Светлана Трибунская
Организация трудовой деятельности дошкольников ДОО в соответствии ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу сегодня поделиться с вами наработками коллектива детского сада по теме Организация трудовой деятельности дошкольников ДОО в соответствии ФГОС ДО.
«Надо сделать так, чтобы труд стал интересным и посильным, и в то же время, чтобы это был творческий труд, а не только механический» Н. К. Крупская
Публикация «Организация трудовой деятельности дошкольников ДОО в соответствии ФГОС » размещена в разделах
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2017
Для успешности в обществе необходимо уметь трудиться. Этот навык не заложен в человеке от природы, поэтому нуждается в формировании. Основы общетрудовых умений, ответственность по отношению к своей работе, здравый выбор будущей профессии закладываются в процессе трудового воспитания средствами совместной деятельности дошкольников и взрослых. В нашем детском саду уделяется много внимания организации индивидуального и совместного труда детей, так как он имеет большое значение для закрепления важных качеств личности растущего человека, получения навыков, необходимых для участия в коллективных взаимоотношениях.
Именно трудом формируется устойчивость в поведении, вырабатываются самостоятельность и дисциплина. В процессе трудовой деятельности дошкольника детский коллектив объединяется: малыши учатся работать сообща, оказывать товарищу помощь, находить совместные решения для достижения требуемого результата.
Одной из целей нашего детского сада является формирование положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
В зависимости от цели и содержания различают следующие виды труда дошкольников :
самообслуживание;
хозяйственно-бытовой;
в природе;
ручной.
Каждый из видов позволяет ребенку осваивать окружающий мир, развивать мышление, память, получать знания о предназначении и правилах использования материалов и орудий для работы. К тому же ознакомление детей с трудом взрослых расширяет кругозор дошкольников, способствует воспитанию уважительного отношения к старшим.
Самообслуживание.
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, следует отметить его жизненную необходимость на удовлетворение повседневных личных потребностей в умывании, одевании, раздевании. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним, поэтому труд по самообслуживанию дополняет, в известной мере, внутреннюю культуру ребёнка.
Основным приёмом формирования методических навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности.
Достигнутый результат.
Сформированы умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
Умеют самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Сформированны такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
Умеют самостоятельно приготовить материалы и пособия к занятию не только себе, но и на группу.
Хозяйственно – бытовой труд.
В этот блок входит поддержание и наведение порядка в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, на участке и дома, участие в организации трудовых процессов, подготовке прогулкам.
Дети младшего дошкольного возраста убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки на участок, протирают листья растений, раскладывают на столы материал для занятий, убирают их после занятий. При подготовке к еде дети расставляют хлебницы, бокалы с салфетками, помогают няне повесить чистые полотенца.
Дети пятого года жизни моют игрушки, растения, стирают и развешивают кукольное бельё, дежурят по столовой, занятиям, протирают пыль со стульчиков, помогают воспитателю вынести игрушки на участок и принести их обратно.
Старшие дошкольники поддерживают порядок на участке:
подметают дорожки;
в тёплое время года протирают пыль с игровых построек, столов и скамеек;
поливают и перекапывают песок в песочном дворике;
зимой расчищают от снега дорожки;
дежурят по уголку природы, убирают игровую комнату, протирают мебель.
Достигнутый результат.
Дети умеют поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки;
Умеют самостоятельно убирать постель после сна;
Могут самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол
Умеют самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы.
Труд в природе.
С помощью труда в природе дети познают красоту малой родины, развивают наблюдательность и совершенствуют свои движения. Они повышают выносливость, развивают способность к волевому усилию. Средствами этого вида решается вопрос воспитания бережного отношения к окружающей среде.
Трудовая деятельность дошкольника усложняется с каждым этапом взросления. Это касается и работы ребят в природе. В младшей группе воспитанники вместе с наставниками подкармливают разноцветных рыбок в прозрачных аквариумах, помогают собирать урожай на участке, кормят птиц, остающихся на зиму. С удовольствием дети поливают растения в горшках, протирают их листочки. Они узнают от взрослых новые понятия, сведения об окружающем их мире природы.
Так же на территории детского сада имеются «Кубанское подворье» и огород. Это те уголки детского мира где можно увидеть все своими детскими глазками, а самое интересное еще и попробовать это на деле. Огород это то место где дети сами трудятся и выращивают для себя овощи и ягоды. Здесь дети могут проследить свой необъемный труд. Но самое интересное и долгожданное это когда они собирают урожай выращенный собственными усилиями и несут к поварам детского сада, чтобы им приготовили вкусный борщ, а с каким же аппетитом они опустошают свои тарелки.
В ходе посадки или сбора урожая дети не только трудовое воспитание, но обогощают словарный запас, учатся общатся не только в кругу сверстников,но и взаимодействовать со взрослыми, расширяют знания об окружающем мире. Таким образом, трудовое воспитание связано с осталныими образовательными облостями:
1. Социально – коммуникативным развитием;
2. Позновательно – исследовательской деятельностью;
3. Развитием речи.
Так же имеется «Зеленая аптека», где ребята учатся ухаживать за растениями которые полезны для нашего организма. Учатся отличать различать полезные свойства, особенности ухода за ними.