Румия Шамси-Заде
Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
"Музыка, как средство патриотического воспитания дошкольников"
Слайд 2
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувства величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Опыт работы „Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Нравственно патриотическое воспитание особенно актуально в современном мире, в связи с напряженной ситуацией в соседствующих с нами странах, в целом в нашей стране и мире.
Нравственно - патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Как вы знаете, патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия не исключение.
Слайд 3
Цель:
Создание условий для решения задач нравственно - патриотического воспитания детей на музыкальных занятиях.
Слайд 4
Задачи:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.
Данные задачи могут быть успешно реализованы только при взаимодействии с семьёй, пед. коллективом, социумом.
Слайд 5
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребёнку выразить через песню или танец своё отношение к Родине, родному краю, семье.
Поэтому при подготовке занятия очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста.
Слайд 6
Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов – П. И. Чайковский, М. И. Глинка, Н. А. Римский – Корсаков, М. П. Мусоргский и т. д. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник, что должно вызывать чувство гордости у наших воспитанников.
Слайд 7
(Примеры музыкальных произведений)
Слайд 8
Большое влияние на нравственно-патриотического воспитание ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена, отличавшие русский характер: доброту, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Слайд 9
Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а также художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, воспитывающий ребенка.
Слайд 10-11
Основным воспитательным средством для реализации всех видов музыкальной деятельности является организация и проведение праздников.
Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».
В рамках нравственно-патриотического воспитания хочется выделить :
Праздники, посвящённые «Дню Защитника Отечества», «Дню Великой Победы».
Это день воинской славы, в который мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени!
Тема «Дню Великой Победы» - мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён.
Слайд 12
Праздники с мамой, «День матери», «Праздник 8 марта»;
Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
Слайд 13, 14, 15
Открытые уличные мероприятия, для детей всего детского сада «Масленица», «День Защиты детей», «День России».
Слайд 16
Работа с родителями.
Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса.
Большинство родителей активно участвуют в праздничных мероприятиях, разучивают стихи, песни с детьми. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем какие костюмы для выступления приготовить, какие атрибуты необходимы и как их изготовить.
Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и викторинах.
В детском саду организованы выставки детских работ, темы которых часто связанны с патриотическим воспитанием.
Слайд 17, 18, 19
Работа с педагогами.
Для достижения поставленных целей по формированию нравственно – патриотического воспитания дошкольников огромное значение имеет системная работа музыкального руководителя с другими педагогическими сотрудниками, воспитателем, логопедом, физкультурным работником, психологом («Весёлые старты», «День защиты детей», «Масленица», «Здравствуй, лето!», открытые занятия, и т. д.)
Работа в социуме.
Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности.
Всем известно, что детский сад и является “островком детства”, но он не может существовать изолированно от города, республики и страны в целом, поэтому в данном направлении мы также проводим совместную работу.
• детская библиотека приходит в гости к дошкольникам;
• взаимодействие со школой: участие школьников в тематических праздниках;
• привлечение к проведению некоторых мероприятий профессиональных музыкантов и артистов из музыкальной школы;
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой, искусством, культурой и традициями поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. Поэтому, мы должны начинать прежде всего с себя и стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить нашим детям.