Ольга Полежаева
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Нетрадиционные техники рисования
как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Выполнила воспитатель МБДОУ №46
«Орленок»
Полежаева Ольга Игоревна.
Коломна, 2013 г.
Введение.
Обоснование выбора темы проеткта.
Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание на:
растерянность детей при использовании способов нестандартного раскрашивания;
Публикация «Проект „Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
на сложности в умении экспериментировать с изобразительными материалами;
на ожидание детьми чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
иногда возникают трудности в проявлении фантазии, художественного творчества;
трудности в умении передавать личное отношение к объекту изображения;
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Выбор темы проекта продиктован тем, что применение нетрадиционных техник рисования способствует развитию интеллектуальных способностей детей в процессе изобразительной деятельности, воспитывает у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.
Актуальность.
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения детьми закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.
Цель проекта:раскрытие творческого потенциала ребенка через нетрадиционные приемы рисования.
Задачи: познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования; учить активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности; вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; способствовать формированию учебно-познавательной компетентности: восприятие, внимание, воображение, мышление; формировать коммуникативную компетентность; развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов; поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.
Методы: работа с текстом, сравнение.
Тип проекта: долгосрочный,групповой, исследовательский творческой направленности.
Основное содержание.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И. А. Лыковой «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т. Н. Дороновой «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»:
1. я пришла к выводу, что рисование помогает овладеть формами; структурирует зрительные образы; помогает постичь свойства материалов; обучает движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий, что способствует постепенному осмыслению окружающего мира.
2. проанализировала и отобрала для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, интересны ребёнку 5-6 лет.
3. для достижения поставленных целей и задач я разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования (см. приложение к проекту).
Заключение.
Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности играет важную роль не только в художественно – эстетическом, но и в общем психическом развитии ребёнка. Самоценным является не конечный продукт – рисунок или аппликация, а развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
У детей повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети учатся использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов. Значит, мне удалось заинтересовать детей, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственных мнения и вкусов.
Приложение.
Планирование занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник с детьми старшей группы (5 - 6 лет).
ОКТЯБРЬ
Занятие 1
«Звездная ночь». Свеча+акварель.
Цель: познакомить детей с данным видом нетрадиционной техники рисования.
Задачи: закрепить умение тонировать рисунок акварелью; развивать чувство композиции.
Материалы: лист А4, свеча, акварель, кисти, иллюстрации.
Занятие 2
«Волшебные отпечатки». Монотипия.
Цель: познакомить детей с монотипией.
Задачи: познакомить детей с симметрией; развивать пространственное мышление.
Материалы: силуэты симметричных и несимметричных предметов, лист бумаги, акварель, кисти.
Занятие 3
«Бабочки в саду». Сочетание техник: монотипия и свеча+акварель.
Цель: закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках.
Задачи: развивать чувство композиции, творческие способности, воображение.
Материалы: силуэты бабочек, акварель, кисти, свеча, слайд-шоу.
НОЯБРЬ
Занятие 1
«Разноцветные кляксы». Раздувание.
Цель: познакомить с изобразительной техникой – раздувание.
Задачи: развивать цветовосприятие, воображение, творческие способности.
Материалы: акварель, бумага, трубочка для коктейля, кисти.
Занятие 2
«Репейник». Тычок жесткой полусухой кистью.
Цель: познакомить детей с новой техникой.
Задачи: упражнять детей в рисовании техникой тычкование (жёсткой кистью); развивать творческие способности, воображение, цветовосприятие.
Материалы: бумага, жесткая кисть, гуашь.
Занятие 3
«Колючий кустик». Сочетание раздувания и техники тычка.
Цель: закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках.
Задачи: развивать чувство композиции, творческие способности, воображение.
Материалы: акварель, гуашь, трубочка для коктейля, бумага, кисти.
ДЕКАБРЬ
Занятие 1
«Снежинки». Рисование манкой.
Цель: познакомить детей с техникой рисования манкой.
Задачи: развивать чувство композиции, творческие способности.
Материалы: листы тонированной бумаги А4 (тон - тёмный, жесткие кисточки, клей, манка, салфетки, слайд-шоу.
Занятие 2
«Зимние узоры». Кляксография.
Цель: познакомить с изобразительной техникой – кляксография.
Задачи: развивать воображение, творческие способности детей.
Материалы: тёмно-синяя, фиолетовая тушь, листы бумаги А4, пластмассовая ложечка, гуашь, простой карандаш.
Занятие 3
«Ёлочка нарядная». Рисование пальчиками, акварель+ восковые мелки
Цель: учить изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель+ восковой мелок) для украшения ёлочки.
Задачи: закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами.
Материалы: различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь, слайд-шоу.
ЯНВАРЬ
Занятие 1
«Зимняя ночь». Чёрно-белый граттаж.
Цель: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно-белого граттажа.
Задачи: учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики.
Материалы: лист плотной бумаги, свеча, тушь + жидкое мыло, кисточки, заострённые палочки, эскизы, слайд-шоу.
Занятие 2
«Филин». Тычок полусухой жёсткой кистью.
Цель: учить создавать выразительный образ филина, используя технику тычка.
Задачи: развивать умение пользоваться выразительными средствами графики, закрепить навыки работы с данными материалами.
Материалы: бумага формата А4, жёсткие и мягкие кисти, черная гуашь, слайд-шоу.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1
«Белая береза под моим окном». Томпонирование (поролоновый тампон).
Цель: познакомить с приемом рисования березы поролоновым тампоном. Задачи: вызвать интерес к рисованию; развивать творчество.
Материалы: лист бумаги А4, тонированный (сине-голубой, сине-сиреневый, гуашь белая, голубая, поролоновые тампоны, салфетки.
Занятие 2
«Пингвины на льдине»
Цель: учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов.
Задачи: закрепить понятие о холодных цветах; упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа.
Материалы: листы А4, гуашь, кисти, слайд-шоу.
Занятие 3
«Портрет зимы». Восковые мелки+акварель.
Цель: закрепить умение рисовать восковыми мелками.
Задачи: закреплять умение аккуратно тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый); развивать цветовосприятие.
Материалы: лист А4, синий восковой мелок, акварель, кисти, слайд-шоу.
МАРТ
Занятие 1
«Открытка для мамы». Печать по трафарету.
Цель: совершенствовать умения детей в данной технике.
Задачи: развивать воображение, чувство композиции, ритма.
Материалы: лист А4 (с наклеенной вазой, сложенный вдвое, тонированный, гуашь, кисти, тампоны из поролона, трафареты цветов, слайд-шоу.
Занятие 2
«Подснежники для мамы». Акварель + восковой мелок.
Цель: учить рисовать восковыми мелками.
Задачи: учить с помощью акварели передавать весенний колорит; развивать цветовосприятие.
Материалы: бумага А4, акварель, восковые мелки, иллюстрации.
Занятие 3
«Весеннее настроение». Рисование по мокрому.
Цель: закрепить умение рисовать по мокрому.
Задачи: учить смешивать разные краски, переходить от одного цвета к другому; развивать цветовосприятие, воображение.
Материалы: листы бумаги для акварели А4, акварель, кисти, иллюстрации.
АПРЕЛЬ
Занятие 1
«Космос». Набрызг, печать поролоновыми тампонами.
Цель: учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать.
Задачи: развивать цветовосприятие; упражнять в рисовании с помощью данных техник.
Материалы: бумага А4, кисти, гуашь, поролоновые тампоны, жёсткие кисти, салфетки, иллюстрации.
Занятие 2
«Скворушка». Печать поролоновыми тампонами, ватными палочками.
Цель: закрепить технику печатания.
Задачи: учить создавать художественный образ, дополнять рисунок деталями.
Материалы: тонированная бумага А4, поролоновые тампоны, ватные палочки, гуашь, мягкие кисти, слайд-шоу.
Занятие 3
«Волшебные цветы». Изонить.
Цель: познакомить с техникой изонити.
Задачи: развивать воображение, творчество.
Материалы: бумага А4, гуашь, нити, салфетки.
МАЙ
Занятие 1
«Солнечный цветок». Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование.
Цель: совершенствовать умения в данных техниках.
Задачи: учить использовать необычные материалы для создания выразительного образа.
Материалы: белая бумага А4, цветной картон А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки, зелёная бумага, синтепон, клей.
Занятие 2
«Берёзовая роща». Рисование свечой.
Цель: закрепить умение рисовать свечой и акварелью.
Задачи: учить создавать выразительный образ; развивать чувство композиции, творческие способности.
Материалы: бумага А4, свечи, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти.
Занятие 3
«Сады цветут». Рисование пальчиками, тычками.
Цель: закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе, сочетать разные техники рисования, продумывать композицию.
Задачи: развивать эстетический вкус, творческие способности.
Материалы: бумага А4 (светло-зелёная, голубая, гуашь, мягкие и жёсткие кисточки, ватные палочки, салфетки.