Азарова Светлана
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию
В последнее время в системе дошкольного образования наблюдаются значительные перемены, спровоцированные повторяющимися кризисными изменениями в социально-экономической и культурной сферах жизни. Сегодня патриотическое воспитание в детском саду приобрело огромную значимость, поскольку нестабильность окружающей среды, которая стала привычной реальностью, во избежание утраты национальной идентичности русского народа требует возврата к вечным понятиям, как «род», «Родина», «родной край».
Публикация «Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
В нашем современном обществе были утеряны общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сострадание, сочувствие.
Поэтому нравственно-патриотическое воспитание необходимо в наши дни и является актуальным вопросом.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Чувство любви и уважения к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, к родному городу, поселку. Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом.
Поэтому я считаю, что задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Все эти чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это – результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка
Работа по патриотическому воспитанию ведется в тесной взаимосвязи с умственным, экологическим, трудовым и эстетическим воспитанием, при этом необходимо учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности. В работе с детьми я широко применяю игровые приемы, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.
Каждая тема занятия подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование и др.)
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья, и которые не может заменить дошкольное учреждение: эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Все это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
В своей работе я осуществляю тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи. Опираюсь на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому в детском саду мы систематически проводим «Дни открытых дверей», спортивные и фольклорные праздники. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформлении интерьера группы, веранды, в благоустройстве территории детского сада. Советую родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями. Всё это положительно себя зарекомендовало.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. Народные праздники носили природно- земледельческий характер. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни предков, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребёнка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
В настоящее время мы определили основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся. Это:
народные и фольклорные праздники - Масленица, Сороки, весенне-летние игры и забавы, Осенняя ярмарка (посиделки)
государственно-гражданские праздники - Новый год, День Защитника Отечества, День Победы, День знаний, День Освобождения Брянщины.
международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей.
бытовые и семейные праздники- дни рождения, выпуск детей в школу и др.
Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной игрой, различными сюрпризами.
Также знакомлю детей с народным декоративно-прикладным искусством. Осуществить это можно практически через все виды деятельности детей. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек-часть природы, а именно это является основой гармонического развития ребёнка. Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Это помогает детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
В своей работе я широко использую все виды фольклора: сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и др. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Для занятий по фольклору мне очень помогает Русская изба. Мы часто проводим там занятия: изучаем быт наших предков.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема : Защитники Отечества. Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник – День Защитника Отечества является всенародным. Оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвящённых Дням воинской славы. Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя никак оставлять без внимания и тему Великой Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны (которых осталось очень, очень мало, но они всё-таки ещё есть, их трудовых и фронтовых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству» и т. д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили, потому что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Нашей главной задачей является расширение представлений детей о Великой Отечественной войне. Воспитание уважения и чувства благодарности к воинам - защитникам Родины.
Для всего этого на базе нашего детского сада вот уже много лет существует Музей «Воинской Славы». В нем собрано много экспонатов. Детей средних групп мы приводим туда на экскурсии, занятия. А дети старших и подготовительных групп могут уже побыть в роли экскурсоводов. Такие занятия воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодёжи, победивших смертельного врага.
Продолжением данной работы является знакомство детей с городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гимном России.
Итак, делая вывод из вышеизложенного, хотелось бы на этом закончить свою работу следующими словами : важность воспитания гражданственности огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача воспитателя, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной.