МААМ-картинки

Опыт работы наставника с молодым педагогом: развитие и активизация профессионального роста

Дубинец Наталия Алексеевна
Опыт работы наставника с молодым педагогом: развитие и активизация профессионального роста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 182 г. Владивостока»

Опыт работы наставника Дубинец Наталии Алексеевны

с молодым педагогом: развитие и активизация профессионального роста

Составила воспитатель высшей квалификационной категории:

Дубинец Наталия Алексеевна

2024 г.

«Я убедился, что как бы человек успешно

не закончил педагогический вуз, как бы

он не был талантлив, а если не будет учиться

на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…»

А. С. Макаренко

Актуальность

В современном мире весьма значима проблема профессионального становления начинающих педагогов. Возникают проблемы, потому что в начале своей педагогической деятельности молодой воспитатель, хотя и имеет достаточные знания, но не обладает нужными умениями, ведь у него еще не сформированы профессиональные компетенции.

Наставничество является одной из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации начинающих педагогов. Оно способствует развитию и становлению профессионализма молодого специалиста. Главная задача педагога-наставника – помочь молодому воспитателю реализовать себя, развить личностные качества и профессиональные умения и в результате сотрудничества увидеть положительный результат совместной деятельности.

Начинающему педагогу нужно общение на профессиональные темы. Поэтому важно поддержать молодого сразу, чтобы с первых недель работы не начались трудности в профессиональном становлении, иначе могут появиться сомнения в собственной состоятельности в профессиональной и даже в личностной.

Желание поделиться опытом помогло стать педагогом-наставником. Для меня быть наставником - это стимул к профессиональному росту, постоянному поиску инновационных форм и методов деятельности с молодым специалистом.

Существуют различные виды наставничества, прямое индивидуальное и открытое наставничество, для меня является наиболее результативным, имеющее непосредственный контакт с педагогом, общение в различной обстановке, двустороннее взаимодействие, как на рабочем месте, так через социальные сети.

Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении.

Задачи:

- прививать молодому педагогу интерес к педагогической деятельности;

- способствовать успешной адаптации молодого специалиста к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ;

- ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развивать его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

- развивать умения теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы образовательной работы;

- оказывать помощь во внедрение технологий и педагогического опыта;

- применение эффективных форм повышения профессиональной компетентности и мастерства молодого специалиста.

Наиболее лучшей и основной моделью с начинающим педагогом, является модель: «Расскажи – Покажи – Сделай».

Этапы модели:

1. Я расскажу, а ты послушай.

2. Я покажу – ты учись.

3. Мы вместе сделаем, так лучше.

4. Затем один ты сотвори, а я тебе лишь подскажу: советом, делом помогу.

5. Сделай сам и расскажи, коллегам опыт покажи.

1 этап - Я расскажу, а ты послушай.

Я как педагог-наставник хочу повысить интерес Екатерины Олеговны к профессии воспитателя, помогаю развивать коммуникативные умения, способность управлять детским коллективом; совершенствовать педагогическую базу.

Стараюсь донести до молодого воспитателя такие истины:

• Смысл жизни каждого человека непрерывное самосовершенствование и развитие.

• От мудрости терпения, заботливого внимания, творческого потенциала и профессионального мастерства воспитателя - во многом зависит, благополучное детство и судьба ребенка.

• Воспитание успешной личности – одна из главных задач.

• Надо полюбить ребенка таким, какой он есть, увидеть в каждом воспитаннике что-то особенное, свое.

• Учиться быть педагогом – значит учиться любить и уважать самого себя, ведь именно от тебя будет зависеть, какие качества будут заложены в ребенке.

• Если человек полюбит свою работу, то сможет успешно работать, творить, добиваться хороших результатов и профессионально расти.

Важно руководствоваться принципом: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки».

«Учить и учиться» – наш девиз. Учим слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное – чувствовать. Учимся у детей открытости, светлому взгляду на жизнь.

Вначале крайне важно заинтересовать молодого специалиста, вселить уверенность в себя, и помочь ему реализовать себя в педагогической деятельности. Для реализации данной задачи разработала индивидуальный маршрут работы молодого специалиста и педагога-наставника. В первую очередь я уделяла особое внимание на изучение нормативно-правовой базы, на ведение групповой документации: (плана воспитательно-образовательной работы с детьми, табеля посещаемости, тетрадь работы с родителями, журнала здоровья, тетрадь утренний фильтр и др). На требования организации учебного процесса, на формы и методы организации игровой деятельности, механизмы использования наглядного дидактического и авто дидактического и других материалов. Помощь в подборе литературы и ресурсов интернета. Провела консультации: как выбрать и спланировать работу по теме по самообразования; формы проведения родительского собрания, беседы о важном, консультаций в работе по теме самообразования.

В своей работе использую классическое наставничество, так как считаю, что не важно, какую методику применять, важно, чтобы она создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.

2 этап - Я покажу – ты учись.

Данный этап включал в себя оказание помощи в профессиональной коррекции затруднений и совершенствовании. В работе с молодым педагогом я применяю наиболее эффективные формы взаимодействия, способствующие повышению его профессиональной компетенции.

Традиционные формы работы:

Методические консультации: составление плана познавательно-исследовательского проекта, и самообразования; организация и формы проведения родительского собрания; «Беседы о важном».

Беседы: «Проведение мониторинга дошкольников по образовательным областям»; «Проведение занятий ОД с использованием нетрадиционных методов».

Тренинговые занятия - «Арт-терапия как способ снятия стресса». «Будем ближе друг к другу».

Встречи с опытными педагогами: зам. заведующего по методической работе Анжеликой Вячеславовной и с педагогом высшей категории Донник Инной Григорьевной.

Посещение занятий ОД, ФЭМП тема: «Маленькие финансисты», коммуникативной деятельности (развитие речи) тема: «В Лукоморье». Двигательной деятельности детей на прогулке.

Взаимопосещение просмотр центра читательской грамотности в группе «Капитошки», ОД по ИЗО рисование и аппликация; занятие – викторина по Краеведению Тигренок: «Станет ближе край родной».

Прохождение курсов повышения квалификации: прошла обучение на курсах повышения квалификации в ООО «Федерации развития образования» по программе дополнительного образования «Компетенции воспитателей и педагогов ДОО в области семейной психологии и детско-родительских отношений в объеме 144 часов.

Различные деловые игры: «Народная мудрость», «Упражнялки», «Заморочки из бочки» и др. ;

Мастер-классы: «Утренняя гимнастика с малышами в парах», «Утренний круг «Планирование на неделю», «Гимнастика пробуждения».

Инновационные формы работы: технология «Гибкого планирования», «Тематическая азбука», «Утренний и Вечерний круг», пальчиковая гимнастика с применением Су-джок мячиков, «Умная стена», Технология «Клубный час».

Развивающее консультирование - коучинг, у которого форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности, в основном интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ, где молодой педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задают, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.

Технология сотрудничества – обучение в малых группах работа в паре (наставник + молодой педагог, так и обучение в команде) Главная идея обучения в сотрудничестве – не просто помогать друг другу, а обучаться вместе, осознавать свои успехи и коллег.

Технология открытого пространства – предусматривает активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.

Важно перед выступлением на педсовете или любыми другими открытыми мероприятиями для настроя воспитателя на успешную работу использую квик-настройку:

Все будет хорошо!

У тебя все получится!

Если ты хочешь нравиться людям – улыбайся!

Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.

Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает.

Трудности закаляют на пути к счастью.

Эти формы и методы работы с молодым педагогом способствуют развитию познавательного интереса к профессии, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности, активному усвоению приемов работы с детьми и родителями.

Молодому педагогу в самом начале профессиональной деятельности очень важно помочь почувствовать уверенность в собственных силах, наладить коммуникацию с коллегами, помощь в этом может оказать посещение мероприятий, проводимых коллегами наставниками.

В нашем детском саду проводились открытые показы образовательной деятельности наставниками, где педагоги-наставники делились с молодыми специалистами своим богатым опытом традиционных и инновационных форм и методов работы. Так молодые педагоги накапливают свою методическую базу, совершенствуясь в профессиональном развитии.

Молодые воспитатели посещают педагогические советы, семинары практикумы, мастер-классы и другие мероприятия, которые проводятся в ДОУ.

3 этап - Мы вместе сделаем, так лучше.

Древний китайский мыслитель и философ Конфуций говорил: «Учитель и ученик растут вместе». Организовываем учебно-воспитательный процесс часто вместе.

После просмотров открытых показов образовательной деятельности совместно с Екатериной Олеговной подготовили конспекты ОД по изобразительной деятельности (аппликации) с детьми младшей группы «С 23 февраля!», согласовываем каждую часть и элемент. Она проводила ОД по изобразительной деятельности (аппликация) на тему: «Солнышко в каждом зернышке».

Особое внимание уделяем инновационным технологиям: игровым, здоровьесберегающих технологий. Организовали взаимопосещение утренней гимнастики и режимных моментов. Мы вместе подобрали дидактические игры, оформили картотеку «Физминутки для детей 4-7 лет по лексическим темам» пальчиковых и подвижных игр.

Провели краткосрочный проект «Солнышко в каждом зернышке».

Анкетирование родителей «Детский сад глазами родителей»

Совместно составляли перспективный план работы для проекта: «Дети-волонтеры».

Мастер-класс «Символы волонтеров» - флаг и герб.

Наблюдая за общением Екатерины Олеговны с родителями, мы установили психологические основы установления контактов с семьями воспитанников. Совместно провели родительское собрание «Возрастные особенности детей». «Итоговое – наши успехи». Совместно с молодым педагогом и с музыкальным руководителем для родителей подготовили и проводили мероприятия и праздники для детей: «Осенины», «День тигра», «День народного единства», «Новогодние приключения», «Рождественские святки», «День защитника Отечества», «Мамин день», «Веснянка», «День Земли», «День Победы», где Екатерина Олеговна активно участвует или как ведущий, или как герой мероприятия. Вместе с инструктором по физкультуре спортивные мероприятия: «Маршевая группа» - Диплом победителей 2 степени городского смотра-конкурса. «Зарница».

4 этап - Затем один ты сотвори, а я тебе лишь подскажу: советом, делом помогу.

Выбранные мной формы методического сопровождения помогли начинающему педагогу раскрыть свои творческие и организаторские способности.

Екатерина Олеговна начала участвовать в разных очных и заочных конкурсах различного уровня, а также конкурах ДОУ. Она стала собирать материал для составления «Портфолио».

Самые значимые детские конкурсы – это Диплом 1 место в конкурсе детского творчества ДОУ «Усатый-полосатый», Конкурс поделок «Золотая осень» - Грамота первое место, Конкурс поделок «Весенний вернисаж» - Диплом 1 место, «Космос – увлекательный мир фантазии» - Диплом 1 место.

Номинация: Конспект ОД для детей младшей группы детского сада «Ракета».

ИЗО деятельность по теме проекта рисование: «Золотое семечко».

Участвовала в конкурсе центров развития ДОУ:

«Центра патриотического воспитания» и «Читательского центра» (детской библиотеки) оформление и дополнение уголков необходимой литературой, наглядно-иллюстрационным и авто дидактическим материалом. Пополнение центра Краеведения дидактическими играми: «Морские и пресноводные», «Кто работает в море» В результате за оформление и насыщенность, результат - Дипломы победителя.

Молодой педагог оформила и демонстрировала презентации: «Виртуальная экскурсия на кухню», итоговое родительское собрание.

Составила план краткосрочного проекта «Детям о космосе»

Молодой специалист транслировала опыт «Клубный час» в рамках встречи инновационного кластера «Точки роста от замысла к результату» модуль «Воспитательные практики» - Творческий мастер-класс «Звезды и кометы»

Городская экологическая акция-конкурс творческих работ «Покормите птиц зимой!» - Грамота участника

Приняла участие в пятом региональном интеллектуальном чемпионате «Умняша - 2024».

Была участником краевого конкурса «Самый креативный детский сад».

Во Всероссийском творческом конкурсе «Лего» - диплом 1 степени.

Приняла участие в международном игровом конкурсе «Человек и природа» - Дипломы победителей 1, 2 и 3 место.

5 этап - Сделай сам и расскажи, коллегам опыт покажи.

Молодой воспитатель активно включается в методические мероприятия ДОУ. Екатерина Олеговна участвовала в этом году на итоговом педсовете ДОУ, выступала с отчетом и демонстрацией презентации на тему: «Дети – волонтеры», как средство эффективной социализации дошкольников в разновозрастных группах детского сада».

Таким образом, можно сделать вывод: Екатерина Олеговна получила необходимые теоретические знания и практические навыки организации деятельности детей.

Сплоченная работа способствовала повышению профессиональной компетентности и мастерства молодого специалиста. Екатерина Олеговна успешно адаптировалась, к правилам поведения в ДОО и корпоративной культуре, что вызывает желание работать в дружном и сплоченном коллективе.

Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, поэтому наставник, обязан быть целеустремленным и терпеливым. Он еще - творческий педагог, энтузиаст своей профессии, друг и учитель и, тот, кто всегда рядом.

Важно, что работа наставничества ведется планомерно, системно и систематически.

Сотрудничество с молодым педагогом помогает мне повысить свою профессиональную компетенцию; приобрести новые взгляды на воспитание и развитие дошкольников.

Публикации по теме:

Опыт работы «Логико-математическое развитие детей старшей группы ДОО»Опыт работы «Логико-математическое развитие детей старшей группы ДОО» Цель: - способствовать развитию познавательной активности и логических способностей детей. -формировать стремление к самостоятельному познанию.

Методическая разработка «Индивидуальный план работы педагога-наставника с молодым специалистом» Являясь педагогом-наставником, накопила приличный материал по наставничеству. Предлагаю вашему вниманию методическую разработку "Индивидуальный.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы наставника с молодым педагогом: развитие и активизация профессионального роста
Опубликовано: 20 октября 2024 в 07:07
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы наставника с молодым педагогом: развитие и активизация профессионального роста» (включая файлы) размещена пользователем Дубинец Наталия Алексеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи. Передвижка

Яркой и неповторимой городецкой росписи посвящен сегодняшний праздник.Этот народный промысел стал визитной карточкой не только маленького городка Городец в Нижегородской области, но и всей России.

21 октября. Праздник зонтика

Про зонтик мы особенно часто вспоминаем осенью — он наш верный друг на осенних прогулках. Зонтик — это еще и любимый детьми атрибут для игр, ведь с ним можно придумать столько интересного. Отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД