Изабелла Кесаева
Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
Сейчас к нам возвращается родная культура, и можно уже с уверенностью сказать, вернулась. И как отец и мать мы должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Мы с уважением относимся к русским и осетинским традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достижений, просеянных через сито веков. Но, тем не менее, мои наблюдения показывают, что у современного ребенка ещё слабо выражено ощущение принадлежности к народу, к его культуре, традициям. Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей то, что и они являются носителями русской и осетинской культур.
Публикация «Опыт работы „Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
В течение двух лет я работаю над темой : «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста». В программе, по которой я работаю, представлен материал по устному народному творчеству, но в основном это сказки, песенки, потешки, и рекомендованы они для использования на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Мне же хотелось как можно шире использовать все виды фольклора (сказки, потешки, песенки, попевки, прибаутки, приговорки, поговорки, пестушки, загадки, игры, заклички и т. д., так как в течение многих веков они мудро поучали ребенка, приучали его к культуре своего народа, способствовали не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и к познавательному развитию.
В своей работе я наметила следующие задачи:
1. Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о большом мире, используя устное народное творчество;
2. Повышать в душе каждого ребенка интерес к народному творчеству;
3. Формировать представления о душевном богатстве, разнообразии и красоте культуры родного народа;
4. Воспитывать уважение к народным традициям.
Для более продуктивной деятельности и прослеживания системы в работе я изучила соответствующую литературу, составила перспективное планирование, которое дифференцировала по возрастным особенностям детей и разделам программы: природный мир, социальный мир, предметный мир.
При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы:
1. Доступность содержания детям дошкольного возраста;
2. Познавательная и нравственная значимость;
3. Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, песен, сказок, легенд.
Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай ( например: «Много снега – много хлеба»; «Если в мае дождь, значит будет рожь», угадывали погоду на ближайшее время, находили дорогу домой. Знание и использование примет в повседневной жизни помогает развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
В работе с детьми я использовала только те приметы, правильность которых можно проверить.
Например:
Если зимой вечером на небе много звёзд – жди мороза.
Кошка скребёт пол – жди метели.
Кошка прячет нос – будет холодно.
Собака в снегу валяется – к вьюге.
Воробьи купаются в песке – будет дождь.
Ласточки и стрижи летают низко над землёй – скоро начнётся дождь.
Пчёлы облепили цветущую акацию – будет дождь.
Утром нет росы на траве – жди дождя и др.
Наблюдения, связанные с приметами, мы детьми зарисовывали : вначале что ожидалось, а затем что было на самом деле.
Провела с детьми занятия : «Откуда хлеб пришел», «День птиц», «Зимние явления в природе» и многие другие, в которых использовала народные приметы и другие жанры фольклора.
Заклички и приговорки были преисполнены глубочайшей верой наших предков во всемогущие силы природы. А знание их сближало детей и взрослых. Приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к жизни.
Я на своих занятиях использовала заклички и приговорки как игровой приём. Наблюдая за радугой, просили её напоить землю: «Радуга-дуга, пришли дождя». Когда шёл дождь, мы с детьми закликали его, задабривали:
Уж дождь, дождём,
Поливай ковшом.
Поливай весь день
На наш ячмень.
Когда дождь шёл очень долго и дети не могли выйти на улицу, мы призывали радугу или солнышко:
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни, высвети.
Твои детки плачут,
Пить-есть хотят.
Радуга-дуга,
Перебей дождя.
Давай солнышка,
Колоколнышка.
Дети более старшего возраста учились наблюдать, например, с помощью заклички к божьей коровке, которая могла предугадать погоду (если она улетает, то быть хорошей погоде, если остается – быть дождю) :
Коровушка – бурёнушка,
Завтра что будет:
Дождь или вёдрышко?
Если вёдро, то лети,
Если дождик, то сиди.
Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали людей к природе. Так на Руси, празднуя Благовещанье (7 апреля, выпускали птиц:
Синички – сестрички,
Тётки – чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеголята – молодцы!
Вы на волю вылетайте,
Вы на воле поживайте.
Птиц мы не выпускали (живущим на воле птицам трудно адаптироваться в природе). Мы использовали эту закличку в инсценировке «Встреча весны», в которой дети изображали птиц.
Использование в работе с детьми закличек помогло мне не только привлечь внимание детей к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.
Очень хорошо использовать потешки во время знакомства с музыкальными инструментами (это развивает и познавательную, и звуковую культуру) : дудочка (ой, ду-ду, ой, ду-ду, колокольчики (тили бом, тили бом, рожок (ту-ру-ру, заиграл пастух в бору, гусли (трень, брень, гусельки, золотые струнушки). Читают эти потешки напевно.
Особое внимание уделяла обыгрыванию потешек:
Пошёл котик на Торжок,
Купил котик пирожок.
Самому ли съесть
Или Оленьке отнесть?
Чтение потешек, особенно в которых встречается имя ребёнка, вызывает у него радость, желание слушать и запоминать.
В работе со старшими детьми потешки облегчают процесс ознакомления с окружающим миром.
Очень дети любят прибаутки (это маленькие сказки, которые приближают окружающий мир, делают его реальным и понятным. Наблюдая за дворником, как он убирает скошенную траву, объяснила, для чего она скошена, высушена, читая прибаутку:
- Куда, Фома, едешь?
- Сено косить.
- А на что тебе сено?
- Коровушку кормить.
- А на что тебе коровушка?
- Молоко доить.
- А на что тебе молоко?
- Деток кормить.
И сразу всё становится ясно.
Среди прибауток много небылиц. Их я использовала на занятиях и вне занятий как игры типа «Бывает – не бывает».
А и где же это видано?
А и где же это слыхано?
Кочерыжка чтоб яичко снесла,
Чтобы веник раскудахтался.
А и где же это видано?
А и где же это слыхано?
Чтоб зимою в поле травушка росла,
Чтоб зимою в саду роза расцвела.
Небылицы, перевёртыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснить их через «критику». В содержании прибауток старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.
Песни и приговорные напевы использовала при знакомстве с различными действиями людей, например, в поле, огороде и дома. Дети очень любят обыгрывать содержание таких песен:
В песне много незнакомых слов, которые объясняла заранее: землю парить – давать ей отдохнуть; просо дробить – очищать зерно и т. д.
Песни и приговорные напевы укрепляют бережное отношение детей к домашним животным:
Уж как я ль свою коровушку люблю.
Уж как я ли ей крапивушки нарву.
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь до сыта, Бурёнушка моя.
Пословицы и поговорки очень похожи. Различие их в том, что пословицы – самостоятельное законченное предложение, а поговорка входит в предложение как его часть. Многие пословицы и поговорки
употребляются в переносном смысле (любишь кататься – люби и саночки возить). Пословицы и поговорки также надо подбирать, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т. д. Например, дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений:
Апрель водой славен, ночками красен.
Без росы и трава не растёт.
Гусь как воевода в красных сапогах.
А чтобы понять суть следующих пословиц, надо поставить опыты. Для проверки пословиц о всходах дети провели два опыта. Первый позволил им убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения по форме и величине («По семенам всходы»). Второй опыт показал, что всходы зависят от качества семян («От худого семени не жди доброго племени»).
Чтобы понять прямой смысл пословицы «Снег-то холодный, а от холода греет» я провела с детьми беседу :
1. Почему некоторые птицы ночуют в снегу?
2. Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом?
3. Почему трава под снегом остаётся зелёной?
4. Для чего на полях проводят работу по снегозадержанию?
Потом мы с детьми поставили опыт : налили две бутылки с тёплой водой и установили на сугробе и в глубине его. Дети сделали вывод, что снег удерживает тепло.
Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следственные связи в природе. Например: «Красна ягода, да на вкус горька». Рассуждала с детьми о прямом и переносном смысле пословицы, пробовали спелые ягоды калины и рябины, зарисовывали свои наблюдения в альбом.
На занятиях «Хорошо у нас в светёлке», «В гостях у хозяюшки», «Посиделки» использовала пословицы по социальным отношениям. Например:
Изба детьми весела.
Вся семья вместе так и душа на месте.
Загадки можно использовать практически на всех занятиях для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности. Загадка – мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего-либо. Я старалась подобрать загадки, которые позволяют детям увидеть многообразие мира, приоткрыть его тайны. Прежде, чем разгадать эти загадки, я старалась рассмотреть эти предметы, подобрать к ним эпитеты, сравнения. В некоторых загадках о явлениях природы нашли отражение их особенности и изменчивость.
Чтобы дети смогли отгадать эти загадки, организовала цикл наблюдений за небом в разную погоду, в разное время года, в вечерние и утренние часы, а также предложила им изобразить на нескольких рисунках один и тот же пейзаж, но с разным цветом неба, в зависимости от погоды (ясный день, облака на голубом и синем небе, пасмурный день, тёмное небо, чёрные тучи или летний дождь). Разбирая загадки, обращала внимание на образные выражения,
сравнения (небо – ковёр, ночь – чёрная лебедь, день – белая лебедь и т. д.). Это помогало детям составить свои интересные загадки.
Сказка – это кладезь для развития ребёнка в целом. Из них дети черпают первые познания и первые представления о связи человека с природным миром. Из сказки можно вычленить нравственный урок, она воспитывает добрые чувства, развивает мышление и воображение, Я использовала сказку в познавательном развитии, при изучении и знакомстве с животным и растительным миром, при знакомстве со свойствами, признаками, качествами предметов.
Дети в старшем возрасте знают достаточно много сказок, поэтому можно вспоминать, рассказывать начало и конец или последовательность сказки и задавать детям следующие вопросы:
Сказка «Три медведя» : Девочка заблудилась в лесу. Как бы вы искали дорогу домой? Вспомните приметы и т. д.
Сказка «Репка» : Как деду удалось вырастить такую большую репку? (Он за ней ухаживал и т. д.).
Сказка «Гуси-лебеди» : Чем отличаются лесные и садовые яблоки? Ржаные и пшеничные пироги?
Сказка «Лиса и заяц» : В каких избушках лучше жить зимой? Летом? (ледяная, деревянная, железная, кирпичная).
Сказка «Маша и медведь» : Найди лишнего. Объясни, почему это волк, лиса, медведь, собака, ёж.
Большую работу проводила с родителями, используя для этого разнообразные формы. Это проведение различных развлечений, праздников, конкурсов и фотовыставок, совместные экскурсии. Огромную помощь оказали мне родители при сборе познавательного материала, при оформлении русской и осетинской избы в группе.
Использование фольклора на занятиях по познавательному развитию помогло мне сделать занятия разнообразными, интересными, содержательными.
Итоги наблюдений позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы :
1. У детей появился интерес к познанию окружающего мира;
2. Дети стали ощущать единение с окружающей природой;
3. Дети стали бережно относиться к окружающей среде, к миру природы.
4. Дети научились самостоятельно рассматривать произведения устного народного творчества и соотносить воспринятое со своим опытом и чувствами;
5. Появилось желание самостоятельно организовывать народные игры, сочинять сказки, загадки и т. д.
Диагностика знаний и умений детей в течение двух лет показывает стабильность высоких результатов (более 90 %).