Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи дошкольников с ТНР посредством мнемотаблиц»

Пересторонина Светлана
Консультация для воспитателей «Развитие связной речи дошкольников с ТНР посредством мнемотаблиц»

Динамичность происходящих перемен и новые стратегические образовательные ориентиры требуют от современного дошкольника обладания хорошо развитыми коммуникативными навыками. Но все больше детей испытывают проблемы в общении, поскольку у них слабо развита связная речь. Особо остро стоит эта проблема у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).

Поэтому, важнейшей задачей логопедической работы с дошкольниками, страдающими речевым недоразвитием, является формирование у них связной речи. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие связной речи дошкольников с ТНР посредством мнемотаблиц“» размещена в разделах

Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой, так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. Поэтому преодоление речевого недоразвития необходимо начинать с развития высших психических функций детей, к которым относят и речь.

Связная речь – это форма устной речи, состоящая из последовательных логических высказываний, в которых раскрывается содержание и смысл определенной мысли.

Из самого определения связной речи следует, что высказывания должны быть выстроены логически. Это требует развития логического мышления ребенка.

Высказываний должно быть несколько, чтобы получился текст. Для этого потребуется хороший уровень памяти.

Все эти задачи могут быть решены при помощи мнемотехники, которая подходит детям-дошкольникам с четырёх лет.

Суть мнемотехники в том, что ребенок имеет визуальную опору в виде картинки или в виде серии картин. Глядя на картинку и понимая, что на ней изображено, дошкольник вспоминает и воспроизводит вслух определённую фразу или несколько фраз. Так происходит с каждой картинкой (если их несколько) и в результате получается связный рассказ.

Существуют мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Мнемоквадрат- единственная картинка, помогающая вспомнить ребёнку нужную информацию.

Мнемодорожки- это 3-4 картинки, предъявленные в определённой последовательности.

Мнемотаблица обычно включает в себя 6-8 изображений и подходит для подготовительной группы детей с ОНР.

Где логопеду и воспитателю брать мнемосхемы? Их нужно создавать педагогам самостоятельно. В соответствии с выбранным литературным произведением или темой занятия.

Мнемотаблицы могут быть сделаны графически в ручном формате, т. е нарисованы красками или карандашами или фломастерами. А можно изготовить мнемотаблицу с помощью ресурсов интернета или с помощью графических программ, в которых можно создать изображение. Технология мнемотехники предусматривает использование схематичных изображений, где предметы или явления могут быть в виде линий, кругов, овалов и треугольников.

В дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.

В средней группе детей учат описательным рассказам. В старшей и подготовительной группах нужно уметь составлять повествовательный рассказ, нужно уметь пересказывать, нужно уметь составлять рассказ-рассуждение.

Начнем со средней группы. В этом возрасте ребёнку нужно предложить пересказ сказки. В этом возрасте изучаются: «Курочка ряба», «Репка»,

«Колобок», «Теремок», «Как коза избушку построила», «Маша и медведь», «Волк и козлята».

Вот так может выглядеть мнемотаблица по сказке «Курочка Ряба»:

Учить ребенка пересказывать текст, удобно в такой последовательности:

• Прочитать сказку.

• Уточнить впечатления ребенка (понравилась или нет, какие герои или события заинтересовали).

• Обратить внимание на новые понятия, проговорить их вместе.

• Снова рассказать сказку, деля её на отдельные фразы и одновременно демонстрируя нужную картинку.

• Попросить ребенка рассказать сказку, глядя на картинки. Помогать ребёнку во время рассказывания.

• Для работы дома приклеить соответствующую мнемосхему в тетрадь для домашних заданий. Дома ребёнок закрепит навык рассказа по мнемотаблице с мамой.

В старшей и подготовительной группе можно давать научно-познавательные тексты в виде мнемотаблиц. Вот пример рассказа про медведя во время изучения лексической темы «Дикие животные»:

С мнемотаблицами можно работать и по-другому.

Можно разрезать мнемотаблицу на отдельные картинки и совместно с детьми обсудить последовательность рассказа. Таким образом, развивается не только речь но и логическое мышление.

Можно усложнить задание и перемешать картинки из двух разных сказок. Детям придётся отобрать картинки, необходимые для одной какой-то сказки и правильно выложить мнемотаблицу. Здесь требуется и знание сказок и зрительное восприятие.

Таким образом, мнемодорожки и мнемотаблицы являются мощным инструментом развития связной речи, мышления, зрительного восприятия дошкольников. Этот метод даёт возможность использовать его и после детского сада. В школе использование мнемотаблиц будет также актуально.

Конечно, нужно понимать, что истинно красивая связная речь возможна при условии сформированного правильного звукопроизношения, богатого словарного запаса, грамматически правильно оформленного высказывания.

Список использованной литературы:

1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

2. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

3. Матюгин И. Ю., Жемаева Е. Л., Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К. Как развить хорошую память. – М. : «РИПОЛ КЛАССИК», 2000

4. Матюгин И. Ю., Чакаберия Е. И. Зрительная память. – М. : Издательство «Эйдос», 1992

5. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

6. Школа Эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. Том 1. - М. : Издательство «Эйдос», 1991

7. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. Том 2. - М. : Издательство «Эйдос», 1994

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие связной речи дошкольников с ТНР посредством мнемотаблиц»
Опубликовано: 21 апреля 2025 в 11:51
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие связной речи дошкольников с ТНР посредством мнемотаблиц»» (включая файлы) размещена пользователем Пересторонина Светлана (УИ 3558782) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД