Алевтина Чайка
Педагогический опыт работы по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд Добрый день, уважаемое жюри, коллеги! Разрешите представить вашему вниманию свой педагогический опыт работы по теме:
«Организация поисково-исследовательской
деятельности дошкольников».
2 слайд в и д е о стихотворения.
Актуальность
3 слайд Хочу всё познать», – говорит ребёнок.
«Я буду твоим проводником на этом пути»,
отвечает ему взрослый.
Публикация «Педагогический опыт работы по теме: „Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников“,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Одним из целевых ориентиров федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является проявление любознательности дошкольников.
«Любознайка», «Почемучка» - так можно назвать любого ребенка. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление искать сведения о неизведанном мире - эти качества рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Именно в познавательно-исследовательской деятельности ребёнок практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему расширять свои представления о мире, развить наблюдательность и самостоя-тельность.
Исследовательская деятельность способна мобилизировать силы дошкольников в познании реальности, раскрытии её связей, отношений, закономерностей.
4 слайд
Цель моей работы: развитие поисково-исследовательской активности дошкольников.
Для достижения цели, определила следующие ЗАДАЧИ:
1. Формировать простейшие исследовательские умения и навыки.
2. Развивать творческую активность в процессе исследовательской деятельности дошкольников.
3. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
5 слайд Для проведения в группе поисково-исследовательской деятельности была создана развивающая предметно-пространственная среда:
Центр детского экспериментирования «Любознайка».
При оборудовании центра учитывались следующие требования: - безопасность для жизни и здоровья детей; - укомплектованность; - доступность расположения.
6 слайд В нашем центре имеются:
приборы-помощники
сосуды разного объёма и различного материала
образцы почвы
красители
дополнительное оборудование
А так же - Детские энциклопедии, дневники наблюдений. Наборы карточек.
7 слайд Для поддержания интереса у детей я придумала сказочный персонаж
«Лягушонок - удивленок», который живет в центре экспериментирования.
8 слайд Наш герой приносит ребятам интересные предметы, удивительные истории, вместе с детьми участвует в опытах и экспериментах.
Вместе с Лягушонком мы путешествовали по миру (побывали в лесу, пустыне и даже на далёком севере, исследовали предметы живой и неживой природы.
Образовательная деятельность дошкольников по познавательно - исследовательскому развитию осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей:
9 слайд В процессе непрерывной образовательной деятельности дети изучают: свойства разных материалов и явлений природы.
В ходе работы использую различные формы: беседы, экскурсии, наблюдения
И методы: игровой, практический, словесный, наглядный.
Самым эффективным способом познания закономерностей и явлений окружающего мира в системе дошкольного образования является метод экспериментирования. В процессе детского экспериментирования формирую у детей простейшие исследовательские умения и навыки.
Создаю для детей проблемную ситуацию. Дети учатся в процессе эксперимента выдвигать гипотезы, проверять опытным путём свои предположения, делать выводы, самостоятельно размышлять, обобщать полученные сведения.
10 слайд Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Ребёнок получает возможность почувствовать себя ученым.
11 слайд Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг.
Детское экспериментирование проходит через все виды детской деятельности:
12 слайд На занятиях по изобразительному искусству мы экспериментируем с цветом.
13 слайд На занятиях по математике опытным путём доказываем, что объём воды не зависит от формы сосуда.
В режимных моментах
14 слайд В процессе ухода за комнатными растениями проводим простейшие опыты с почвой, выясняем какие условия необходимы для роста растений.
15 слайд На прогулке мои юные исследователи решают важные проблемы: «Что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку?», «Как освободить бусинку из ледяного плена?».
16 слайд Дети очень любят играть с ветром, со снегом и песком.
17 слайд Трудиться на огороде, наблюдать за ростом растений.
Наблюдение является неотъемлемой частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Важно, чтобы каждый ребенок проводил опыты сам, а не был в роли наблюдателя. При этом взрослый не учитель, а равноправный партнер.
18 слайд «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон
19 слайд В процессе самостоятельной деятельности детей, я создаю такие условия, чтобы у детей возникло желание проводить элементарные опыты по собственной инициативе.
20-21 слайд Использовать при этом ранее полученные знания и умения, самостоятельно размышлять и делать выводы.
22 слайд За время работы была собрана картотека игр-экспериментов по всем возрастам.
23 - 24 слайд Коллекции разных материалов: (ракушек, семян растений, жуков, гербарий, коллекция камней, ткани, фантиков, бумаги и шишек).
На познавательных занятиях собранные коллекции используем как наглядный материал.
25 слайд Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Родители как участники образовательного процесса принимают участие в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей.
26 слайд С целью повышения компетенции родителей воспитанников подобрала необходимую литературу по теме: «Экспериментируем дома».
27-28 слайд Провела мастер класс, познакомила родителей со структурой эксперимента.
29-30 слайд Организовала конкурс «Занимательные опыты на кухне», победители которого представили свою презентацию эксперимента детям группы.
31 слайд Совместно с родителями была оформлена стенгазета «Экспериментируем дома».
32 слайд И как фотоотчет о проделанной работе - папка передвижка «Очень интересно всё то, что неизвестно».
Опыт работы показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей.
33 слайд Можно сделать вывод, что на данном этапе поставленная цель достигнута!
Дети умеют задавать вопросы взрослым и сверстникам, доказывать, рассуждать, склонны наблюдать и экспериментировать.
У детей хорошо сформирована поисковая активность, способность проводить элементарные опыты, используя при этом свои умения и навыки. Они могут самостоятельно дать объяснения некоторым явлениям природы. Мои юные исследователи научились выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, высказывать предположения, анализировать и делать выводы.
Сформированные исследовательские умения и навыки будут необходимы детям для дальнейшего обучения в школе. Дети смогут самостоятельно разрабатывать разные исследовательские проекты, самостоятельно добывать знания.
А знания которые ребёнок добывает самостоятельно, становятся его достижением на всю жизнь!
34 слайд В заключение мне хочется привести слова академика Климента Аркадьевича Тимирязева:
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком уровне развития в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
35 слайд Спасибо за внимание!