Ефанова Лариса Леонидовна
Опыт работы по ознакомлению детей 5–6 лет с искусством портрета
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по ознакомлению детей 5–6 лет с искусством портрета
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение Луганской Народной Республики
«Ясли - сад № 4 «Жемчужина»
на тему:
Ознакомление детей 5-6 лет с искусством портрета
Подготовила:
воспитатель логопедической группы
Ефанова Лариса Леонидовна
г. Луганск
2024 год
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
На протяжении многих лет я работаю в группе, основным направлением которой является музейная педагогика, которая способствует воспитанию нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию; развитию психофизических качеств: наблюдательности, сосредоточенности, эмоциональной отзывчивости.
Знакомить детей с живописью начинаю с помощью занятий по ознакомлению с искусством портрета. Портрет позволяет детям познать мир людей и их отношения, помогает по-новому взглянуть на реальный мир, а также многое узнать из прошлого.
Для знакомства с портретной живописью лучше использовать работы художников, в которых они изображали детей. У дошкольников в эти произведения вызывают интерес и эмоциональный отклик. Первое занятие посвящаю знакомству детей с картиной В. Серова «Девочка с персиками». Дети с большим интересом слушают историю создания этого живописного произведения.
Вере Мамонтовой в период написания картины 12 лет. Она позировала 90 сеансов. Это было очень непросто в ее возрасте. Однако, картина создает впечатление, что выполнена она «на одном дыхании».
Девочка сидит за столом, застеленным белой скатертью. Кстати, скатерть на столе в доме Мамонтовых была уникальной: все знаменитости, которые бывали в гостях, ставили на ней мелом свои автографы, а Верочка Мамонтова потом вышивала их, закрепляя таким образом.
Девочка изображена спиной к окну. А сквозь окно льется солнечный свет, который наполняет всю комнату. Свет скользит по стенам, падает на скатерть, играет на рукаве и плечах розового платья.
В. Серов ввел новшество. Поза девочки естественная, непринужденная, не имеет ничего общего с традиционными «портретными» позами. В картине воспевается поэзия радости детства. Персики, изображенные на хосте, также являются участниками действия. Поражает воображение то, с какой тщательностью они прописаны. Почти физически ощутима их бархатная кожица. Репродукция картины В. А. Серова постоянно находится в нашем мини-музее. Дети очень любят рассматривать ее, задавать Верочке вопросы в игре «Портрет заговорил». И это не случайно, ведь героиня картины постоянно смотрит на них своими карими лучистыми глазами.
Через год, в подготовительной группе, дети будут знакомиться с портретом В. Васнецова «Девушка с кленовой веткой», на котором изображена уже знакомая им Верочка Мамонтова. Занятие будет посвящено сравнению двух портретов.
Тематическое планирование по ознакомлению детей с искусством портрета. Старшая группа
Сроки проведения Название репродукции Цель Формы и методы Работа с родителям
Сентябрь В. А. Серов
«Девочка с персиками» Дать представление о жанре портрета; развивать в детях способность вглядываться в человеческие лица; учить детей эмоционально воспринимать портрет. Рассказ воспитателя об истории создания картины
«Девочка с персиками».
Д/и «Портрет заговорил».
Метод: акцентирование деталей.
Дорисовать орнамент, чередуя персики, сливы, груши.
Октябрь В. А. Серов
«Мика Морозов» Продолжить знакомство с портретным жанром; отмечать своеобразие выразительных средств. Развивать речь, умение использовать образные выражения. Вопросы к детям:
1. Как вы думаете, хочется ли мальчику сидеть в кресле?
2. О чем говорят его лицо, руки, которые лежат на подлокотниках?
3. Давайте с вами пофантазируем: что делал Мика до того, как он сел в кресло? (ответы детей) Подобрать вместе с ребенком стихотворение к репродукции
«Мика Морозов»
Ноябрь В. Тропинин
«Портрет сына художника» Продолжить знакомство с жанром портрета; ознакомить с понятием «поясной портрет». Учить сравнивать изображения детей на разных портретах. Развивать речь, воображение, мышление. Сравнивать два портрета : «Мика Морозов» В. Серова и
«Портрет сына художника» В. Тропинина. Рассмотреть дома детские фотографии.
Декабрь З. Серебрякова «Девочка с куклой» Продолжить знакомство с искусством портрета; учить понимать душевное состояние героя. Воспитывать интерес к окружающим людям. Развивать наблюдательность. Д/и «Окошечко»
(определить характер героя по глазам) Выучить стихотворение Я. Акима «Кукла»
Январь В. Суриков
«Портрет дочери Ольги» Познакомить дошкольников с портретом «во весь рост». Закрепить умение выделять главное в портрете, а также средства выразительности. Активизировать в речи детей использование эпитетов, сравнений. Метод: приём придумывания историй с последующей зарисовкой их. Составление рассказа о девочке Оле.
Февраль Б. Кустодиев «Портрет Ирины с собакой Шумкой» Закрепить знания детей о портретной живописи, основных законах изображения человека. Развивать связную монологическую речь, умение сопоставлять рассказ из собственного опыта с изображением. Метод: Сравнивать два портрета : «Портрет Ирины с собакой Шумкой» Б. Кустодиева и «Портрет дочери Ольги» В. Сурикова.
Метод: «Если бы я был художником» (рассказы детей)
Найти портрет взрослой дочери Б. Кустодиева и сравнить его с предыдущим портретом.
Май И. Репин «Стрекоза» Продолжить учить внимательно рассматривать портрет, определять цветовую гамму, характер и настроение героини. Развивать речь, воображение. Воспитывать интерес к живописи И. Репина. Д/и «Картина» (дать рамочку каждому ребенку и предложить через нее в окно, друг на друга и рассказать о том, что увидел)
Д/и «Дорисуй портрет»
Литература:
Морозова Л. Н. «Музейная педагогика» Из опыта методической работы. Москва, Творческий центр, 2006 г.
Порудоминский В. И. «Счастливые встречи» Издательство «Малыш», Москва,1989 г.
Смольников И. Ф.»Девочка с персиками» Издательство «Малыш», Москва, 1989 г.
Кудрявцева Л. С. «Себя как в зеркале я вижу… Издательство «Малыш», Москва, 1989 г.
Француаза Барб – Галль. «Как говорить с детьми об искусстве. Издательство»Арка», С. – Петербург, 2007 г