Юлия Цвет
Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, лучше перед едой, в течение 5-7 минут.
-Комплекс упражнений должен соблюдать определенную последовательность от простого к сложному.
Публикация «Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения» размещена в разделах
-Проводить гимнастику нужно эмоционально, в игровой форме.
В соответствии с возрастом упражнения усложняются.
Для выполнения артикуляционных упражнений необходимо использовать индивидуальные средства гигиены-платочки, зеркала, индивидуальное оборудование (трубочки)
Артикуляционных упражнений существует очень много. Но сегодня мы возьмем более интересные.
Сказка о весёлом Язычке
Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)
Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, зубы обнажены-повторить 3-5 раз)
А на крыше домика была высокая труба. (губы в трубочку-повторить 3 раза)
Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко. (широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза)
Посмотрел язычок на солнышко (язык поднять вверх к носу,
потом на травку (язык опустить вниз, понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).
Гулял, гулял Язычок, увидел качели, решил покачаться на них (язычок тянуть вверх к носу, затем вниз к подбородку-по 5 раз)
Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против)
Потом захотелось ему пить (язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).
А потом он стал чистить зубки (рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам-по 3 повтора).
Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес (цокать).
А в лесу он увидел грибы и стал их собирать (язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз).
А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки (рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую-по 5 раз).
Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за нижними зубами:С-С-С-С,
И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях :Ш-Ш-Ш (язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).
А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д… (рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)
Как хорошо в лесу!
(Салфетки, зеркальца)
Такие сказки знакомят детей с основными органами артикуляционного аппарата, учат удерживать нужное положение органов артикуляции.
2) А еще я хочу познакомить вас с так называемой «Вкусной или гастрономической гимнастикой».
достаём язычком виноградинку слева и справа, голова на месте!
удержи виноградинку как в чашечке в языке
удержи между верхней губой и носом сладкую соломку
высунь язык и продержи на нем соломку как можно дольше
часики с сушкой на языке
Такая гимнастика очень нравится ребятам, ведь она выполняется со сладостями, но проводить ее всегда не стоит, лучше использовать её не часто, а для того, чтобы заинтересовать ребят. Так же обязательно соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
Важно знакомить детей с органами артикуляционного аппарата. Вместе с артикуляционной гимнастикой можно использовать и дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика используется для постановки речевого дыхания. И сейчас я покажу те пособия, которые я использую в своей работе с ребятами.
1) Игра «Фасолевые гонки». Изготовлено из коробки из под конфет, наклеены поля, есть старт и финиш. На старт кладется фасолинка, с помощью трубочки, регулируя струю воздуха нужно довести фасолинку до финиша. Победит тот, кто дойдет до финиша первым.
2) Игра «Раз, два, три-лети»
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох.
Воспитатель читает слова (мы их придумали вместе с детьми, а дети выполняют движения.
На полянке у реки
В небе кружатся жуки,
Пчёлочки, стрекозки,
Бабочки и мошки.
Все устали, отдохнули,
На цветочках прикорнули.
А потом опять-опять
Будем мы легко летать.
На последние строчки дети берут насекомых на палочках и поднимают вверх, чтобы насекомое оказалось на уровне рта ребёнка. Дети набирают воздух через нос и выдыхают через нос. Можно устроить соревнование: у кого выше полетит насекомое. Детям игра очень нравится и они с удовольствием играют в неё.
3) Игра «Снег, снежок».
Эта игра помогает регулировать силу вдоха и выдоха.
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).
Я познакомила вас с комплексом дыхательной гимнастики, используемый мною в своей работе. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать к ним стихи и успешно использовать в своей педагогической деятельности.