Людмила Рожкова
Из опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Рожкова Л. А., Пьянкова А. В.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа говорят и пишут много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Публикация «Из опыта работы „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.
В последнее время утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда.
Но как бы ни менялось современное общество воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
В настоящее время эта работа актуальна, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумения.
По результатам анкетирования родителей и опроса детей выяснили, что многие мало знают о своём родном посёлке, историю названия улиц на которых живут. Мы вместе с родителями создали "Семейный альбом", который привлёк внимание и родителей и детей к происхождению своей семьи.
На основе анкетирования родителей и анализа программы по нравственно-патриотическому воспитанию детей нами была определена цель и поставлены задачи по решению данной проблемы.
Цель своей деятельности мы определили так:
Формирование положительного насыщенного образа малой Родины, основы для становления духовно-нравственного сознания дошкольников.
Затем постарались четко сформулировать задачи, которые предстояло решить:
- Способствовать созданию предметно-развивающей среды для нравственно-патриотического воспитания детей.
-Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников.
-Формировать у детей основы личности будущего гражданина, привязанности к своей семье, дому, детскому саду, своим близким.
-Воспитывать чувство патриотизма, ответственности, гордости, уважения к культурному прошлому своей страны, малой Родины.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Мы стараемся воспитать в них гуманное отношение к своим близким.
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему посёлку. История посёлка – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.
Мы живем в посёлке Полазна, посёлке с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего посёлка, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее.
В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах даём детям краеведческие сведения о родном посёлке, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, зданиях и учреждениях, знаменитых земляках.
Воспитываем у детей гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Воспитывая у детей любовь к своему поселку, подводим к пониманию, что наш посёлок – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех;
- везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие национальные и общественные праздники.
Большое значение в своей работе уделяем ознакомлению детей с природой родного края, так как общепринято, что общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Вот поэтому, перед нами стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.
Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, мы стараемся привить детям любовь к родной природе, закрепить знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления.
Знакомя детей с родной страной, мы расширяем их представления о значении государственных символов России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России.
Формируем представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Также формируем у детей основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, стараемся привить детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.
Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
У нас в посёлке существует музей «Боевой Славы», который посещают наши дети. С большим интересом они рассматривают экспозиции, посвященные участникам Великой Отечественной войны и участникам локальных войн. В музее мы проводим экскурсии и беседы.
В нашем детском саду много хороших традиций: традиционными стали встречи с ветеранами войны и труда накануне 9 мая - Дня Победы в ВОВ, встречи с интересными людьми.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родине.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даём детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки.
Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие, попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Мы не испытываем трудности, так как в нашем ДОУ создан мини-музей «Русская изба». Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Дети приобщаются к народной культуре.
Дети дошкольного возраста отличаются любознательностью. «Почемучки» интересуются всем. Поэтому нами, совместно с детской библиотекой организованы различные мероприятия, где дети получают знания: это «История возникновения нашего поселка», «Былинные герои – защитники Отечества», «История возникновения праздника «Новый год», «История возникновения игрушки» и др. ;
участвуют в конкурсах, проводимых работниками библиотеки вместе с родителями (различные выставки работ детского творчества).
Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд. Показать через малое – большое, зависимость между деятельностью одного человека и окружающей жизнью - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Приобщая детей к труду, мы формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Поможем птицам зимой», «Птичья столовая»; к работе обязательно привлекаем родителей, так как в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.
Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины. Это и парк Дружбы около детского сада, сосновый бор, и живописная тропинка к достопримечательности нашего посёлка – Черному озеру…Все это закладывает у детей первые основы патриотизма. Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности. То, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем и жизненные успехи взрослого человека.
Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному посёлку, необходимо:
- воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет;
- развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, культуры, истории и окружающей природы
Мы считаем, что организованная таким образом работа способствует правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей Родине, помогает стать детям гражданами, патриотами своей страны.
В результате систематической целенаправленной работы удалось добиться позитивных результатов: значительно обогатилась предметно - развивающая среда, в группе появился уголок "Полазна - мой посёлок", куда мы поместили герб, карту посёлка, буклеты, книги о Полазне, картотеку дидактических игр, фотоальбомы" Посёлок, в котором я живу", "Природа родного края", альбом о профессиях родителей и профессии нефтяника; гербарий деревьев и кустарников; макет "Мой посёлок", дети научились ценить и поддерживать дружеские отношения, познакомились с историей возникновения Полазны, знают как надо заботиться о посёлке, чтобы он был красивым и уютным. Расширился кругозор детей и взрослых. Повысилась педагогическая культура родителей в вопросах воспитания у детей чувства любви к своей малой Родине.
Хочется еще раз отметить - воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - это многогранный и трудоёмкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.
Список литературы
1. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» - М., УЦ «Перспектива», 2008
2. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»,- МЦГЛ, 2004
3. Бабаева Т. И., Крулехт М. В. «Дошкольник 5-7 лет в детском саду»,
С-П,. «Детство-пресс», 2010
4. Вострухина Т. Н. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет»
5. - М., «Сфера», 2011
6. Горбатенко О. Ф. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (по разделу «Социальный мир»); - Волгоград, Учитель, 2008
7. Жуковская Р. И. «Родной край» : - М., Просвещение, 1990
8. Кондречкинская Л. А. «С чего начинается Родина?»., - МТЦ, Сфера, 2003
9. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», - М,;Сфера, 2009
10. Натарова В. И. «Моя страна» Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
11. Оверчук Т. И. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. - М., «Просвещение», 2004.
12. Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду», - М., Мозаика-синтез, 2008
13. Федотова А. М. «Пермский край – мой родной край»; - Пермь, Книжный мир, 2001