Елена Суркова
Опыт работы по использованию кругов Луллия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Ивантеевка Московской области
«Детский сад общеразвивающего вида №17 «Петушок»
Воспитатель: Суркова Е. В.
Опыт работы по использованию кругов Луллия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Публикация «Опыт работы по использованию кругов Луллия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.
Изменение подходов к сущности и значению дошкольного детства потребовало пересмотра содержания развития дошкольников и разработки более эффективных средств и способов развития детей. В этой связи, я начала обращать особое внимание на использование дидактических и развивающих игр в своей педагогической практике. Есть много методик, по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Я решила остановиться на основе ТРИЗ технологии – Круги Луллия. Основоположником этого метода является французский монах Раймонд Луллий, который в 18 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.
Одним из занимательных методов обучения является игровое пособие. Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Принцип изготовления игры-пособия заключается в следующем. Необходимо изготовить универсальную основу для игрового материала. Основа будет одна, а варианты игр могут быть разными в зависимости от подбора картинок и целей. Вырезать из картона или бумаги круги, разбить на 4,6 и 8 секторов. Заламинировать (или обклеить клейкой бумагой) в каждый сектор наклеить квадратик липкой ленты для смены карточек. Затем прокалываем в середине кругов отверстие и соединяем при помощи, в моем случае пластмассовые кнопки для одежды. В каждый сектор помещаем картинку по теме. Подходы к подбору изображений могут быть разными.
Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, картинки, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного с детьми материала.
Образовательная область «Познавательное развитие» Развитие элементарных математических представлений (для детей старшего дошкольного возраста)
Задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста :
-- учить детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание;
- закрепить состав числа из двух меньших чисел;
- учить называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;
- учить распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения;
- развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.
Игры с кругами Луллия.
Найди фигуры
Цель: развитие у детей геометрической зоркости, закрепление умений определять из каких фигур состоит предмет
Ход игры: На одном круге, изображения состоящие их геометрических фигур, на другом, отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбираем изображение, затем совмещаем с ним геометрические фигуры на другом круге.
Подбери цифру
Цель: закрепление умений соотносить цифру и количество предметов.
Ход игры: На одном круге цифры, на другом – картинки с предметами. С помощью стрелки выбираем цифру. Предлагаем детям рассмотреть цифру, правильно назвать е, затем подобрать картинку на другом круге, количество предметов на котором соответствует этой цифре.
На что похоже?
Цель: формирование умений соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
Ход игры: На одном круге предметные картинки, на другом - геометрические фигуры. С помощью стрелочки определяем геометрическую фигуру, затем находим картинки с похожими предметами по форме.
Кто соседи
Цель: формирование умений называть последующее и предыдущее число.