Ирина Ремизова
Опыт работы «Инновационный подход к планированию деятельности музыкального руководителя и воспитателя»
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки. ”
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Опыт работы „Инновационный подход к планированию деятельности музыкального руководителя и воспитателя“» размещена в разделах
Инновационная деятельность — комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы.
В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Стремление к творчеству характерно для современных детей, а детский сад – это мир детства, радости, ежедневных открытий, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
Поэтому поиск и применение инновационных методов и форм, техник и технологий в музыкальном воспитании стало целью моей работы.
Цель: Объединение усилий музыкального руководителя и воспитателей в развитии музыкальных способностей у детей через поиск новых форм сотрудничества для обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Задачи:
Развитие музыкально-художественной деятельности.
Приобщение к музыкальному искусству.
Развитие музыкальности детей.
Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Материал, даваемый на музыкальных занятиях, должен быть согласован с воспитателями групп и отражать собою содержание текущей педагогической работы. Конкретные пути такой совместной работы сводятся к следующему: понимание целей и задач музыкального воспитания в детском саду и путей их осуществления, знакомство с планом работы музыкального руководителя. Подобранный для музыкальных занятий материал воспитатели вносят в свои рабочие планы, проводят учет его усвоения и учет индивидуального развития детей.
Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации. В связи с этим в каждой группе оформлены музыкальные уголки, в которых имеются наборы музыкальных инструментов, а так же разные виды шумелок, изготовленные воспитателями и родителями совместно с детьми.
Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем :
Индивидуальные консультации:
-Знакомство с задачами предстоящих занятий
-Усвоение репертуара
(проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
-Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
-Продумывание внесения музыки в быт
Групповые консультации:
-Знакомство с новыми методическими вопросами
(песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
-Составление сценария праздника
-Обдумывание сюрпризных моментов
-Обсуждение различных вопросов
Применение ИКТ.
Применение ИКТ проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях является, по сути, универсальным средством наглядности, которое помогает расширить кругозор воспитанников, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. Применять ИКТ на музыкальных занятиях можно различными способами: демонстрировать презентации, показывать видеофрагменты, использовать музыкально-дидактические игры. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества воспитателя, педагога и дошкольников, что, безусловно, положительно влияет на эмоциональную атмосферу, делает творческий процесс увлекательным, эффективным. И в своей работе я активно использую ИКТ.
Проектная деятельность.
Профессиональная взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми является ключевой для полноценного раскрытия в каждом ребенке заложенных способностей. В каждой группе нашего детского сада проходят проекты, как краткосрочные, так и долгосрочные. И я, как музыкальный руководитель, активно участвую во внедрении проекта в жизнь группы. Каждый проект тесно связан с комплексно-тематическим планированием. И мы, как специалисты, должны выстраивать свое планирование на основе заявленной идеи. Представляю вашему вниманию проекты.
Проект «Зимние забавы». (Слайды с фото)
Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с зимними видами спорта, а так же с народными песнями, плясками, играми. Обогащать знания детей о безопасном поведении зимой. Создать детям радостную атмосферу.
Итоговым мероприятием стало музыкально-спортивное развлечение «Зима для сильных, ловких, смелых».
Творческий проект «Лето – это маленькая жизнь». (Слайды с фото)
Цель: Организация летнего периода на основе насыщенной и интересной творческой деятельности дошкольников.
Задачи:
• Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на музыкальные произведения, красоту окружающего мира.
• Приобщение к музыкальному искусству; развитие музыкальных способностей : слуха, памяти, ритма, музыкального вкуса.
• Способствовать укреплению здоровья детей, повышению адаптационных возможностей детского организма.
• Создавать атмосферу радости, формировать положительное эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса.
Хочу остановиться еще на одном инновационном подходе, применяемом на практике в деятельности дошкольного образовательного учреждения - это Квесты.
Квест — это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для дальнейшего продвижения по сюжету. Основное содержание квестов заключается в поэтапном решении головоломок, которое приводит к общей цели. Каждая разгадка — ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть и творческими, и интеллектуальными. Квесты проводятся как в помещении, так и на площадке, как с одной группой, так и со всеми дошкольниками, как с детьми, так и с родителями.
В своей практике я также использовала квест-игры, такие как:
"За секретами Здоровья", (Слайд с фото)
"В поисках российского флага", (Слайд с фото)
которые проходили на территории детского сада в летний период.
Цель: пропаганда здорового образа жизни, сформировать у детей представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья, вызвать желание заниматься физической культурой.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой
обучающие:
- закрепить знания детей об основных составляющих элементах здоровья; формировать мотивацию и ответственность за сохранение собственного здоровья;
развивающие:
-развивать у детей любознательность, познавательную активность, речевые умения, творческие способности;
воспитывающие :
- воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде, ответственное отношение воспитанников к своему здоровью.
физическая:
- обогатить двигательный опыт детей, развивать ориентировку в пространстве, координацию движений.
В своей работе я активно привлекаю детей и воспитателей к пению, танцам, театральным постановкам. И помимо праздников в нашем детском саду сложилась традиция - каждый год мы ставим музыкальную сказку с детьми для родителей, целью которых является развитие музыкально - творческих способностей детей средствами театрального искусства, основ музыкальной, художественной и эстетической культуры. Это и русские народные и зарубежные сказки. И, конечно же, для того, чтобы сделать праздник ярким и запоминающимся для детей и родителей для каждого представления шьются костюмы, все тщательно продумывается. И в этом также воспитатели принимают активное участие. Ведь каждой маме приятно, когда ребенок выглядит опрятно и красиво. Значение придается буквально каждому элементу костюма.
Особое внимание я уделяю актерской игре не только детям, но и воспитателей на праздниках. Да-да, именно актерской. Ведь наши представления – это полноценные спектакли для детей. Распределяя роли для взрослых, я конечно учитываю таланты воспитателей. Кто- то поет, кто - то танцует, кто -то может выучить огромное количество стихотворного текста, кто- то обладает яркой внешностью и харизмой, а у кого- то очень хорошие организаторские способности.
Представляю вашему вниманию постановки музыкальных сказок, которые прошли в стенах нашего детского сада:
Музыкальная сказка "Муха-Цокотуха" (Слайд с фото)
Музыкальная сказка "Дюймовочка" (слайд с фото)
Музыкальная сказка "Белоснежка и семь гномов" (слайд с фото)
Музыкальная сказка "Репка на новый лад". (слайд с фото)
Еще хочется сказать, что при подготовке к праздникам с ребятами во всех группах читаются сказки, по которым будет проходить праздник. Разбираются характеры героев, обсуждается прочитанное. И уже на празднике детям все понятно и тем не мене интересно смотреть сказку в исполнении воспитателей.
Таким образом можно сделать вывод, что совместная работа музыкального руководителя и воспитателя приносят огромную пользу в воспитании детей. Взаимное понимание воспитательных целей, единств методов работы, взаимопомощь – все это необходимо для того, чтобы успешно осуществить задачу музыкального воспитания.
Выполнила музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 4 г. Кинешмы
Ремизова Ирина Андреевна.
См. далее презентацию "Инновационный подход к планированию деятельности музыкального руководителя и воспитателя" с фотоотчетом.