Догинова Наталья Александровна
Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Все мы - дети Природы. Каждый человек с малых лет должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Публикация «Опыт работы „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сегодня, как никогда экологическое образование стало одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома - планеты Земля. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Изменить мировоззрение взрослого человека практически невозможно. Только у подрастающего поколения можно сформировать экологическое сознание. Тогда человек будет считать себя частью природы. Дошкольное образование является первым звеном в формировании экологической культуры, и поэтому наша задача - формирование у детей дошкольного возраста экологической образованности и культуры поведения к природе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям.
Новизна опыта: инновационные педагогические технологии позволяют сформировать у детей дошкольного возраста основы экологической культуры, научить их бережно относится к природе, любить свою родину.
Ведущая педагогическая идея: использование инновационных педагогических технологий в экологическом образовании.
Принципы организации работы по экологическому образованию: научность, доступность, гуманность, системность, преемственность, интеграция, сезонность.
Для реализации поставленных задач составила план работы по экологическому образованию, подобрала методическую, природоведческую и детскую литературу о природе, разработала картотеку игр, опытов. Дополнила природный уголок комнатными растениями, обновила календарь погоды, календарь природы, дневники наблюдений; создала лабораторию юного исследователя, в которой имеется разнообразный природный материал и необходимое оборудование для проведения опытов.
В работе по ознакомлению детей с природой использую наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, практические (игры, элементарные опыты и моделирование) и словесные (рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы) методы в комплексе.
В своей деятельности по экологическому образованию я использую различные инновационные технологии и сочетаю их между собой.
Проектная деятельность. Стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаю его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. В работе над проектами использую опытно – исследовательскую технологию, которая способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Следующая технология – использование экологических игр. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего города, страны, и всей планеты.
Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания, развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт
речь (животное или птица).
Следующий метод - Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации, далее идет анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Фото – кейс. Этот метод очень схож с кейс – иллюстрацией, единственное отличие – вместо иллюстраций применяются фотографии из реальной жизни.
Деловая игра «Кто за кем?» показывает детям, что в природе всё связано
между собой. Я предлагаю одному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом (упрошенная пирамида питания).
Деловая игра «Что будет, если?» помогает узнать, что надо делать для
того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: «Что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два?».
Деловая игра «Береги природу». На столе или фланелеграфе располагаю картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Я убираю одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.
В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи.
Мультимедийные экологические игры включаются как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физкультминутки, пальчиковые игры.
Широко применяю в своей работе и игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными героями: «Буратино беседует с детьми о деревьях», «Винни – Пух идет на луг за медом».
Использую также диалоги с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности.
Метод экологической идентификации - отождествление себя с каким-либо
природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы
животных, растений, действия от их имени.
Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование жемчужин народной мудрости - сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых «ум обогащать и душу волновать», и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы,
Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности.
Все эти методы и приемы помогают мне развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников, способствует формированию экологических представлений, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
Результаты работы показали, что в процессе использования инновационных технологий: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.
Данное описание опыта, может быть использовано педагогами дошкольного образования для работы с детьми дошкольного возраста.