Елена Харькина
Опыт по теме «Использование технологии «Река времени» в развитии познавательно-исследовательских способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Концептуальное изложение педагогического опыта по теме :
«Использование педагогической технологии «Река времени» в развитии познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста».
Конкурсный материал, в рамках номинации "Воспитатель года - 2021".
Актуальность:
Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Опыт по теме „Использование технологии „Река времени“ в развитии познавательно-исследовательских способностей детей“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, а он сам бы хотел исследовать все. Не замечая этого, мы прерываем его исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем необходимым.
Работа с дошкольниками по познавательному развитию с применением технологии «Путешествие по реке времени», автором которой является Надежда Александровна Короткова, направлена на упорядочение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему). Такая технология носит инновационный характер, так как в образовательной деятельности используются нетрадиционные методы, способы развития познавательно-исследовательской деятельности детей.
Такая игровая форма «Путешествие по реке времени» одна из наиболее интересных и доступных в работе с коллективом детей. С помощью нее легко окунуться в прошлое, посмотреть с чего все начиналось, и проследить динамику изменений от прошлого к настоящему.
Данная продуктивная деятельность с использованием различных видов деятельности является наиболее благоприятной для познавательного развития детей. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Эта технология побуждает воспитанников к поисковой деятельности, которая продолжается не только в рамках детского сада, но и дома совместно с родителями.
Цель: развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- сформировать умение освоить основополагающие культурных форм упорядочения опыта : причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные отношения;
- развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений;
- расширять кругозор детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности, вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления.
Решение образовательных задач предусматривает:
- опору на природную детскую любознательность;
- поощрение познавательной инициативы ребенка – детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;
- опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка, самостоятельная, совместная исследовательская деятельность;
- организацию развивающей среды, стимулирующей познавательную активность ребенка;
- предоставление информации из разных областей культуры в интегрированном виде посредствам вовлечения детей в интересные и специфичные для них виды деятельности.
Целевым ориентиром является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста:
- проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы;
- обнаруживает стремление объяснить связь факторов, используя рассуждения;
- стремиться к систематизации конкретных материалов, вещей;
- проявляет интерес к символическим «языкам» : пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним.
Использую методы :
Словесный метод: рассказ, беседа, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.
Наглядный метод: рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций, схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов, показ презентации. Составление и оформление макетов.
Практический метод: экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.
Игровой метод: дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетентности.
Принципы:
- доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям дошкольного возраста;
- наглядности, предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала;
- эмоционального восприятия информации, позволяет использовать события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Технология «Путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление детей о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Дети становятся более открытыми, самостоятельными. Задают вопросы на интересующие их темы. Наблюдают, сопоставляют, анализируют.
Применение технологии в практике, на мой взгляд, приносит ощутимые результаты в познавательном развитии дошкольников.
Реализация:
Дидактическое пособие «река времени» - это длинный бумажный лист, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» - это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» - примерно мир средневековья и чуть позже; «наше время» - современный мир.
Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединиться за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.
Панно «река времени» должно быть «открыто» для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности.
На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации – «метки», каждой остановки во времени. Такими символами «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки-символы характерные для определенной исторической эпохи.
В начале года, на первом игровом мероприятии демонстрируется заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагается попутешествовать в прошлое по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?»
Начинается работа с самого доступного для дошкольника – обсуждения, как мы живем сейчас и как жили люди в «старину, и обитали в «древности». Из множества небольших иллюстраций-вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках». Дополняя первые лаконичные «метки».
«Островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Технологию «Путешествие по реке времени» довольно сложно уместить в одно занятие, так как это предполагает достаточно весомую часть знаний, поэтому целесообразнее проводить цикл занятий.
Введение технологии «Путешествие по реке времени» в образовательный процесс целесообразно, так как способствует познавательному развитию, развитию активного словаря, а также образному представлению о времени.
Список литературы:
1. Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец, Современные педагогические технологии в ДОУ. СПб, Детство-Пресс, 2012г.
2. Н. А. Короткова, Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М. : Линка-Пресс, 2007г.
3. Е. А. Сыпченко, Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. : СПб, Детство-Пресс, 2012г.