Любовь Смотракова
Развитие мелкой моторики пальцев рук для детей 3–4 лет через разные виды игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье рассмотрена проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Раскрыта её роль в общем развитии детей. Приведен ряд методов развития мелкой моторики рук. Отмечены результаты использования пальчиковых игр.
Публикация «Развитие мелкой моторики пальцев рук для детей 3–4 лет через разные виды игровой деятельности» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: мелкая моторика, общее развитие ребёнка, пальчиковые игры.
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. [1,9.] Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. [5,6.] На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в возрасте 3-4 лет умения детей становятся сложнее и многообразнее, увеличивается процент действий, которые требуют от малыша согласованных движений рук. [1,8.] Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «на кончиках пальцев неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка».
Согласно ФГОС ДО именно познавательное развитие являются одним из приоритетных направлений в развитии и образовании детей дошкольного возраста, которое предполагает развитие мышления, интеллектуальных способностей, познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Поэтому я начала свою работу с обучения детей играм по мелкой моторике, учитывая их индивидуальные особенности. Перед игрой с детьми обсуждалось ее содержание, отрабатывались необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. При необходимости детям оказывалась помощь. Все упражнения начинали делать в медленном темпе, сопровождая показом и четким произнесением текста. Каждую игру проводили в течение нескольких минут, два, три раза в день. Необходимо было следить за правильной постановкой кисти, точным переключением с одного движения на другое. Игры подбирались так, чтобы упражнения были направлены на развитие не только всех пальцев сразу, но и каждого в отдельности. В играх должны чередоваться сжатие, расслабление и растяжение кисти руки. В ходе своего опыта по данной теме мною были подобраны и применены дидактические игры и пособия, направленные на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей. [1.]
Я поставила цель: развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры.
Развитию мелкой моторики рук способствует не только уголок сенсорного развития, но и вся РППС группы.
В спортивном уголке размещены мешочки для метания, наполненные песком, ватой, керамзитом, камушками. В уголке конструирования имеются разные виды конструктора : крупное лего, кубики и т. д. В уголке художественного творчества подобраны необходимые трафареты, раскраски, фломастеры, карандаши, доски для рисования, а также кисти, краски, пластилин для развития мелкой моторики рук. В театральном уголке расположены некоторые виды пальчикового театра (фетровый и деревянный «На пальчике», «На палочке», «Ходим пальчиками»). В уголке игр – ситуаций подобраны предметы посуды, муляжи продуктов, предметы одежды и обуви, бытовые предметы, медицинские принадлежности и предметы для игры «Парикмахер». В уголке сенсорного развития подобрала дидактические игры и пособия: пирамидки разного размера, вкладыши, мозаика, шнуровки, прищепки, игры с крышками, игры с направляющими, бизиборды. Также дидактические пособия и игры: «Времена года», «Дерево», «Огород», «Гусеница», «Бусы», «Забавные зверушки», «Пальчиковые шаги», «Формы», «Фигуры», «Палитра», «Дорога». Материал на развитие тактильных ощущений, природный материал: сенсорные панно, тактильные дорожки, шишки, грецкие орехи, камушки, ракушки, крупа и многое другое.
Дети играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке материалами и в процессе игры обогащают и накапливают опыт по развитию мелкой моторики рук. [5]
При ознакомлении детей с играми по развитию мелкой моторики рук, использовала игровой персонаж и игровые приемы, которые способствуют лучшему запоминанию и усвоению.
За основу по развитию мелкой моторики рук детей взяла игры по развитию координации (направленные на синхронизацию и согласованность движений рук, гибкости (направленные на быстроту и точность выполнения движений по образцу) и автоматизированности рук (направленные на распределение мышечной активности кистей и пальцев рук и точность движений).
При развитии координации использовала разные виды игр :
- Пальчиковая гимнастика : «В гости к грибочку», «Пальчики здороваются», «Здравствуй солнце золотое» [8], «Лады, лады», «Строим дом» [4], «Цветы», «Ёлочка» [1] и др.
- Массаж с предметами: шишками, бусинами, карандашами, орешками, камушками. [2,5]
- Пальчиковые игры : «Помощница» (стирать платочек) [5], «Орешки для белочки» (сортировать орешки, «Травка для коровки» (рвать бумагу) [2], «Листочки на дереве» (с пальчиковыми красками) [1], «Что это?», «Отгадай что спрятано» (с бумагой- разгладь и найди, «Лепим снежки» (сминать бумагу двумя руками, «Следы на песке» (делать отпечатки пальчиками на песке или манке, «Человечек» [8], «Птички – невелички» [9] и др.
Для развития гибкости рук применяла такие виды игр :
- Пальчиковая гимнастика : «Поcуда» (показывать функции предметов посуды, «Кошка умывается» (моем лапки, мордочку и ушки) [7], «Моя семья» (загибать поочередно каждый пальчик) [8], «В домике» (показывать предметы мебели) [9] и др.
- Упражнения с предметами: карандашами, бусинами, камушками, орешками и др. (брать рукой, пальчиками, перекладывать из рук в руки). [2,5]
- Пальчиковые игры : «Снегопад в лесу» (выкладывать кусочки ваты на основу – изображение дерева) [11], «Покормим птичек» (рвать и сминать бумагу) [2], «Дом для белочки» (строить мебель, «Цыплёнок» (выкладывать кусочки ниток на основу) [2], Рисование пальчиками «Овощи на грядке» (наносить отпечатки пальцев на бумагу) [10], «Угостим петушка» (лепка- скатывать шарики и сплющивать их, «Иголки для ежика» (вставлять счётные палочки - иголки в пластилин) [2] и др.
- Дидактические пособия: «Поезд», «Машина» (бизиборд).
Для развития автоматизированности пальцев и кистей рук подобрала игры: игры с прищепками (прикреплять прищепки к основе, шнуровки (продевать шнурок в отверстие) (рисунок 1, с крышками (закручивать и откручивать крышки, моталочки (наматывать шнурок на стержень) – «Кто быстрее»,
«Поймай мышку», с направляющими (продвигать предмет к заданной цели по изогнутым направляющим – стержням и дорожкам). (Рисунок 2,4,5).
Пальчиковые игры : «Бусы для мамы» (продевать бусины через веревочку, «Мальчик с пальчик» (одевать резинки на пальчики) [5].
Дидактические пособия: «Пальчиковые шаги» (ходьба кончиками пальчиков по дорожкам, «Собери гусеницу» (прикреплять части тела на застежки-липучки и застегивать пуговицы, «Улитка» (прокручивать шнурок по кругу, зацепляя его за крючки, «Машины» (прикручивать крышки-колеса, «Гусеница на листочке» (продевать гусеницу через отверстия). (Рисунок 6).
Для развития тактильной чувствительности я использовала различные дидактические тренажеры, игры, пособия: «Тактильные кубики», «Сенсорные мышки» (с крупой, камушками, пуговицами, «Чудесный мешочек», «Забавные зверушки», сенсорное панно «Природа», «Времена года», «Дерево», «Огород», «Дорога», «Формы», «Фигуры», «Палитра», «Тактильные кубики», «Сенсорные мышки», карандаши, разноцветные камушки, игры-шнуровки, природный материал, тактильные дорожки. (Рисунок 1,2,3.)
После проведённой работы у детей повысился уровень координации и точности движений рук, гибкости кистей и пальцев рук.
Приложение 1
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Источники:
1. Артемьева А. В. Развитие мелкой моторики. – М. : ТЦ Сфера, 2017.
2. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры. – М. «АСТ»2002.
3. Володина Н. В. Развиваем мелкую моторику- Издательство : Эксмодетство, 2020.
4. Гаврина С. Е. Развиваем мелкую моторику рук - Издательство : Экзамен, 2017.
5. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
6. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг – Екатеринбург : У – Фактория, 2005.
7. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь - СПб : Издательство «Литера», 2015.
8. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000
9. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : ЭКСМО, 2007. – 80 С.
10. Земцова О. Н. Рисуем пальчиками- Издательство : Махаон, 2022.
11. Ищук Е. С. Картины из ваты - Издательство: Учитель, 2017