Светлана Нурбатырова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с культурой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ детский сад «Эдельвейс» детский сад «Ручеёк»
Опыт работы
Тема: Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через культуру родного края.
Автор опыта: Нурбатырова Светлана Укинбаевна
2021 г
Содержание
1. Условие возникновения опыт….
2. Актуальность….
3. Теоретическая база опыта….
4. Новизна опыта….
5. Ведущая педагогическая идея…
5. Технология опыта…
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с культурой родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
1. Условия возникновения опыта
Первые чувства патриотизма, доступны ли они малышам? Я думаю, да. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своему народу, к родной природе, к малой родине и огромной стране России.
Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, к своему дому, улице, детскому саду, поселку.
Взрослые, воспитатель и родители, должны учесть, что воспитывать любовь к малой и большой Родине – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и ближайшими объектами, которые окружают ребёнка.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою страну, свой народ, традиции, свою малую родину. Как писал К. Д. Ушинский «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».
Прежде всего, необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории культуры и страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Огромное значение для воспитания у детей любви и интереса к родному городу имеет все его ближайшее окружение, то, что для него ощутимо и дорого – это малая Родина: семья, родной дом, улица, город, где он живет, его история и культура.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, города.
Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в с Кош - Агач многонациональный район для воспитания лучших человеческих качеств посредством традиций и культуры своего народа, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Еи, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – культура своего народа, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
Все это в совокупности и послужило основой для написания опыта.
Работа по данной теме выявила ряд противоречий;
Актуальность опыта определяется противоречием
между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей;
между стремлением детского сада к формированию гражданина, патриота и отсутствием этого стремления в семье;
между ситуативным характером и стихийностью проявления у дошкольников патриотических качеств и целенаправленной, систематической работой по патриотическому воспитанию.
Цель: формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Задачи:
-воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям;
-воспитание уважения к труду;
-воспитание гуманного отношения (доброжелательности, уважения, внимательности, отзывчивости);
Цель и задачи успешно решаются в различных видах деятельности таких, как, художественно- эстетической деятельность, развитие речи, трудовая деятельность, познавательно-речевой развитии.
Таким образом, условия формирования опыта позволяют говорить о достоверности полученных результатов, а также о технологичности содержания и методов обучения.
2. Актуальность опыта
События последнего времени подтвердили, что экономическая, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательные воздействия культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
На государственном уровне было принято ряд программ «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005годы, 2006-2010годы, 2011-2015годы». С 1 января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», в котором так же отражены принципы и задачи патриотического воспитания.
П1.4(6) Основные принципы дошкольного образования : «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
П 1.6(5) Стандарт направлен на достижение следующих задач: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Образовательные области стандарта направлены на «формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие интересов о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира».
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительный результат дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Поэтому тема опыта очень актуальна для успешной работы по нравственному воспитанию дошкольников через культуру родного края. Именно совместными усилиями участники образовательного процесса могут наиболее успешно повлиять на воспитание достойного гражданина. Через реализацию воспитательной концепции у детей формируется представление о человеке, обществе и принятых в нем нормах и правилах поведения; дети приобщаются к родной культуре, истории; формируются основы здорового образа жизни. Сегодня отношения гражданина с его государством и обществом в целом, коренным образом изменились. Человек имеет больше возможность реализовать себя в любых отраслях жизнедеятельности, но, однако, и его ответственность перед другими людьми многократно возрастает. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. Родина – это понятие начинается с малого – своей улицы, села, места, в котором живет человек. Необходимо привить чувство любви к малой Родине, чтобы в последствии вырастить личность, способную быть полноценным, самодостаточным гражданином страны.
3. Теоретическая база опыта
Патриотизм (от греч. patri tes — соотечественник, patr s — родина, отечество, любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам).
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных педагогов, а также современные программы патриотического воспитания, используемые в ДОУ.
Каждый автор ставит какую-то одну грань в патриотическом воспитании дошкольников. С. Н. Николаева рассматривает патриотическое воспитание в русле экологического воспитания, Т. Е. Комарова делает акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.
Изучив наследие педагогов-классиков (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Вернадский) по проблемам патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостностью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе. Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей : от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.
Проблема воспитания любви к родному краю неоднократно поднималась ведущими педагогами и психологами. О его значении в развитии личности говорили: Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, Н. К. Крупская, С. А. Козлова, В. А. Сухомлинский. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, семье, к истории и культуре страны. Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.
В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно – патриотического воспитания внесли : Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Е. И. Радина и др.
Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребёнка.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом, селом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально – практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом, районом, селом краем рекомендуется учитывать следующие принципы:
1. Принцип историзма – реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых событий и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).
2. Принцип гуманизации – предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнера, а также ориентироваться на любовь к семье, к родному краю, Отечеству.
3. Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
4. Принцип интегративности – сотрудничество с семьёй, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п. ; сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко – культурными особенностями Тулы.
Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педпроцесса на основе тематического планирования, что позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно – патриотические, естественнонаучные др.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Исходя, из вышеизложенного можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
1. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Алтайского края.
2. Развивать эмоционально – ценностное отношение к семье, дому. Улице, краю, стране.
3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за всё, что происходит в крае, сопричастность к этому.
4. Развивать бережное отношение к краю (достопримечательности, культура, природа).
5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
4. Новизна опыта
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста.
Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно - патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника, начиная с младшего возраста.
Концепцию моей работы можно представить в форме пирамиды, где основанием является повышение личной компетентности в вопросе патриотического воспитания дошкольников. На этой основе создание развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, далее знакомство детей с понятием семья, с её историей и настоящим, затем знакомство с детским садом, знакомство с городом, знакомство с краем, знакомство со страной.
Авторской новизной моей работы стала организация семейного патриотического клуба «Правнуки Победы» (Приложение № 4) знакомство с тружениками тыла в рамках которого дети узнают о военных, о подвигах солдат, о детях войны, ушедших на войну из нашего района, о труде наших бабушек и дедушек в тылу. Мы поздравляем пожилых людей нашего района с праздниками, устраиваем для них концерты. Дети узнают о боевых, трудовых и спортивных подвигах сельчан, что вызывает у детей чувство гордости за своих земляков, воспитывает уважение к труду, побуждает желание быть похожими на них.
Новизной моего опыта является ряд интегрированных занятий по патриотическому воспитанию, проектная деятельность
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Важнейшим условием реализации идеи является непосредственно разработка системы мероприятий с привлечением не только педагогов, но и работников других социальных институтов.
В начале работы над опытом были сформулированы основные принципы патриотического воспитания во взводе :
• принцип систематичности, который предполагает разработку программы патриотического воспитания, рассчитанную на 5 лет;
• принцип воспитания через социально значимую деятельность;
• принцип интеграции усилий всех участников образовательного процесса;
• принцип тематичности, предполагающий разработку соответствующих материалов;
• принцип учёта возрастных особенностей школьников, основанный на принципе доступности обучения классической дидактике;
• принцип когнитивности, предполагающий познание учащимися в воспитательном процессе новых сведений, нового знания, а не только известного им до этого.
Наряду с этим педагог определила основные пути решения выявленных противоречий:
• разработка плана мероприятий военно-патриотической направленности;
• привлечение социальных партнёров к процессу патриотического воспитания учащихся школы;
• выявление наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы в школе с учетом групповых форм работы.
В своей работе использую различные принципы для реализации целей и задач:
• Принцип гуманистической направленности и целеустремленности воспитательного процесса. Данный принцип означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
• Принцип групповой деятельности. В правильно организованной групповой деятельности формируется чувство ответственности за порученное дело, его результат; проявляются лидерские качества, умение сотрудничать с другими.
• Принцип разумной требовательности. Данный принцип основывается на развитии правового самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса. Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.
• Принцип стимулирования саморазвития и самовоспитания. Каждый дошкольник должен знать себя, научиться с разумной критикой рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности.
5. Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея опыта – создание педагогических условий для духовно – нравственного воспитания дошкольников посредством включения этнокультурного компонента в образовательную деятельность воспитания любви к Отечеству, Республике Алтай, его историческому прошлому, культурному наследию.
Система и последовательность работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Семья
Детский сад
Родная улица, район, Родной город
Страна, столица, символика Права и обязанности
(Конституция)
5. Технология опыта
Воспитание патриотических чувств решается через общение, чтение литературы, беседы, труд, игровые занятия, продуктивные виды деятельности, проектную деятельность.
Из массы впечатлений, получаемых детьми, необходимо выбрать ту, которая поможет педагогу строить свою работу, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку;
- рациональное сочетание разных видов деятельности;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Работа вне занятий включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии, походы.
Работу по нравственно-патриотическому воспитанию осуществляю по разработанному мной плану (Приложение № 1), содержащему следующие разделы:
1. «Республика Алтай - край родной», «Мы славим город свой» – Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях, расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство гордости и ответственности, бережное отношение к природе.
2. «Наша Родина – Россия» — Цели: знакомство детей с историей и многонациональностью России,; формировать представление о праздниках, обычаях и традициях русского народа. знакомство детей с государственной символикой России.
3. «Моя дружная семья» — Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам;
4. «Великой Победе посвящается» — Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.
5. «Мой любимый детский сад» — Цели: формировать основы патриотизма у детей посредством обогащения знаний о своем ближайшем окружении, подчеркивания его значимости.
6. «Наши космонавты», «Герои – земляки» — Цели: знакомить детей с прославленными космонавтами, героями своего Отечества, своей малой Родины.
7. «Я и мое имя», «Права ребенка» — Цели: формировать первичные представления ребенка о себе как о личности, способствовать становлению самосознания и восприятия себя в социуме.
Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, беседы, праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению знаний. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям, праздникам, например, 12 декабря – в день Конституции проводим беседу.
Декларации прав ребенка; в апреле, знакомя детей с космосом, праздник «День земли». Приложение № 6