Любовь Колесникова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе краеведческой работы
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе краеведческой работы.
Колесникова Любовь Васильевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Теремок» Каменского муниципального района Воронежской области.
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе краеведческой работы» размещена в разделах
Цель краеведения - это всестороннее изучение родного посёлка, края, России. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, родным поселком, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Для дошкольников это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.
Специфика образовательной деятельности по краеведению заключается в том, что она проходит не только в группе, но и в парке, на спортивной площадке, в библиотеке, на выставке. Работа по краеведению включает обязательное участие родителей. Важно, чтобы дети чувствовали заинтересованное отношение родителей к изучению прошлого и настоящего своего посёлка и страны. Родители помогают проводить экскурсии и целевые прогулки, организовать встречи с интересными людьми, обогатить предметно-развивающую среду.
Работая над данной темой, ставлю перед собой целый комплекс задач:
1. Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.
2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
5. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
6. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
Данные задачи стараюсь решать во всех видах детской деятельности.
Прежде чем приступить к данной теме, сама постаралась прочитать много исторических местных и воронежских очерков, книг по краеведению, художественной литературы. По-моему, Воронежский край - самое лучшее место России. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у воспитанников представление о том, чем славен родной край. В беседах, играх, индивидуальной работе добиваюсь того, чтобы дети младшего возраста знали названия своей улицы и той, на которой находится наш детский сад, дошкольников постарше знакомлю с объектами, которые расположены на ближайших улицах: школа, масложировой комбинат, кинотеатр, рассказываю об их назначении и поясняю, что всё это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомлю старших воспитанников, расширяется – это район и посёлок в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Объясняю детям, в честь кого они воздвигнуты. Особая страница истории посёлка – годы Великой Отечественной войны. Каменская земля вырастила славных сыновей. Это Герои Советского Союза Рогозин Пётр Карпович и Захарченко Василий Петрович. Их славные имена носят поселковые школы. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», подвожу дошкольников к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.
В совместной образовательной деятельности рассказываю об одной из главных достопримечательностей нашего района – марковском роднике «Серебряные ключи», где вода считается целебной, излечивая от разных недугов.
Воспитанники, затаив дыхание, слушают, когда рассказываю о ежегодном фестивале поэтического творчества «Воронцовая Русь», который проходит в нашем районе и на который съезжаются участники из разных уголков нашей необъятной Родины. Это - фестиваль поэтов-любителей, главным организатором которого был мастер поэтического слова, настоящий ценитель красоты, наш земляк, поэт А. И. Хильченко. Фестиваль проводится в период цветения редкого лугового цветка – воронца. Заучиваю с детьми стихотворения А. И. Хильченко «Родина», «Тепло родной земли», Г. И. Петриёвой «Всё реже с Родиною встречи», К. К. Дроздовой «Милая малая родина».
Хочу подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому я использую не только художественную литературу, иллюстрации, шутку, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого в детском саду создан мини-музей «Русская изба». Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок).
В настоящее время работаю с детьми старшего дошкольного возраста. В своей работе особое внимание уделяю таким темам, как «Мой посёлок», «Воронеж - столица Черноземья», «Каменка – посёлок на пятидесятой параллели».
Особое место в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников занимают экскурсии. Воспитанники подготовительной к школе группы побывали в районном краеведческом музее, где ознакомились с предметами культуры и быта нашего края, с историей посёлка, а также смогли и сами продемонстрировать достаточные знания. В районной детской библиотеке дошкольники познакомились с известными сказителями воронежского края А. Н. Корольковой, А. Н. Афанасьевым.
Продолжением данной работы является знакомство детей с символикой родного края. Полученные знания закрепляем в продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании. В игровой форме предлагала детям стать художниками и сделать герб нашего детского сада. Детские работы порадовали сердца и воспитателей, и родителей.
Результаты мониторинга показывают, что у дошкольников повысился интерес к истории, культуре родного края. Воспитанники задают вопросы о родном посёлке, с удовольствием рассказывают о достопримечательных местах Каменского района, проявляют познавательный интерес к окружающему миру.
У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся наша работа. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Недаром российский филолог, искусствовед, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил, что краеведение- это путь к открытиям, прекрасная школа воспитания гражданственности.