Елена Зрянина
Развитие сенсорных способностей у детей при ознакомлении с явлениями и объектами неживой природы
▼ Скачать + Заказать документы
«Легко себе представить, сколько ярких, верных действительности образов, совершенно конкретных, накопится в душе детей от такого живого, наглядного, осязательного курса»
К. Д. Ушинский.
В системе разнообразных знаний об окружающем, особое место занимают знания о явлениях неживой природы. Неживая природа непрерывно воздействует на развитие ребёнка. В повседневной жизни ребёнок сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы. И у него возникает желание узнать это новое, понять не понятное. Важное значение, для повышения качества восприятия, при ознакомлении с явлениями неживой природы, является развитие сенсорных процессов. Они неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Мыслители и педагоги прошлого, указывали на необходимость развития органов чувств ребёнка посредством изучения, углубления знаний о природе. Шум ветра, стук дождевых капель, краски вечернего неба, лучезарность солнца, неповторимость утренних зорь, юность весны, запахи и голоса яркого лета, суровая, строгая красота зимы-вот что является лучшим материалом для развития органов чувств маленького ребёнка. Ребёнок многого не замечает, порой его восприятие бывает поверхностно. И всё же здесь, в царстве природы, он имеет чувствительный опыт, накапливает ощущения, идущие непосредственно от самой жизни, здесь он первооткрыватель, исследователь, и порой-неудачник. Природа способна эмоционально воздействовать на чувства детей. И поэтому важнейшей задачей для себя, я считала то, чтобы показать детям новое или уже виденное в природе и открыть множество интересных свойств вещей и явлений, уточняя тем самым представления детей, развивая их сенсорные способности.
Публикация «Развитие сенсорных способностей у детей при ознакомлении с явлениями и объектами неживой природы» размещена в разделах
- Неживая природа
- Погода и природные явления
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время теоретические основы развития сенсорных способностей при ознакомлении с явлениями и объектами неживой природы представленной в разных методических пособиях: Н. А. Рыжова, «Я и природа», «Волшебница вода», «Воздух – невидимка»; Т. И. Попова «Мир вокруг нас», журнал «Обруч» : статьи Б. Нельсон «Жидкие и твердые тела»;
Н. Нестеренко «Каменная эпидемия» и др. Они включают в себя вопросы содержания и методики работы по разделу «Неживой природы». Однако в процессе своей работы, каждый педагог применяет свои различные методы и приемы, рекомендуемые в литературе. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, главная задача ознакомления детей с природой – обогащение кругозора знания о природе.
Работая над перспективным планом, изучив программу, собрав методический материал, я поняла необходимость в подборе наглядного и дидактического материала по этой теме. Передо мной встал вопрос: как более последовательно дополнять и вводить новые знания.
Материал для работы по теме я брала в методическом кабинете детского сада. Он был систематизирован, взаимосвязан, основывался на принципе дидактики, и учитывал психологические особенности разного возраста. Это очень помогало мне давать и закреплять знания детей.
Начиная свою работу со средней группы, обследовав уровень знаний детей, я пришла к выводу, что дети имели небольшой опыт знаний, затруднялись ответить на мои вопросы, многого не замечали, ко многому были безразличны. И продолжая работать над темой, я поставила перед собой задачи: сформировать знания детей об обследовательских действиях, их направленности на вычисление тех или иных особенностей объектов, знаний о качествах объектов, т. е. знания эталонов и умений пользоваться обследовательскими действиями и эталонами качеств для познания окружающего мира, чтобы природу дети воспринимали, как чудо, бережно относились к ней. Для решения этих задач, я остановилась на следующих формах работы: это- циклы наблюдений за явлениями и объектами неживой природы; занятия, прогулки, экскурсии, игры, беседы.
В нашем ДОУ созданы все условия для работы по ознакомлению детей с объектами неживой природы. В методическом кабинете, имеется лаборатория, используемая на занятиях для опытов, природоведческий материал, наглядные пособия. И конечно, с помощью созданных условий, работу по теме было проводить интересно и увлекательно.
Начиная работу с детьми четвёртого года жизни, я включила задания на выявления знаний об объектах неживой природы, их признаках: (воде, песке, глине, земле); понимание обобщённого значения слова «жидкие, твёрдые». Демонстрируя детям натуральные объекты : воду, землю, глину, песок, камни, я предлагала им рассказать об этих объектах. Если ребята затруднялись ответить, задавала им наводящие вопросы, например: «В какой воде купаются?»; «Можно ли пить грязную воду?»; «Что нужно сделать с глиной, чтобы из неё можно было лепить?»
Познакомив детей с натуральными объектами природы и некоторыми продуктами питания: (молоко, сахар, чай, сок и т. д., я просила сгруппировать их по общему признаку для «жидких» и для «твёрдых». Затем знакомила детей с этими объектами в разных состояниях : песок сухой и влажный; глина сухая и влажная; вода чистая-грязная. С помощью этих наблюдений у детей формировались сенсорные способности : видеть, ощущать.
С детьми пятого года жизни моя работа была направлена на выявление знаний о признаках объектов и некоторых свойствах воды, формах воды в природе : понимание общего для всех объектов неживой природы, признака неживое. Я демонстрировала натуральные объекты в разных сосудах : (вода в стакане, в блюдце, в пробирке и т. д.) Из этого опыта, дети делали вывод, что вода не имеет формы; также рассматривали воду в разных состояниях: (вода чистая-грязная; холодная-горячая, узнавали, что глина в куске сухая-влажная; песок сухой-влажный; камни имеют разную форму и цвет. Если дети затруднялись дать характеристику объекту, я предлагала рассмотреть объект, потрогать, ощупать. Знакомя детей с явлениями неживой природы с помощью картинок, на которых изображены погодные явления : снег, лед, дождь, облака, тучи, предлагала им разложить их на «жидкие» и «твердые» по общему признаку. Дети с интересом определяли то, или иное состояние к определенному явлению. Делили их твердое, жидкое, газообразное состояние.
С детьми шестого года жизни, моя работа была направлена на выявление знаний о причинно-следственных связях, объектов и явлений неживой природы. Я раскладывала перед детьми картинки, на которых изображены объекты : вода, земля, глина, песок, камни; и явления : дождь, облака, снег, лед, иней, роса, изморозь. Ребята называли эти объекты и явления, давали им характеристику, затем подбирали картинку, на которой изображен такой объект, который является общим для всех этих явлений. И постепенно в процессе моей работы, у детей увеличивался «круг их знаний в области познания неживой природы.
Конечно работы на занятиях явно не хватало. Поэтому основной объем работы по ознакомлению детей с явлениями неживой природы проходил вне занятий. На прогулках, через наблюдения, дети узнавали много нового и интересного. Особый интерес они проявляли к камешкам, пытались их рассмотреть, стучали одним о другой. Тут у них проявлялся познавательный интерес. Я предлагала ребятам собрать различные камешки, отличающиеся по цвету, форме, размеру. Дети охотно включились в эту деятельность – поиск коллекции камней. Эту собранную детьми коллекцию, я использовала для экспериментирования. Играя с камнями, дети создавали «каменные картины». Такая деятельность помогала детям мыслить логически, сравнивать предметы, выражать свои мысли и чувствовать, умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать». И продолжая знакомство детей с камнями в старшей группе, я использовала «ящик ощущений». Я предлагала детям, выяснить, что лежит внутри ящика, и из всех предметов отобрать камни. Ребята чувствовали камни на ощупь, определяли их, затем описывали их по признаку: гладкий, тяжелый, угловатый, шершавый, теплый, холодный, легкий и т. д. В таких упражнениях у детей развивались тактильные ощущения. Продолжая работу над знакомством с камнями в подготовительной группе, я предлагала детям рассмотреть камни через лупу. Просила детей ответить, что они видят на камнях. Кто-то из них видел кристаллики, кто-то трещины, кто-то узоры. Детей это очень увлекало, развивало воображение, они с интересом погружались в эксперименты. Когда ребята бросали камешки в воду, то наблюдали, что происходит? На воде образовывались круги. Я подводила их к выводу, что камень тяжёлый и поэтому быстро тонет, также дети пробовали камни на ощупь, убеждались, что они твёрдые, затем определяли, какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими. Проводя следующие эксперименты, я с детьми превращалась в древних людей, у которых не было спичек, и пробовала получить огонь ударом двух кремешков друг о друга. Камни нагревались, можно было заметить искру. Затем предлагала понюхать камни и определить запах. И после множества различных экспериментов, в заключении, я обобщала вместе с детьми, какими бывают камни (твёрдые, отличаются по цвету, форме, тяжёлые-тонут в воде). В процессе этих экспериментов, у детей развивались зрительные, тактильные, обаятельные, слуховые ощущения.
При знакомстве в средней группе с такими объектами наблюдения, как песок и глина, я использовала целый ряд опытов и наблюдений. Высыпав на лист бумаги немного песка, а потом глины, дети видели, что песок сыпучий, он легко высыпается, а глина слипается комочками, её трудно высыпать, затем пробовали их на ощупь, пропуская через пальцы и ощущали сыпучесть песка и твёрдость глины с помощью таких тактильных упражнений. И продолжая работу с знакомством песка и глины в старших группах, я предлагала детям рассмотреть, через увеличительное стекло песок, они замечали: что песок состоит из очень мелких зёрнышек-песчинок, они маленькие, круглые, белые, полупрозрачные. Затем, тоже самое они проделывали с глиной. И на основе сравнения, дети могли ответить, что в песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а в глине-слипшиеся, очень маленькие частички похожи на пластилин. Затем, налив воду в стакан с песком, я предлагала ребятам на ощупь потрогать песок. Каким он стал? Дети отвечали, что он стал влажным, мокрым. Наливая немного воды в стаканчик с глиной, я предлагала детям потрогать и определить, какой стала глина. Дети замечали, глина стала мягкая, вязкая. Они лепили из мокрого песка и глины шарики и оставляли их высыхать, а потом наблюдали, что происходило с ними через некоторое время. Шарики из песка рассыпались, а из глины стали сухими и крепкими. Ребята в практической деятельности делали выводы, что предметы, слепленные из мокрого песка, оставались целыми, пока песок мокрый. И. закрепляя знания детей о свойствах песка и глины на прогулке, я обращала внимание детей на песочницу после дождя и в сухую погоду. Чем же песок в ней отличался? Дети пытались слепить замки из сухого и мокрого песка. Они понимали, что лучше лепиться мокрый песок. Также я предлагала ребятам пройтись сначала по влажному песку, а затем по сырой глине. Где оставались чёткие следы? Дети анализировали, что на глине. С помощью этих опытов и наблюдений, у детей формировалось зрительное восприятие об объектах неживой природы, они больше узнавали о свойствах песка и глины, и об их различии.
Особое значение, я придавала знакомству детей с таким компонентом, как вода. Знакомя их с такими свойствами воды, как прозрачность, что вода не имеет запаха, вкуса, формы, лёд-твёрдая вода, пар-вода в газообразном состоянии. В результате дети узнавали, что даже такой обычный объект, как вода, таит в себе много интересного. В процессе работы по знакомству с водой в средней группе, я проводила эксперименты с водой. Чтобы показать детям, что вода бывает чистая, грязная, цветная, я использовала воду из крана, дождевую, помещая её в прозрачную посуду, затем добавляла немного краски. Какого цвета стала вода? С помощью этого опыта, я подводила детей к выводу об изменении цвета воды. Знакомя детей с такими свойствами воды, как холодная-горячая, предлагала им попить воду разной температуры. У детей развивались вкусовые анализаторы. Затем предлагала помыть руки в воде разной температуры. Они через тактильные анализаторы ощущали разность температуры воды. Знакомя детей с другими свойствами воды: разливается- льётся-капает. Брала ковш, лейку, чашку и наливала в них воду, затем дети видели, как вода принимала форму сосуда, разного размера. Затем выливая из них воду, ребята наблюдали, что из одних сосудов вода льётся быстро, из других их капает. Дети зрительно могли определить, что их лейки медленнее выльется вода, чем из ведра. С помощью другого опыта дети узнавали, что вода не имеет вкуса и запаха. Например: на каждый стол, я ставила прозрачные сосуды с водой. Предлагала детям попробовать воду на вкус, понюхать и определить, есть ли у воды запах и вкус. С помощью этих экспериментов, я подводила детей к выводу, что вода не имеет запаха и вкуса. У ребят при этом развивались вкусовые и обонятельные ощущения. Через тактильные ощущения, они могли определить, что вода мокрая, холодная, горячая и т. д. Продолжая знакомство с водой в старших группах, я показывала детям, какие состояния имеет вода. Сначала мы рассматривали воду, налитую в сосуд, определяли, что она льётся, значит вода в жидком состоянии, затем на тарелочке я раскладывала кусочки льда и просила ребят потрогать их и определить какие они на ощупь, и что происходит с льдинками от тепла. Они выясняли, что кусочки льда холодные, а от тёплой руки они тают и превращаются в жидкую воду. Я подводила детей к выводу, что лёд это вода в твёрдом состоянии. Тут же я предлагала вспомнить, что они наблюдали, когда кипел чайник? Из чайника носика шёл горячий пар, из-за сильного нагревания вода. Это вода, объясняла я, в газообразном состоянии. С помощью этих опытов, дети усвоили сенсорные качества воды : холодная, тёплая, горячая, твёрдая, жидкая, газообразная. Удачно завершила наше знакомство с водой игра по методу ТРИЗа, используя М. М. Ч. Через игру, когда дети выполняли роль маленьких человечков, через изобразительную деятельность, дети приходили к выводу о строении твёрдого, жидкого, газообразного вещества. Вот вам и научное понимание неживой природы. А ведь это для детей просто увлекательная игра, которая думается, найдёт дальнейшее отражение в жизни.
Понятие «воздух» явилось следующим объектом знакомства детей с неживой природой. Начиная знакомство детей средней группы с воздухом, я проводила небольшие эксперименты. Показывая пустую банку и полиэтиленовый кулёк, я предлагала детям свернуть кулёк в трубочку. Что осталось в мешке? (Воздух). Этим опытом показывала, что воздух прозрачен, он есть в банке, есть вокруг нас. Затем, на другом опыте, предлагала опустить в банку с водой камень, глину, песок, дети зрительно выясняли, что воздух вокруг нас. Проводила упражнения на дыхания. Отмечала, что они вдыхают воздух, что он везде и повсюду. И постепенно знакомя детей с воздухом уже в старших группах, я усложняла опыты. Когда я медленно опускала перевёрнутый стакан в банку с водой и немного его наклоняла, дети видели пузырьки воздуха, которые выходили из стакана, а место воздуха заняла вода. Этим опытом я подвела детей к выводу, что воздух прозрачен и не видим. Объяснив ребятам, что им уже удалось увидеть и поймать воздух, я предлагала им ещё и услышать его. Когда я просила детей взять листки бумаги и приложить край листка к губам, потом подуть вдаль, но так, чтобы получился звук. Что происходило? Дети выдыхали струю воздуха, край бумаги дрожал и воздух тоже дрожал, поэтому возникал звук. Подводя итог, дети понимали, что звуки бывают только там, где есть воздух. А с помощью чего мы чувствовали запахи? С этим я познакомила детей в следующих экспериментах. Попросив детей зажмурить глаза и вздохнуть, я предлагала определить по запаху разные вещества. Что помогло почувствовать запах? Дети затруднялись ответить. Я объясняла им, что запахи распространяются по воздуху, поэтому можно было запах почувствовать вдыхая воздух. В таких опытах у детей развивались обонятельные, слуховые, зрительные ощущения.
С большим интересом прошло знакомство детей с таким явлением неживой природы как «ветер». Формируя представления у детей о ветре и движении воздуха в средней группе, я предлагала им резко помахать платком, подышать на руку. Что чувствуете? Это ветер. На прогулках с помощью красной ленты, дети наблюдали с какой силой её колышет ветер. С помощью этого наблюдения, они учились определять сильно или слабо дует ветер. Со старшими дошкольниками я проводила более усложнённые эксперименты. Предлагала им узнать одну из тайн природы : как рождается ветер? Провела один из известных опытов. Прикрепив над тёплыми батареями тонкие полоски бумаги, я немного приоткрывала форточку, из неё спускался холодный воздух вниз, а тёплый поднимался снизу вверх, они встречались, и тогда дети наблюдали, что появляется ветер, который заставлял двигаться полоски бумаги. Дети выясняли, как появляется ветер. Наблюдая на прогулке за облаками, дети отмечали, что часто облака двигались в разные направления. Кто их гнал? Дети отвечали-ветер. Исходя из этих наблюдений я подводила детей к выводу, что ветер может двигаться в разные стороны. С помощью флюгера, я учила детей определять направление ветра. Дети с увлечением определяли его силу и направление. Проводя игры с вертушками, дети учились с помощью их, определять направления ветра с Севера и отмечать, что Северный ветер несёт похолодание, а южный потепление. В ходе этих наблюдений за явлениями и объектами неживой природы, я старалась активизировать детское восприятие, уточнять свойства предметов неживой природы в повседневной жизни. Мне не хотелось сводить этот процесс к дидактизму. Я старалась научить детей «смотреть и видеть», «слышать и слушать» с помощью зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных анализаторов.
В практической деятельности, в опытах, сравнениях, они всё больше раскрывали секреты неживой природы. Я замечала доброе отношение детей к объектам неживой природы вовремя их игр. Они не раскидывали камни, а видели в них, каких-то своих, пусть даже не понятных нам, взрослым, загадочных жителей, не разбрасывали песок, а тихо играли с ним, и о чём-то шептались, словно доверяли ему свои детские тайны. Но конечно, моя работа по развитию сенсорных способностей при ознакомлении с явлениями и объектами неживой природы не была бы так ценна без помощи родителей. В каждой семье была возможность позаниматься с ребёнком дома, провести какие-нибудь несложные опыты: (понаблюдать за идущим из чайника паром, за изменением цвета и вкуса воды, определить вкусовые качества и свойства продуктов и т. д.) Было приятно, что родители откликались на просьбы помочь. Для развития заинтересованности, я проводила беседы с группой родителей и индивидуально. Предлагала им методическую литературу: Э, Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»; журналы «Обруч» и другие. Родители с интересом знакомились с этой литературой. На родительском собрании по теме: «Значение сенсорного развития по ознакомлению детей с явлениями неживой природы», я нацеливала родителей на умение видеть красоту окружающей природы, на бережное отношение к воде. Достаточно посмотреть вокруг, идя по дороге в детский сад или обратно. Всегда можно увидеть интересное: (как солнце встаёт, как блестят капельки росы на траве, а потрогав их, можно ощутить необычный восторг, увидеть интересное: как сверкает иней на деревьях и т. д.) Я объясняла, что главная задача родителей-поддерживать интерес к содержанию занятий в детском саду. После бесед многие родители пересмотрели своё отношение к детям, к себе, к окружающему. Помогли в сборе различного природоведческого материала для занятий.
В процессе своей работы с детьми, я отметила, что накопление детьми знаний о природных закономерностях сочетались с умением осознанно рассказывать, в чём именно произошло изменение. Они тонко подмечал и описывали внешнюю сторону явления, связывая её с прошлыми впечатлениями. И я рада, что учила детей всеми органами чувств ощущать мир прекрасного, что являлось источником детской радости открытия богатого мира природы. Хотелось бы и в будущем продолжить, использовать богатейший материал о природе сенсорного развития детей.
Подготовила: Зрянина Е. И.