающую физическое развитие дошкольников, проектируем в соответствии с основными принципами с учетом ФГОС ДО, стараемся сделать ее содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровье- сберегающей ; эстетически-привлекательной. В настоящее время углубленно работаем над развитием двигательной активности детей дошкольного возраста через разнообразные подвижные игры. Ребята с удовольствием занимаются физическими упражнениями, участвуют в подвижных играх. Дети отличаются высокой работоспособностью, они стали сильнее, выносливее, ловкими, гибкими. В течение учебного года были проведены следующие мероприятия с привлечением родителей:
1. День открытых дверей с показом детской корригирующей гимнастики.
2. Совместные с родителями спортивные мероприятия - «День защитника отечества», «Папа- может»
3. Спортивный досуг старших «Папа, мама я — спортивная игра» 4. Подготовительная группа. Квест — игры «Подарок для папы»
5 .Индивидуальное консультирование родителей «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей», по интересующим, их вопроса.
6. Консультации «Я в мире человек. Я вырасту здоровым. Магазин -Спортмастер»
7. Родительское собрание в средней группе «Здоровьем - всерьез»
Перспектива на будущее:
Для роста физической подготовленности детей в будущем году необходимо: продолжать совершенствовать систему мероприятий, направленных на совершенствование знаний детей о потребности в здоровом образе жизни, привитии интереса к физкультуре и спорту; корректировать совместную работу ДОУ и семьи по вопросам физического развития дошкольников. Широко использовать современные образовательные технологии с учетом специфики педагогических условий,что позволит наиболее полно и успешно реализовать потенциальные возможности детей.