Кузнецова Екатерина
Опыт работы музыкально-ритмического театра в условиях стационарной реабилитации детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы музыкально-ритмического театра «Семьяшка» в условиях стационарной реабилитации детей с ОВЗ.
Авторы: Глушенко Анастасия Владимировна
Кузнецова Екатерина Александровна
Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» на протяжении трёх лет реализует практику по социальной реабилитации и абилитации детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – Музыкально-ритмический театр «Семьяшка».
Темочки:
- Музыкальное развитие
- Опыт работы, практика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В театральных постановках принимают участие дети в возрасте от 6 до 16 лет. В течении года в нашем учреждении проходит 16 реабилитационных курсов, продолжительностью 21 день. Форма проведения занятий – групповая и индивидуальная. Контингент детей постоянно меняется, поэтому подбор постановки для театрализации строится на индивидуально-дифференцированном подходе, исходя из психофизических особенностей детей. «Фишка» нашего театра в том, что за такой короткий промежуток времени (5-6 занятий, нам удаётся достигнуть основной цели, а наши постановки всегда сопровождаются игрой на музыкальных инструментах. Отмечаем, что, поступающие на реабилитацию дети не знают музыкальной грамоты, но по итогу, становятся участниками большого музыкального представления.
В рамках реализации практики мы также посещаем Челябинскую детскую филармонию и погружаемся в мир музыки в виртуальном концертном зале Свердловской Государственной Академической филармонии. Это развивает эмоциональный и творческий потенциал ребенка, прививает любовь к музыке и является возможностью расширения его кругозора и разностороннего развития.
Занятия в музыкально-ритмическом театре «Семьяшка» направлены на открытие ресурсного состояния и компенсации имеющегося дефекта у детей с ОВЗ. Наша основная цель — раскрыть индивидуальность ребенка, его внутренние ресурсы, научить его искать свои способы неповторимого умения самореализации и самоутверждения, а не подражать другим детям. Мы отмечаем эффективность и результативность работы театра «Семьяшка», так как уже после нескольких занятий у детей наблюдается устойчивая тенденция к преодолению страхов, стабилизации эмоционального состояния, улучшение моторных, речевых и социальных навыков, дети учатся выстраивать взаимоотношения, разрешать конфликтные ситуации, анализировать свое поведение и поведение других, делать выводы. Можно утверждать, что такие занятия являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивают его творческие способности, приобщают его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат.
Содержание работы в театре строится в несколько этапов: начинаем с диагностики (наблюдение, беседы, игры, упражнения, с целью выявления психофизических особенностей детей, на её основе пишем сценарий и подбираем музыкальные произведения к нему. Затем начинается один из основных этапов – работа над постановкой, и самая интересная, активная и бурная деятельность: чтение сказки, её обсуждение, распределение ролей, проведение игр и музыкальных упражнений на развитие чувства ритма, актёрского мастерства и сценической речи, подбор музыкальных инструментов, разучивание музыкальных произведений под сюжет и персонажей, изготовление атрибутов, героев, декораций, необходимых для проигрывания музыкального спектакля (в зависимости от сценария). После него наступает самый увлекательный, ответственный и непродолжительный по времени этап нашей работы-видеосъёмка и показ спектакля зрителю, это всегда волнение, суета, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого участника зависит успех спектакля. После спектакля мы собираемся в общий круг для саморефлексии, обсуждения выступления. Отвечая на вопросы: какие чувства вызывало выступление, что понравилось, а что вызвало затруднение, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей, а воспитатель направляя беседу в нужное русло старается похвалить каждого ребенка и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления. Съемка спектаклей специальным мультимедийным оборудованием проводится, для показа родителям, размещения на сайте учреждения и участия в конкурсах разного уровня. Важно, что перед детьми нет четких рамок и правил, многое основывается на их фантазии, желании творить, а мы, педагоги, только направляем и подсказываем.
По ссылке вы можете найти видеозаписи наших спектаклей.
https://yandex.ru/video/preview/3306532748060231704