Юлия Шилова
Опыт работы «Использование потешек в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4 «Радуга» поселка Уразово Валуйского района Белгородской области
«Использование потешек в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Автор:
Воспитатель
Шилова Юлия Юрьевна
«Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. От того, что знает и умеет воспитатель, зависит то, чему и как он научит своих воспитанников». К. Гельвеций.
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Что же значит быть воспитателем? Ответить на этот вопрос очень сложно. Невозможно подобрать правильные слова, чтобы выразить то, невообразимое счастье, когда ребенок прижимается к тебе и вкладывает свою теплую ладошку в твою руку. Воспитатель как гончар, в руках которого мягкая глина, которая превращается в изящный сосуд. Наша задача состоит в том, чтобы заполнить этот сосуд – добром, творчеством и знаниями. После родителей, воспитатель первый учитель, который встречается на жизненном пути ребенка.
При работе с детьми всегда кажется, что время летит незаметно. В детском саду я работаю два года и ни сколько об этом не жалею. Я стараюсь узнавать что – то новое и не отставать от новых технологий в области дошкольного образования.
Приоритетным направлением в своей работе я считаю : развитие познавательно-речевого интереса детей методом введения элементов русского фольклора, а именно потешек.
Потешки — короткие стишки. Назначение потешки — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Они забавляют, радуют, организуют поведение ребенка, воспитывают положительное отношение к режимным моментам. Эти произведения народного творчества, которые первыми слышит ребенок, я решила применить в своей работе.
При целенаправленном и систематическом использовании потешек, я заметила, что у детей развивается связная речь, формируется грамматический строй речи, развиваются эмоции, произвольное внимание, фонематический слух, речевая память, чувство ритма, быстрота реакций, ребенок учится не только говорить, но и думать. Благодаря большому многообразию потешек, я могу использовать их не только в режимных моментах, но и погасить в ребенке отрицательные эмоции, отвлечь и успокоить.
Потешки в период адаптации помогают установить первоначальный контакт. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка помогает вызвать у ребенка положительные эмоции, симпатию к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. В адаптационный период с целью знакомства с ребенком я использую различные потешки. Например:
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший!
Ванечка – пригожий.
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папенька
Этот пальчик – маменька
А вот этот – наш малыш,
А зовут тебя – (имя ребенка)
Потешки играют огромную роль в развитии речи детей, они богаты повторами, фразеологизмами, эпитетами. Способствуют развитию фантазии и образному мышлению. Часто в потешках заложен некий смысл. При их использовании речь становится образной и эмоциональной. Использую потешки с повторяющимся одним и тем же словом:
Ай, качи-качи-качи!
Глянь-баранки, калачи!
Глянь-баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи-
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися
Ба-ра-а-а-ночки!
С помощью потешек у детей воспитываю положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, и так далее. Чтобы вызвать положительные эмоции в процессе умывания и привлечь внимание я проговариваю:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Ребята с удовольствием осваивают навыки гигиены. Потешка формирует знания о необходимости проведения водных процедур. Очень важна правильная организация питания. Создавать положительный эмоциональный фон во время приема пищи мне помогают игры с приговорками, например:
Ножками потопали:
Топ-топ-топ!
Ручками похлопали:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Сели! Встали!
Снова сели!
А потом всю кашу
Съели!
Не все дети охотно ложатся спать. Этот режимный процесс вызывает у некоторых детей негативные эмоции. Укладывая спать, создаю ощущение домашнего тепла и уюта, напевая потешки :
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Таким образом, я пришла к выводу, что целенаправленное и систематическое использование потешек в работе с детьми помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности. Потешки имеют большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.