Людмила Балашова
Опыт работы. Организация образовательной деятельности дошкольников в соответствии с принципом индивидуализации ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
[
Автор работы:
Балашова Людмила Николаевна,
воспитатель
IКК
Солнечный
2016
РАЗДЕЛ I. Информационный
Тема опыта: «Организация образовательной деятельности дошкольников в соответствии с принципом индивидуализации ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО».
По степени новизны:
Опыт рассматривается как совершенствование организации образовательного процесса, способ раскрытия индивидуальных качеств каждого ребенка, использование в работе технологии сотрудничества с родителями, как полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Публикация «Опыт работы, Организация образовательной деятельности дошкольников в соответствии с принципом индивидуализации ДОУ» размещена в разделах
Способ получения нового: практический
РАЗДЕЛ II. Технологический
Актуальность опыта.
. В своей работе я окружаю детей этой заботой, создавая маленький уютный мир, где им комфортно и спокойно.
Нынешнее поколение детей значительно отличается от ребятишек, которых мы воспитывали и обучали лет десять, даже пять назад. Поток информации необходимой и лишней проходит ежедневно через маленькие сердца, оставаясь в памяти и побуждая к действиям. Значит, изменение содержания работы с дошкольниками стало на современном этапе актуальным как никогда ранее. Нам, педагогам, необходимо создать для образовательного процесса условия, которые позволят ребятам реализовать собственные цели, использовать только свой жизненный опыт, научат брать принимать на себя определенные обязательства и выполнять их, следуя самостоятельно намеченным целям.
Я определила для себя цель: создание условий образовательных отношений, способных помочь малышам стать самостоятельными, инициативными и уверенными в себе.
Задачи совпадают с задачами Федерального Государственного стандарта ДОУ.
• Создать условия для самостоятельного выбора вида деятельности детей дошкольного возраста;
• Развивать социально – личностные качества у детей дошкольного возраста в совместной деятельности, используя разнообразные формы.
• Развивать интересы, способности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
• Формировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
• Создать условия для самостоятельного выбора вида деятельности детей дошкольного возраста;
• Развивать социально – личностные качества у детей дошкольного возраста в совместной деятельности, используя разнообразные формы.
• Развивать интересы, способности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
• Формировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Ожидаемый результат:
•Дети усвоят программу детского сада и будут применять полученные знания во время обучения в школе и в повседневной жизни.
•Будут сами выбирать способы своей деятельности.
•Дети смогут относиться к деятельности творчески, опираясь на свои умения и навыки.
На современном этапе развития ведущие позиции в образовании занимают принципы учета интереса дошкольника, предоставления ему права выбора и инициативы.
Применяемые методики ориентированы на развитие личности ребенка как самостоятельного, активного, уверенного субъекта, который может занять определенное место в современном обществе. А это и есть индивидуализация образовательного процесса – очень важная и значимая для меня тема.
Осознав всю значимость актуальности индивидуализации, поставив цель и задачи своей работы, я поняла, для того, чтобы не ошибиться и не навредить ребенку приняла решение - обобщить опыт работы по теме:
«Организация образовательной деятельности дошкольников в соответствии с принципом индивидуализации ДОУ в рамках
внедрения ФГОС ДО»
ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ОПЫТА И ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА
Теоретическое обоснование.
«Ребенок всякую минуту
полон неосуществившихся возможностей».
Лев Семёнович Выготский
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указаны основные принципы реализации образовательного процесса, в числе которых «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Первостепенная задача педагога – создать такие условия, такую образовательную среду, в которой будет возможность работать, осуществить поставленные цели и задачи.
Дошкольное детство ценно тем, что дает ребенку возможность быть личностью, выделяющейся из общего числа детей своей индивидуальностью, проявляемую в разных видах деятельности. Принимая во внимание уникальность личности каждого ребенка, поддерживая его интересы и потребности, мы педагоги, должны индивидуализировать образовательный процесс. Практически все дошкольное детство ребенка проходит в ДОУ, где его постоянно окружает предметно-образовательная развивающая среда и сообщество взрослых и детей. Образовательный процесс выстраивается на основе вариативности форм и содержания работы с детьми.
Свою образовательную деятельность я организую в соответствии с моей рабочей программы, разработанной на основе примерной программы «Радуга», научный руководитель Е. В. Соловьева и общей образовательной программы нашего детского сада.
В программе «Радуга» определены условия для осуществления индивидуализации, которые легли в основу моей работы:
Мне, как воспитателю, необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости. Из вышесказанного вытекает проблема: как помочь каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности и возможности, как сделать этот период детства насыщенным и ярким, с кем сотрудничать в выполнении своих замыслов.
Индивидуализация образования - это не просто технологическая особенность современного педагогического процесса, а прежде всего условие, процесс и результат самореализации человека в его жизнедеятельности и жизнетворчестве.
В первую очередь необходимо провести диагностику личностных качеств каждого ребенка своей группы. Мною был изучен и осознан материал, который помог бы мне сделать это объективно. Пришла к выводу, что полнее всего раскрывают индивидуальные личностные качества любого человека - психологические методики. Среди методик я выбрала методики, соответствующие возрасту детей.
Со своими воспитанниками я использовала следующие диагностики:
1. «Лесенка» - Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, в семье.
2. «Автопортрет» - Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка, самовосприятия (представления о себе, своей внешности, самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.
3. «Два дома».
В результате проделанной работы, сложилась такая картина: в средней группе у одного ребенка, а это 5% детей, уже была завышенная самооценка, 33% имели адекватную самооценку и у 62% она была заниженной. В старшей группе в течение учебного года результат диагностики стал другим. В начале года он изменился незначительно в сравнении со средней группой, а в конце года порадовал: 10% детей с завышенной самооценкой, остальные дети с адекватной и ни ребенка одного с заниженной. В настоящее время радует то, что мои воспитанники – дети подготовительной к школе группы не сдали позиций, значит, их самооценка соответствует действительности.
Провести обработку данных мне помогла наш педагог - психолог О. Н. Шелопугина. Только работая в содружестве с другими специалистами детского сада, можно добиться положительного результата.
Ежегодно проводила анкетирование родителей.
Ознакомившись с анкетами, я поняла, что каждый ребенок отличается своими интересами, играми, поведением, предпочитаемой деятельностью. Так в моей группе оказались «дети почемучки» – их больше всего 62%, «дети следопыты» -10%, «дети двигатели» - 18%, «ребенок фантазер» - 5%, «ребенок музыкант» - 5%. Я начала активный поиск методов и форм работы с детьми, чтобы для каждого нашего воспитанника образовательный процесс оставался доступным, занимательным и доставлял удовлетворение от выполненной работы. Содержание, насыщенность пространственно- образовательной предметной среды обеспечивает эмоциональное состояние детей, наполняет духовно, в следствии чего, обогащается социальный опыт ребенка, приобретаемый в самостоятельной деятельности. Основными компонентами опыта выступают представления о мире и о себе, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Таким образом, эффективно реализуется одно из системных обновлений дошкольного образования – обновление его содержания.
При создании предметно образовательной развивающей среды важно помнить ведущее требование – ориентацию на личность ребенка, его возможности и потребности.
Я подбирала оборудование, материалы, проводила планировку группы, которые должны работать на развитие каждого. Содержание предметно-пространственной развивающей среды, организованной педагогом, должно предъявлять некий вызов, затрагивающий интересы ребенка и мотивирующий постановку и достижение цели деятельности.
Два года назад, наша группа перешла на новое планирование, по технологии «План-дело-анализ». Л. Михайловой-Свирской.
Общий режим дня детского сада не подходил. Мы провели некоторую корректировку. Моё рабочее утро начинается с радостного общения с воспитанниками и их родителями. Я выясняю, какими видами деятельности хотел бы заниматься каждый ребенок, приучая с детства к самостоятельности выбора. С возрастом детей этот процесс менялся, остановимся подробнее на всех вариантах. Малышей можно просто спросить, о том, чем он хочет заниматься, некоторых направить, помочь с выбором деятельности. Детям средней группы я усложнила выбор, предложив карточки с изображениями видов детской деятельности. На карточке изображено утро, день, вечер, к каждой карточке предлагается набор картинок с изображением всех видов деятельности. Детям предлагалось выбрать, чем бы им хотелось заняться в течение дня. Я с ребятами наблюдала за осуществлением задуманного. Вечером, подводя итоги дня, вновь возвращалась к картам, побуждая детей вспомнить, чем они занимались и что у них удачно получилось. Не подумайте, что это скучно и однообразно. С целью поднятия настроения, активизации, позитивной настройки на деятельность, я задаю детям различные вопросы. Мы играем в забавные пальчиковые игры, говорим друг другу комплименты. Считаем, сколько детей, сколько мальчиков и девочек, выбираем дежурных, отмечаем погоду, делимся впечатлениями. Особенно после выходных у детей возникает потребность поделиться своими радостями, а иногда и переживаниями, и, между прочим, определяем для себя деятельность.
В старшей группе я решила заменить карточки. Мы стали по утрам делать «паутинку» деятельности в течение дня. На общем листе А3 каждый ребенок мог зарисовать схематично, как ему было доступно, чем он будет заниматься в детском саду.
Сейчас я работаю в подготовительной группе. Мои воспитанники обрели некоторый опыт, и поэтому с удовольствием обозначают самостоятельно виды своей деятельности на день.
Методы индивидуализации обучения
1. Метод реагирования.
Мое внимание, как педагога, направлено на стимулирование и поддержку инициативы, активности и самостоятельности детей.
2. Обеспечиваю гибкость в инициированной ими деятельности.
Тот факт, что несколько детей одновременно находятся в одном месте и заняты одним видом деятельности, не означает одинаковости их действий. Вместо того, чтобы прямо указать детям, что и как они должны делать, я помогаю им сделать то, что они хотят. Моя задача педагога - помочь тем, кому трудно начать или выполнить отдельные операции.
3. Отбор материала.
Большинство игрушек и пособий, используемых при создании развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности. Такая вариативность создаёт оптимальные возможности для индивидуализации учения, обучения, образования.
4. Метод "строительных лесов".
В основе этого метода - идеи Выготского Л. С. о зоне ближайшего развития. Сущность этого метода не в опережающем обучении ребёнка тем знаниям и умениям, которые, с точки зрения педагогов, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, но в том, чтобы, создавая условия, помочь ребёнку самому сделать следующий самостоятельный шаг.
5. Иррадирующее обучение. (Иррадиация – распространение) Этот метод основан на признании различий интересов, мотивов и динамике продвижения. Предлагая интересное дело тем детям, кто хочет им заниматься, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трёх основных действий.
1-е действие: "У нас появилась новая интересная игра. Тот, кто хочет научиться играть в неё, может прийти в центр науки". Или: "Я (имеется ввиду взрослый) сегодня буду работать в центре исследований. Я хочу научиться (узнать, посмотреть, найти и т. п.). "
2-е действие: "Арина и Никита, вы сегодня узнали что-то новое (научились, посмотрели, нашли, сделали., давайте расскажем об этом всем ребятам.
3-е действие: "Если вы хотите что-то узнать (сделать, найти.) можете обратиться к Арине и Никите.
Образовательная деятельность у нас осуществляется в проектной форме.
Выбор темы проекта происходит по созданной ситуации в группе (по предложению детей или родителей, либо по календарю памятных дат (мотив педагога). Обычно выбор новой темы и окончание каждого проекта бывает в пятницу во второй половине дня. Тогда я провожу беседу о том, что бы мои воспитанники хотели узнать. Выбрав тему проекта, следует познавательная беседа, в результате которой у меня складывается первое впечатление об уровне заинтересованности детей данной темой, уровень накопленных знаний.
Методика работы по принципу трёх вопросов:
Что дети знают по сути
выбранной темы Что хотят узнать?
Какой? Какая? Где? Когда?
Доказывать. Выяснять. Что надо сделать, чтобы узнать? (найти в интернете, прочитать, попросить маму, папу, бабушку рассказать.)
Дети выбирают то, чем они смогут поделиться с друзьями, принимая тем самым на себя определенные обязательства. Малоактивным детям я помогаю сделать выбор. (Всех детей спрашивать не обязательно). Активные дети станут опорой для воспитателя в момент «стартового» разговора по результатам утреннего сбора. Настает время оформить наш план работы. Как вы заметили, он значительно отличается от традиционной формы написания. У нас нет перспективного планирования, т. к. невозможно предугадать на год вперед потребности и заинтересованность детей. Наше планирование включает в себя все те обязательства, принятые детьми и взрослыми, которые помогут раскрытию и полному изучению темы. Так же я не упускаю обязательные для меня «Обучение грамоте» и «Математику». План составляется совместно с детьми, поэтому он может содержать зарисовки по теме. Сюда же я обязательно включаю работу с родителями. Все программные задачи вынесены на обратную часть листа и соответствуют требованиям программы. (см. план).
С точностью до дня это не определишь, сколько будет длиться данный проект. Если детская заинтересованность будет сохраняться, не каждый ребенок успеет рассказать о своем, то допустимо продление. Но итог должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО! Это может быть разная форма – проведение развлечения или праздник, выставка работ, составление коллажа, презентация, оформление альбома, создание коллекции, мини-музея. Важно, чтобы родители, которые являются при данном планировании и в соответствии с ФГОС непосредственными участниками образовательного процесса, полностью владели информацией, что интересует ребенка, что чем он хочет поделиться с другими детьми (загадать загадки, прочесть стихи, составить рассказ и др.). Предлагаю семейные творческие работы, слайды создание макетов, участие в выставках и в праздниках.
После завтрака каждый день у нас начинаться утренний сбор. Приложение №4. Как он проходит? Мы рассаживаемся в круг, приветствуем друг друга. Делимся планами. Выслушиваем подготовленные рассказы, обсуждаем возникшие ситуации, намечаем работу в центрах в соответствии с задуманным ранее планом. Далее следует работа в центрах «активности». У вас, несомненно, возникнет вопрос: «А не получится так, что все дети каждый день будут только рисовать и все?» Уверяю вас: «НЕТ!» У меня есть расписание работы в центрах «активности», в которых я буду работать в различные дни недели. Активные дети быстро поняли, что именно там их ждет, что-то новое и интересное. У других побеждает желание сделать свою работу, и они стремятся в свой выбранный центр. Большинство успевает везде. Сереже и Соне для выполнения работы требуется много времени, и оно у них есть, потому что доделать можно в любое удобное время, да еще друг может помочь.
Получая внимание от взрослого, приобретая во взаимодействии с другими или в самостоятельной деятельности новый опыт или новое знание, ребёнок, как правило, стремится поделиться с детьми, с которыми он дружит (продемонстрировать им приобретённое умение).
Предупреждение нежелательного поведения во время утреннего сбора.
Утренний сбор нельзя путать с выбором темы для нового проекта.
Планирование образовательной деятельности
- Формулируют цели и задачи.
- Дополняют идеи других детей.
- Продумывают возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах.
- Продумывают, какие материалы и задания нужно подготовить в центрах активности.
- Оценивают внутренние ресурсы детского сада, группы.
- Определяют, какая помощь нужна от родителей.
Вся группа наполняется иллюстрациями, книгами, фотографиями, настольно-печатными играми, театральными масками, материалом для исследования и др.
Хочу отметить, что такая организация образовательной деятельности требует и от меня большой подготовки, эрудированности, умения владеть ИКТ, быть психологом.
В конце работы в центрах мы с детьми проводим итоговый сбор, на который детей собирает «Песенка друзей». Место проведения – ковёр в центре группы. На итоговый сбор ребята приносят свой результат о проделанной работе - рисунки, поделки и пр. На местах остались лишь те виды работ, которые нельзя перенести (гаражи из строительного материала, ремонтные мастерские и др., к которым мы с ребятами подходим сами для обсуждения, ни один ребёнок не остается без внимания. Мы с ребятами делаем вывод о проделанной работе.
Вопросы на итоговом сборе:
• Кто хочет рассказать о своей работе?
• Какие трудности ты встретил (а?
• Что тебе удалось сделать?
• Получилось ли у тебя то, что ты задумал (а?
• Как ты предполагаешь завершить работу?
• Какие материалы можно ещё использовать?
• Планируешь ли ты продолжить начатую работу?
• Какой совет ты бы дал ребятам, выбравшим такую же работу?
• Справился (ась) ли с поставленной перед собой целью?
Реализуемая детьми компетенция:
• Право выбора продукта для предъявления в качестве результата деятельности;
• Право самостоятельно оценить достигнутый результат;
• Право оценить успешность сотрудничества;
• Право определения применения полученного результата.
Общий итоговый сбор (анализ о проделанной работе по теме всего проекта) проводится после окончания работы всего проекта. Обычно он проходит в пятницу во вторую половину дня. Мы с детьми подводим итог результата проекта: анализируем свою работу, отмечаем участие каждого ребенка и взрослого, вспоминаем яркие, интересные моменты, чем нам помогли родители, делаем умозаключения. Затем выбираем новую тему для следующего проекта и определяем пути его реализации.
Принципы детской работы:
Принцип открытости:
Ребёнок имеет право:
• Участвовать или не участвовать в общем деле;
• Представить или не представлять результаты своего дела;
• Принять решение о продолжении (завершении) начатой работы.
Принцип диалогичности:
• Все участники группового сбора имеют право обсуждать план, виды деятельности;
• Все участники имеют возможность вхождения в беседу по поводу выполненной работы, полученного результата, перспектив её продолжения.
Принцип рефлексивности:
• Развитие детской инициативы и творческих способностей;
• Осознание ребёнком своих действий;
• Самооценка результата;
• Саморегуляция поведения
В результате совместной деятельности в группе был оформлен мини-музей «Динозаврики». В средней группе, в рамках проекта «Наш любимый поселок» нам подарена коллекция полезных ископаемых, добываемых в районе. Собрана коллекция денежных знаков, в настоящее время создается мини-музей часов в рамках проекта «Часы. Время».
Дети очень любят быть не исполнителями указаний воспитателя, а активными участниками планирования.
Перестроится, подойти к чему-то новому – это решение каких-то проблем. Я столкнулась с трудностью приобщения РОДИТЕЛЕЙ к планированию образовательной деятельности в моей группе! Они не сразу поняли перемены организации дня, у них постоянно не хватало времени на помощь детям. Выяснилось, что некоторые родители водят детей в сад для того, чтобы их учили, а не для того, чтобы «заниматься» с ними дома. Они просто скачивали информацию с компьютера, распечатывали и отдавали мне, а вечером удивлялись, почему у ребенка нет звездочки. Так мы оцениваем, вместе с детьми, выполненные работы. Если ребенок выполнил все, что наметил, познакомил с интересным материалом друзей, не просто принес поделку, а смог ее прокомментировать, то на его шкафчик прикрепляется звездочка или «сюрприз от героя проекта (от Осени - листочек)». Мы пережили этот этап. Приложение №5
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
В ходе реализации планирования «План-Дело-Анализ» дети стали проявлять активный интерес к познавательной деятельности, самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В соответствии с собственными интересами дети проявляли инициативу и самостоятельность, ставили много опытов, организовывали интереснейшие наблюдения, экспериментировали всеми возможными цветами и оттенками, жидкостями и другими веществами. Мои дети научились смело ставить задачу (проблему) перед собой, и самостоятельно приходить к её решению, научились делать выводы, подводить итоги. Мои воспитанники активно участвуют в клубных часах, которые проводятся каждую пятницу в нашем детском саду.
Наши отношения с родителями сейчас строятся на основе взаимопонимания. Взаимодействие происходит ежедневно: знакомлю с текущим проектом, с идеями, предлагаю участие в проекте, т. е. помочь ребёнку найти какую-то информацию или фото, стать участником семейных исследований, вместе с детьми создать семейный рисунок или поделку и т. д.
Дети сами рассказывают, совместно всей семьей делают творческие работы. Мне очень хочется отметить семью Косенко, их участие в проекте «Прощаемся с летом».Папа с сыном путешествовали по берегам Черного и Азовского морей. Папа с мамой отредактировали все фотографии, подписали их, поделились с сыном информацией о событиях, а Тимоша на основе фотографий, в течение 20 минут, взахлеб рассказывал друзьям о военной технике старой и современной, о пещерах, где прятались люди во время войны, о параде в день ВМФ, о контактной с животными ферме и много других интересных фактов. Приложение №6
Вывод: Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ - это классно.
Моя позиция по отношению к каждому ребенку полностью совпадает с такими словами неизвестного мне автора:
«У тебя есть то, чего нет больше ни у кого, – это ты.
Твой голос, твой ум, твоя история, твое видение.
Поэтому пиши, рисуй, строй, играй, танцуй, живи так, как можешь лишь ты».
Если кто-то меня поддерживает, думает так же, как я, то ему будут полезны мои рекомендации.
Я считаю, что данный опыт работы может быть использован любым воспитателем, который не боится перемен, ищет пути для раскрытия индивидуальности своих воспитанников, тем самым обеспечивая им успешное обучение в начальной школе.