Абдуллаева Аминат
Опыт работы «Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта : Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ
Автор опыта : старший воспитатель МБДОУ д/с № 2 «Сказка» Купрова Н. М.
РАЗДЕЛ 1
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Условия возникновения и становления опыта
Публикация «Опыт работы „Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ“» размещена в разделах
Педагогический коллектив дошкольной организации состоит из 11 человек, с которыми была проведена предварительная диагностика с целью выявления возможностей и затруднений педагогов.
Уровень саморазвития педагогов изучался с помощью разного рода методик :
- методика Л. Н. Бережнова «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности» для определения уровня стремления к саморазвитию, самооценки личности своих качеств и проекта педагогической поддержки;
- методика «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» с целью определения компонентов профессионально-педагогического саморазвития (мотивационного, когнитивного, нравственно-волевого, гностического, организационного, способностью к самоуправлению, коммуникативного);
- методика для оценки уровня мотивационной готовности педагогов к внедрению инноваций «Восприимчивость педагогов к инновационной деятельности»;
- методика «Оценка уровня творческого потенциала личности»
В диагностическом обследовании участвовали 10 воспитателей, т. е. все педагоги, работающие на данное время в детском саду.
Как видно из полученных результатов, педагоги стремятся к саморазвитию, но некоторые из них оценивают свои личные данные как средние, то есть они несколько не уверены в своих силах. Хотя, если обратить внимание на уровень стремления к саморазвитию, то можно заметить, что педагоги желают совершенствоваться, так как уровень у всех опрошенных педагогов выше среднего.
Если обратить внимание на результаты уровня парциальной готовности, то, судя по полученным данным, у воспитателей преобладает мотивационный, когнитивный и нравственно-волевой компоненты
По итогам диагностического обследования можно сделать вывод, что уровень парциальной готовности у педагогов образовательной организации по мотивационному, когнитивному, нравственно-волевому, организационному и коммуникативному компонентам находится на высоком уровне. То есть можно констатировать, что педагоги осознают значимость непрерывного образования в своей педагогической деятельности, обладают достаточно стойкими познавательными интересами в сфере педагогики. Свою потребность в саморазвитии и самопознании педагоги стремятся удовлетворять с помощью различных средств, в том числе обращаясь к банку педагогических идей, содержащихся в разных методических пособиях, курсах повышения квалификации.
Развитые коммуникативные способности позволяют избегать конфликтных ситуаций в совместной деятельности, что немаловажно не только в плане саморазвития, но и в плане сотрудничества и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании.
Насколько педагоги восприимчивы к инновационной деятельности, нам показала диагностика по методике «Восприимчивость педагогов к инновационной деятельности». Педагогам предлагалась анкета, содержащая шесть вопросов, а сама оценка готовности педагогов к участию в инновационной деятельности оценивалась по 5-балльной шкале.
Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам достигает оптимального уровня. Педагоги едины во мнении, что следить за передовым опытом следует постоянно, так как образовательные потребности общества постоянно изменяются, что влияет на стиль педагогической деятельности. Кроме того, педагогический коллектив открыт новому опыту, но не всегда ориентируется в перспективе деятельности.
Как видно из полученных данных, педагогический коллектив детского сада заинтересован и стремится к творческой деятельности и самосовершенствованию, вместе с тем педагоги не всегда готовы отказаться от стереотипов в своей педагогической деятельности. Также чувствуется неуверенность в таких способностях, как самостоятельное планирование экспериментальной работы, созданию авторской концепции. Однако индивидуальные особенности педагогов вполне соответствуют и предполагают эффективную организацию инновационной деятельности.
Творческий потенциал нашего педагогического коллектива огромен, о чем свидетельствуют результаты оценки уровня творческого потенциала личности
В ходе диагностического обследования выявлено, что квалификационный уровень воспитателей недостаточно сформирован, так как в подборе содержания образовательного процесса педагоги часто придерживаются стереотипности в формах и способах его организации. Вместе с тем выявлено стремление педагогов к новшествам, но для этого необходимы определенные условия.
Проанализировав полученные данные диагностического обследования, автором была спланирована методическая работа, направленная на повышение профессионализма педагогов дошкольной организации.
Актуальность опыта
Модернизация российского образования выдвигает новые задачи для создания условий качественного дошкольного образования. В результате содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций предполагает внедрения новых инновационных методов, востребованных в новых образовательных условиях. Эффективность образовательно-воспитательного пространства определяется во многом ведущей ролью старшего воспитателя ДОО.
Как отмечают В. А. Сластенин, Л. С. Подымова способность создавать и реализовывать новое, - это не что иное, как инновационный потенциал педагогического коллектива. В инновационном режиме содержание педагогической деятельности претерпевает изменения, приводящие к существенным отличиям от традиционной педагогической деятельности. Технологии педагогической работы усложняются, так как современные информационные технологии требуют дополнительных знаний и умений от педагога.
При инновационном подходе в ходе педагогического процесса центральной фигурой выступает ребенок с его активностью и изобретательностью. В традиционной педагогической деятельности центральное место отводилось педагогу. Недостатком традиционных форм работы (наряду с достоинствами) является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.
Современные реалии таковы, что педагоги должны постоянно совершенствовать свою деятельность, развивать свои творческие способности, ибо только творческий подход дает возможность эффективно и интересно организовать педагогический процесс.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении наиболее эффективных инновационных методов работы с педагогами и повышение их профессиональной компетентности.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2019 года по май 2021 года.
1 этап: начальный (констатирующий) - сентябрь-ноябрь 2019 г.
2 этап: основной (формирующий) - декабрь 2019 г. - март 2020 г.
3 этап: заключительный (контрольный) - март 2020 г. - май 2021 г.
На констатирующем этапе проведено диагностическое обследование для выявления уровня профессиональной компетентности педагогов. Кроме того, на данном этапе проведен анализ методической и научной литературы по данной проблеме, изучение рекомендаций по рассматриваемому вопросу.
На основном этапе (формирующем) была разработана система работы с педагогами с применением инновационных методов.
На заключительном этапе был проведен анализ проделанной работы, проведена повторная диагностика педагогов, сделаны выводы и разработаны рекомендации по применению данного опыта работы.
Диапазон опыта.
Диапазон опыта представлен системой работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности.
Теоретическая база опыта
Анализ современных методик по проблеме применения инновационных методов старшим воспитателем показал, что в качестве основной цели деятельности старшего воспитателя в работе с педагогами ДОО выступает : создание системы работы с педагогами, которая способна повысить их уровень профессиональной компетентности.
В качестве основных требований к современному педагогу выступает не только его профессиональная компетентность, но и креативность, а также готовность к использованию и созданию инноваций.
В настоящее время в инновационную деятельность включены практически все образовательные организации. Данные преобразования носят системный характер. Это неслучайно, на это есть свои причины, в качестве основных можно отметить следующие:
- активный поиск путей решения существующих актуальных проблем в дошкольном образовании;
- стремление повысить качество образовательных услуг, сделать их более разнообразными, что приводит к конкурентоспособности каждой дошкольной образовательной организации;
- неудовлетворенность отдельных педагогов уже имеющимися результатами, в связи с чем возникает потребность в причастности к чему-то большему, значимому;
- все возрастающие запросы родителей к уровню образованности своих детей;
- конкуренция между образовательными организациями.
В связи с вышеозначенными проблемами уровень мастерства педагогов, причем постоянно повышающийся, выступает одной из приоритетных направлений методической работы, занимающей значимое место в системе управления дошкольной образовательной организацией. Методическая работа, ее содержание взаимосвязаны с результатами деятельности педагогов ДОО и обеспечивают непрерывный процесс совершенствования каждого педагога.
Для организации эффективной деятельности педагогов ДОО и оказания им эффективной методической помощи эффективны такие традиционные формы, как
семинары-практикумы;
творческие микрогруппы;
повышение квалификации;
работа в едином образовательном пространстве;
эстафета передачи педагогического мастерства
Стоит отметить, что традиционные формы работы при использовании инновационных дополняются новым содержанием и отказываться от них с внедрением новых форм не целесообразно. И те, и другие методы дополняют друг друга.
Методическая работа в каждой дошкольной образовательной организации строится на базе основной образовательной программы организации. Кроме того, учитывается план реализации региональной инновационной площадки.
При подведении итогов проводится анализ педагогической деятельности, в основе которой находится самооценка и самоанализ педагогов ДОО, а также анализ педагогической деятельности с родителями и администрацией. Данные мероприятия позволяют выявить затруднения, проблемы, которые остались неразрешенными. Кроме того, намечаются перспективные направления работы для дальнейшей деятельности, отмечаются результаты, достигнутые в ходе образовательного процесса, квалификация и мастерство педагогов ДОО.
Инновационная методическая работа - это часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, а сами инновационные методы имеют практико-ориентированный характер, позволяют интегрировать в образовательный процесс результаты инновационного опыта, а также результаты новых научных исследований.
Инновационные методы работы с педагогами обладают отличительными особенностями:
носят опережающий характер;
обеспечивают педагогов информацией об инновационных фактах;
оснащают педагогов способами и средствами педагогической деятельности, создающими эффективное воздействие на личностное развитие воспитанников.
Работа с педагогами выделяется в отдельное направление и позволяет интегрировать повышение квалификации с помощью внедрения современных научных исследований и передового педагогического опыта.
Но мало определиться с целью, необходимо тщательно подойти и к выбору приоритетного направления инновационной деятельности, определиться с тематикой и содержанием.
Определение перспективы позволит конкретизировать инновационную деятельность с учетом социального заказа общества. Причем, цель должна быть принята не только педагогами, с которыми организуется работа, но должна быть понятна всем участникам образовательных отношений.
Для определения эффективных методов работы с педагогами на основе тщательного анализа текущей обстановки в дошкольной организации и прогнозов развития будущей деятельности.
Для структурирования инновационной деятельности с педагогами необходимо выстроить ее модель, содержащую такие основные элементы, как:
- обновление системы методической работы;
- применение инновационных педагогических технологий, парциальных программ дополнительного образования.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в создании системы работы с педагогами с использованием инновационных методов.
РАЗДЕЛ 2
Технология описания опыта
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи:
- проанализировать уровень профессиональной подготовки педагогов ДОО;
- создать мотивацию к профессиональному росту и саморазвитию;
- создать систему мероприятий по корректировке содержания и форм педагогического процесса.
Организация процесса взаимодействия старшего воспитателя и педагогов ДОО.
Методической основой послужили источники К. Ю. Белой, Н. В. Елжовой, С. М. Оберемок, В. И. Савченко, Т. В. Хабаровой, А. Н. Чернышевой. В процессе работы автор руководствовался следующими принципами:
- индивидуальный подход;
- практико-деятельностный подход;
- системный подход
Педагогическое наблюдение позволило определить уровень дидактической и методической подготовленности педагогов, их целеполагания в профессиональной деятельности, стиля общения с воспитанниками, умение организовывать образовательный процесс.
Для системного информационногосбора и обработки используемых методических разработок педагогам было предложено оформить в электронном виде "Паспорт педагога", отражающим всю информацию участия педагога в методической и инновационной работе на разных уровнях, повышение квалификации. Паспорт позволяет фиксировать наличие разного вида выступлений, проведение мероприятий, участие в различных конкурсах как воспитателей, так и воспитанников. Содержание паспорта позволяет систематизировать все сведения и качественно оформлять материалы для аттестации.
Для создания мотивации к профессиональному росту и саморазвитию педагогов ДОО работа велась по следующим направлениям:
1) работа с начинающими педагогами - педагогическое сопровождение, регулярные занятия с целью формирования педагогической рефлексии и самоанализа;
2) организация курсовой подготовки, посещение мероприятий по обмену опытом;
3) использование интерактивных методов в коллективной работе с педагогами :
- проектная деятельность;
- мастер-классы;
- творческие площадки;
- банк инновационных идей;
- педагогическая "копилка" мастерства;
- стажерские площадки;
- педагогический ринг;
- дебаты;
- симпозиумы.
Все методы, означенные выше, способствовали обновлению образовательного процесса, создавали благоприятные условия для самореализации каждого педагога.
Так педагогический ринг ориентировал педагогов на изучение новых разработок, исследований в сфере педагогики.
В качестве основных инновационных методов использовались следующие (см. таблицу 2)
Таблица 2
Инновационные методы работы с педагогами
№ Форма
Характеристика
1
Коучинг-сессия ("Методический вояж", "Эффективные вопросы", "Возможности использования интерактивных средств в образовательном процессе в ДОО", "Возможности без границ", "Креативные и инициативные"
Метод тренинга позволяет достичь осознания новых позитивно сформулированных результатов в профессиональной деятельности
2 Педагогический мастер-класс
Трансляция опыта, его активное обсуждение, творческое решение проблем, возникающих в ходе педагогической деятельности, признание опыта
3 Ярмарка педагогических идей
Представление образцов педагогической деятельности для публичной оценки и обсуждения, установление творческих контактов с коллегами
4
"Вечер вопросов и ответов"
Проводился раз в квартал, так как педагогам дается не менее месяца обдумать и представить вопросы наиболее актуальные в образовательном процессе за данный период. Все вечера классифицировались по темам, так как на некоторые вопросы педагоги сами могут найти ответ, а некоторые вопросы требуют разъяснения специалистов.
5 "Методический ринг" ("Развитие педагогического потенциала в свете современных инноваций", деловые игры в форме мозгового штурма) Совершенствовались профессиональные знания, развивались знания и умения по анализу собственной деятельности, приобретался опыт коллективной работы, обобщались знания о средствах обучения и воспитания дошкольников
6 "Педагогический КВН"
Создавался благоприятный психологический климат в коллективе, активизировались имеющиеся теоретические знания и практические умения
7 "Методический мост"
Дискуссии, к которым привлекались педагоги других образовательных организаций, руководители методических объединений, родители. В результате осуществлялся обмен педагогическим опытом, осуществлялось распространение инновационных форм обучения и воспитания
8 "Решение основных педагогических задач" (педагогические ситуации)
Знакомство с особенностями педагогического процесса, характером деятельности педагога и ребенка, изучение системы взаимоотношений "педагог-воспитанник", "педагог-родители", "родители-ребенок"
Работа строилась от простого к сложному, логически обоснованно, интерактивные формы соответствовали содержанию.
Основной направленностью интерактивных форм является активизация работы педагогов, развитие их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации. Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами ДОО - тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение). Так как современная жизнь с её многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил.
Педагоги оказались в наиболее сложной ситуации, так как их труд даже в стабильные времена отличался высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенное психологическое состояние педагога снижает эффективность процесса воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с коллегами, администрацией, родителями.
Педагогический ринг ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:
- общая эрудиция;
- профессиональные знания, умения, навыки;
- умение выйти из затруднительного положения, экспромт.
В качестве методов организации работы старшего воспитателя с педагогами выступали :
- активные;
- имитационные и неимитационные;
- игровые и неигровые;
- метод модерации, позволяющий создавать коллегиальную обстановку, когда решение конкретной задачи осуществляется в процессе работы;
- технология открытого пространства, когда каждый участник активно включен в процесс, в результате создается возможность сотрудничества и осуществляется обмен идеями;
- метод SWOT - анализ слабых и сильных сторон; данный метод применялся на отдельных педсоветах и "Вечерах вопросов и ответов", когда определялись вопросы для обсуждения, коллектив при этом делился на подгруппы по принципу случайной выборки;
- метод кейсов применялся во время проведения ситуационной деловой игры и позволял воссоздать условия и динамику образовательного процесса;
- метод конкретных ситуаций включал в себя ситуации-иллюстрации (описание конкретных случаев из практики, ситуации-упражнения (составление плана конспекта, заполнение таблицы по усвоению воспитанниками определенного раздела программы); ситуации-оценки (анализ разрешенной проблемы); ситуации-проблемы (разрешение конкретных случаев из практики).
Стоит отметить особую эффективность коучинг-сессий, которые сами выступают инновационными методами работы.
РАЗДЕЛ 3
Результативность опыта
На сегодняшний день можно сказать, что у автора опыта сложилась определенная система в работе с педагогами по повышению профессиональной компетентности, уровня самообразования.
Для оценки результативности проведенной работы мы продиагностировали педагогов на предмет сформированности компонентов профессионально-педагогического саморазвития, так как на начальном этапе у них более ярко были выражены такие компоненты, как мотивационный, когнитивный, нравственно-волевой, организационный и коммуникативный. В то время как гностический, предполагающий развитость умений ставить и разрешать познавательные задачи, умение выделять и усваивать определенное содержание, обосновывать свое суждение не были развиты в должной мере.
Как свидетельствуют полученные данные, у педагогов появилась уверенность в своих силах, возросла способность к самоуправлению, они овладели новыми методами и приемами, которые стали активно использовать в своей деятельности, научились аккумулировать опыт самообразовательной деятельности коллег.
Как свидетельствуют полученные данные, уровень саморазвития у педагогов после введения инновационной деятельности стал высоким и очень высоким (результаты вверху диаграммы).
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:
- положительная мотивация педагогов к профессиональному росту отмечается в создании предметно-развивающей среды в группах (на 40%);
- рост активности в подготовке различных методических мероприятий (55%);
- курсовая подготовка за три года увеличилась на 60%;
- увеличились совместные разработки и реализации проектов с детьми (50%);
- количественное соотношение полученных квалификационных категорий у педагогов также претерпело изменение в сторону повышения (30%);
-мониторинг качества образования воспитанников показал позитивную динамику в освоении программы по всем ее разделам;
- удовлетворенность родителей работой ДОО повысилась, о чем показал опрос (100% удовлетворены деятельностью).
Программно-методическое обеспечение деятельности педагогов в связи с выбранными приоритетными направлениями позволило уже на первоначальном этапе осуществлять первичное оценивание качества методического материала.
На протяжении всей работы учитывались уровень профессиональной компетентности педагогов, их психологическая готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Внедрение в работу коллектива ДОО новых методических инноваций способствовали разработке новых педагогических разработок и активным их внедрением в образовательный процесс. Педагоги разработали несколько проектов в направлении развития креативного мышления у воспитанников через нетрадиционные методы рисования, аппликации, использования элементов сказкотерапии.
В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.