svetlanakasovitch
Опыт организации волонтерской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Маленькие волонтеры — добрые сердца»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Колосок»
Октябрьский район, г. Саратов.
Воспитатель: Касович Светлана Геннадьевна
Актуальной проблемой в современных условиях является модернизация образования, которая подразумевает работу образовательных учреждений в режиме развития. Именно поэтому первостепенной задачей национального проекта РФ «Образование» звучит - внедрение новых методов обучения и воспитания, а так же образовательных технологий начиная с первого уровня общего образования.
Инновация моей работы состоит в том, чтобы развивать волонтерскую технологию в условиях детского сада.
Темочки:
Существует проблема искажения представлений о доброте, милосердии и справедливости. Каждодневный груз проблем, преобладание насилия и вражды в информационной сфере, отводит нравственную сторону жизни на второй план. Это в свою очередь приводит к эмоциональной, духовной незрелости, а порой и озлобленности людей.
Еще В. А. Сухомлинский справедливо писал: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитать… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
Внедрение волонтерской технологии в детский сад способствует и приближению цели проекта РФ «Образование» - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей Р. Ф., потому что именно дошкольное детство период интенсивной социализации и становления ребенка как личности.
Волонтерское движение набирает обороты по всей России, растет число добровольцев и количество направлений благотворительности. Пора и дошкольникам становиться активными участниками этого процесса.
Важно уже на первом уровне образования успеть воспитать у ребенка сердечную доброту, умение сопереживать и желание протянуть руку помощи нуждающимся.
Именно волонтерская технология может стать стартом для получения новых знаний и развития различных умений и навыков, поможет ребенку проявить себя, открыть свои способности и таланты.
Круговорот занятий, праздников, конкурсов, выставок, подготовок к различным мероприятиям в детском саду порой не оставляет времени и у нас, воспитателей, на серьезное, глубокое отношение к назревающей проблеме. Поэтому я хочу поделиться своими педагогическими находками воспитания у детей и их родителей (что важно) стремления быть добрыми и внимательными к окружающим.
Путем включения родителей в образовательную деятельность я пытаюсь заменить их потребительское настроение на желание помогать, участвовать в воспитании своих детей.
Знакомые всем воспитателям игры, упражнения, беседы, психологические ситуации, чтение художественных произведений, НОД на этические темы мне хотелось бы опустить, это старая добрая классика в воспитании детей.
Современные условия в детском саду позволили мне расширить и разнообразить волонтерскую технологию по шести направлениям: патриотическое, социальное, экологическое, медиаволонтёрское, событийное и спортивное.
1) Патриотическое направление.
Ежегодной традицией детского сада является возложение цветов к памятному знаку «Труженикам тыла времен Великой Отечественной войны», в которой участвуют все сотрудники детского сада, дети старших групп и их родители.
Ежегодно 24 января в день памяти героя Советского Союза Симбирцева В. Н. мы с детьми и родителями берем лопаты и идем очищать от снега памятную плиту героя, затем возлагаем цветы и чтим память минутой молчания.
Летом мы поливали цветы, помогая бабушке из соседнего дома, которая вокруг стеллы с названием улицы героя Симбирцева В. Н. разбила цветник.
2) Социальное направление.
Красной нитью через весь образовательный процесс проходит воспитание у детей умения благодарить за любую помощь (детей или взрослых, за заботу о них сотрудников детского сада. Музыкальному руководителю, хореографу после занятий дети говорят не только до свидания, но и спасибо. После еды не забываем благодарить помощника воспитателя, а после обеда любим ходить на кухню и говорить спасибо поваром. Это является и стимулом доедать еду, оставлять тарелки пустыми.
В благодарность за организации экскурсий в Областную библиотеку для детей и юношества им. А. С. Пушкина, встречи с детскими писателями, интересные беседы, спектакли, были проведены волонтерские акции «Книга в подарок библиотеке». Каждый ребенок дарил библиотеке книгу, которую принес из дома. Библиотекари ставили книги на полки и награждали детей медальками «Спасибо». А еще мы дарили сотрудникам библиотеки поделки - персонажи русских народных сказок, сделанные своими руками.
Современная доступность телефонного звонка помогает нам узнавать о здоровье заболевших друзей и желать им скорейшего выздоровления. Это способствует укреплению дружеских отношении.
Неоднократно дарили детям младшей группы игрушки и дидактические игры, в том числе и сделанные своими руками. В летний период устраивали драматизации сказок, цирковое представление и даже мюзикл. Эти мероприятия сближают детей разных возрастов, учат с заботой относиться к младшим.
3) Экологическое направление.
Каждую зиму в ящик с землей мы сажали репчатый лук, поливали его, выращивали зеленые стрелки и ели. Теперь мы расширили производство лука и стали относить лук поварам на кухню и угощать детей соседней логопедической группы.
Осенью проводила волонтерские экскурсии с родителями в городской парк. Мы помогали сотрудникам зоопарка делать запасы на зиму для зверей. Каждый ребенок приносил детское ведерко с овощами и фруктами в дар зоопарку.
Без нашей заботы не обходятся и зимующие птицы. Научились делать «пряники» из рябины, семечек, пшена – лакомство для пернатых. Кормушки сделанные с папой поддерживают птиц в трудные времена. Угощали птиц на своем участке в детском саду и во время экскурсий с родителями в городском парке.
Посадка семян овощей, выращивание рассады для общего огорода в детском саду, воспитает чувство значимости своих дел, для других детей. Самим удалось вырастить на подоконнике несколько огурцов и съесть их разделив на всех детей группы. Это были самые вкусные огурцы в году.
А еще мы ходили в теплицу городского парка и увидели, как цветоводы выращивают цветы. Потом сами из семян вырастили бархотки и подарили их городскому парку. Летом тоже приходили в парк, помогали цветоводам поливать цветы из своих леечек, и рыхлить землю вокруг цветов на клумбах.
Работники парка объясняли детям, как правильно поливать цветы и рыхлить землю. За хороший труд детей наградили медалями «Помощник цветовода».
4) Медиаволонтерское направление.
Создание «Книги Памяти» о ветеранах – родственниках моих воспитанников, позволило нам научиться делиться информацией о ВОв с детьми из других групп.
Осенью в подготовительной к школе группе учу детей собирать опавшие листья и правильно их сушить. Из сухих листьев делаем гербарии для средних и старших детей. Во время дарения, дети обмениваются своими знания о листьях деревьев.
Познакомились с детьми старшей логопедической группы из второго корпуса детского сада и пригласили их на познавательное занятие. В течении занятия мои воспитанники знакомили детей другой группы с деревьями Саратовского городского парка и учили образовывать относительные прилагательные от названий деревьев.
«Защити себя и друга – сделай прививку!» - это лозунг нашей вакцино - пропаганды. Я создала фильм с участием детей, в котором мы объясняем друзьям, что прививки являются главным средством защиты от инфекционных болезней. Фильм мотивирует смелее идти в поликлинику делать прививки и получить в подарок наши призы из «Коробки бесстрашия».
5) Событийное направление.
Ко «Дню дошкольного работника» выращивали фиалки из листочков. Дарили горшочки с цветущими фиалками работникам детского сада.
В мае дети выступали на выпускном празднике другой группы, а на следующий день прошло вручение им подарков сделанных вместе с родителями дома - это вызвало радость и добрые чувства с обеих сторон.
6) Спортивное направление.
Летнее спортивное развлечение «Юные спасатели» для детей всего детского сада, объединило детей всех возрастных групп для спасения леса от гусениц, выпавших из гнезда птенцов. Дети помогали друг другу в трудных ситуациях, познакомились с правилами поведения в лесу.
Перед Новым годом во время спортивных эстафет помогали Дедушке Морозу разносить подарки зверям в лесу, наряжали елку.
На спортивных, веселых эстафетах по сказкам В. Сутеева ребята помогали зверям спрятаться под грибом от дождя, коту ловить рыбу, а с помощью палочки – выручалочки помогли лесным жителям вернуться домой.
В своей работе я стараюсь чаще поощрять и радовать детей, поэтому периодически вместе с родителями устраиваем сюрпризы. Осенью детей уходящих домой заяц или Незнайка угощает яблоками или грушами. Зимой снеговик угощает детей конфетами, которые надо найти у него в варежках или носочках.
Примеров благотворительных поступков, которые могут совершить дошкольники бесчисленное множество, было бы желание помогать!
В заключение хочется отметить, что маленький ребенок часто не знает кому и как можно помочь, поэтому его надо учить быть внимательным к окружающим людям и мотивировать на доброту, опираясь на личные благотворительные поступки.