Анна Ильина
Опыт работы «Использование кубанского фольклора в процессе музыкального воспитания старших дошкольников» (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
Технология опыта.
Анализ уровня знаний детей о кубанском фольклоре.
Практическая деятельность проводилась в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида «Сказка» структурное подразделение № 154» с 2011г. по 2013г. в подготовительной группе, в количестве 14 детей.
Исследование проходило в три этапа.
Публикация «Опыт работы „Использование кубанского фольклора в процессе музыкального воспитания старших дошкольников“ (часть II)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кубань
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
На первом этапе проводился мониторинг уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о кубанском фольклоре. Исследование проходило в форме тестирования с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Мною был разработан тест, в котором детям предлагалось продемонстрировать свои знания, способности и умения.
На втором этапе проводилась основная работа по ознакомлению детей с обычаями и традициями Кубани в виде развлечений, праздников, непосредственно-образовательной деятельности, индивидуальной работы и т. п.
Третий этап проходил в виде сбора диагностических данных.
Показатели уровня знаний детей о кубанском фольклоре :
1. Наличие элементарных знаний о народных традициях;
2. Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений кубанского фольклора;
3. Формирование певческих навыков;
4. Знание народных инструментов;
5. Багаж народных игр;
6. Художественно-творческое развитие.
Определение уровня знаний детей о кубанском фольклоре осуществляется в непринужденной беседе с ребенком. Используются игровые приемы, наглядные пособия и музыкальные инструменты.
Результативность.
Сделав анализ результатов диагностики, я получила положительные данные. На протяжении продолжительного времени родители принимали активное участие в разнообразных конкурсах, праздниках, развлечениях, что способствовало эмоционально-положительному детско-родительскому взаимоотношению. Увлеченность детей, родителей и воспитателей одним делом делает нас сплоченными, более организованными, способствует развитию чувства коммуникабельности и коллективизма.
Эмоциональная насыщенность песенной лексики кубанского фольклора, обилие ласкательных и уменьшительных слов, постоянных эпитетов, задушевность тона, мелодичность вызывало у ребят желание говорить складно, красиво, развилось чувство ритма.
Проведенная работа позволила сформулировать следующие выводы:
- дети старшего дошкольного возраста овладели основами народной песни;
- у них развилась способность к художественному восприятию кубанского фольклора;
- сформировался интерес к кубанским народным традициям.
Опыт работы показал, что использование на музыкальных занятиях элементов народного песенного творчества вызывает интерес дошкольников к народной музыке, прививает любовь к кубанскому фольклору, вовлекает детей в активное творчество. Все это способствует воспитанию национального самосознания, чувства патриотизма и любви к родному краю.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014).
2. Вакуленко, Е. Г. Народная культура кубанского казачества : учебное пособие/ Е. Г. Вакуленко. – Краснодар: Традиция, 2009.
3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка/ Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1988.
4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. – С. -Петербург, 1998.
5. Маркова, В. А. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине/ В. А. Маркова, Л. М. Данилина, З. Г. Прасолова. – Краснодар: Традиция, 2007.
6. Мартыненко, Л. Б. Пословицы, поговорки и загадки Кубани/ Л. Б. Мартыненко, И. В. Уваров. – Краснодар, 1993.
7. Маслов, А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков/ А. В. Маслов. – 2-е изд. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2008.
8. По страницам истории Кубани/ отв. ред. В. Н. Ратушняк. – Краснодар: издательство «Советская Кубань», 1993.
9. Яковлева Н. Н. Использование фольклора в развитии дошкольника/ Н. Н. Яковлева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
10. Петрова Т. А. Про свирель, гудок и бубен: Детская энциклопедия русских народных инструментов в картинках народного быта/ Т. А. Петрова. – Калининград: ГИПП «Янтарный сказ», 1995.