елена петракова
Опыт работы «Использование театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
воспитателя МБДОУ детского сада
комбинированного вида №112 «Лисичка»
Петраковой Елены Геннадьевны
по теме «Использование театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников».
Публикация «Опыт работы „Использование театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
«Театральное искусство оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей, их нравственное воспитание»,-писал Д. Б. Кабалевский.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе любого театра лежит игра. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.
Показателем нравственной воспитанности человека является его отношение к окружающим и самому себе. Это отношение выражается в сочувствии, взаимопомощи, отзывчивости, доброте – эмпатии. Исследователи показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. Воспитание нравственных качеств успешно решается средствами театрализованной деятельности.
Принимая участие в театрализованных постановках, дети стремятся не только технически точно передать произведение, но и выражают своё отношение к исполнительскому искусству, причём, делают это с увлечением, испытывают радость от самого процесса, от возможности проявления самостоятельности.
Театрализованная деятельность предполагает работу с художественной литературой: сказками, рассказами, стихами. Они активно воздействуют на чувства и разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Смысл сказок – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите хорошего, простого человека.
Чтобы эффективно использовать театрализованню деятельность в развитии ребёнка как личности, я поставила перед собой цель – вызвать у детей интерес к театрализованным играм и на их основе формировать нравственные качества взаимодействия со сверстниками. Уже первые шаги в этом направлении показали,
как велик интерес детей к этой деятельности, но очень мал запас их знаний и мений. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:
1. расширить представление детей об окружающем мире и театрализованной деятельности;
2. создать в грппе развивающюю среду (различного вида театры; дидактические игры; пособия; атрибуты, декорации для инсценирования; иллюстрации, хрестоматии по детской художественной литературе, ТСО и др.)
3. развивать у детей выразительность, образность речи, творческое воображение;
4. формировать у дошкольников через театрализованные игры нравственные качества; а именно:
• воспитание гуманных чувств;
• развивать стремление быть отзывчивым к товарищам, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудачи, стремиться прийти на помощь в трудную минуту;
• приучать детей правильно оценивать свои поступки и товарищей, а также действия персонажей кукольных и драматических театров.
Свою работу по вышеуказанной теме я начала с изучения методической литературы. Прежде всего, в работе над этой проблемой мне помогла программа и рекомендации Сорокиной Н. Ф. «Играем в кукольный театр». Я использовала перспективные планы, предложенные автором, этюды и упражнения, репертуар для спектаклей.
Много полезного я узнала из пособия Л. П. Фисюковой «Воспитание сказкой», в котором представлены интересные методы и приёмы, а именно: творческое наследие Дж. Родари и собственные разработки Фесюковой Л. П. Она предлагает смотреть на сказку нетрадиционно. Более подробно я изучила раздел «Воспитание добрых чувств», где конкретно, в каждой сказке указаны те нравственные понятия, которые воспитываются данным произведением. Из рекомендаций Фесюковой Л. П. я использовала в своей работе такие методы и приёмы, как:
• умение правильно задавать вопросы (нравственный урок);
• сочинение новых эпизодов, новых сказок, где нет зла и жестокости;
• придумывание другой концовки (хороший конец сказки);
• внесение непредвиденных ситуаций (как помочь герою) и др.
Особенно меня заинтересовало популярное пособие для педагогов и родителей Б. А. Никитина «Разбудите ребёнка» Из этой книги я использовала художественный материал для инсценировок, стихи, дидактические игры и т. д.
После изучения методической литературы я приступила к выполнению намеченной цели. Прежде всего составила перспективный план работы по организации театрализованной деятельности старших дошкольников
Затем оформила развивающую предметно - пространственную среду. При проектировании её учитывала:
• индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;
• особенности его эмоционально-личностного развития;
• индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
Так, в группе появился уголок драматизации, куда вошли различного вида театры (теневой, настольный, пальчиковый, на фланелеграфе, ширма для показа, атрибуты, иллюстрации и многое другое. Чтобы создать условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребёнком, материалы периодически обновляются. В зоне театрализованной деятельности имеется разнообразный бросовый материал, костюмы для ряжения и многое другое.
Театрализованные игры проводим в утренние и вечерние часы, в нерегламентированное время, частью занятий по разным видам деятельности, а также как специальные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим или ознакомлению с художественной литературой.
В содержание занятий по театрализованной деятельности включаем :
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• подготовку и разыгрывание разнообразных сказок, инсценировок;
• упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальные и невербальные);
• упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, я проводила беседы, разъяснения, консультации на тему «Влияние театрализованной деятельности на нравственное воспитание дошкольников». С этой целью в уголке для родителей помещалась информация, типа: «Эмоциональное благополучие ребёнка», «Домашний театр», «Воспитание сказкой», «Как научить ребёнка правильно общаться со сверстниками?», «Развитие детей через театрализованную деятельность» и др.
Также родителям было предложено участие в играх и спектаклях, заинтересованность родителей, совместное изготовление красивых
костюмов, декораций, атрибутов, афиш сплачивает дошкольный коллектив и делает работу творческой, а значит интересной.
Результаты педагогической диагностики в конце учебного года показали положительную динамику. Выяснилось, что дети лучше представляют себе, что такое добро, зло, дружба, стали проявлять гуманные чувства по отношению к окружающим (отзывчивость, сочувствие).
Более эффективное использование театрализованных игр, при формировании у детей нравственных качеств возможно при выполнении следующих условий:
• единство социально-нравственного и когнитивного развития;
• правильное оформление предметно-развивающей среды;
• постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
• Соблюдение строгой системы планирования.
Успех в работе достигается лишь в результате глубокой преемственности между детским садом и семьёй, от заинтересованности родителей в нравственном воспитании ребёнка.