Елена Васильевна Саютина
НОД по развитию словаря, грамматического строя и связной речи в старшей группе комбинированного вида «Зима. Новый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал 9 МДОУ д/с № 8, ул. Кирова, 34-а
Тема: Зима. Новый год.
Выполнила:
Учитель-логопед:
Саютина Елена Васильевна
Копейск 2015
НОД по развитию словаря, грамматического строя и связной речи по теме : «Зима. Новый год» в старшей группе.
Цель: развитие словаря, грамматического строя и связной речи.
Публикация «НОД по развитию словаря, грамматического строя и связной речи в старшей группе комбинированного вида „Зима, Новый год“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Конспекты занятий
- Новый год. Конспекты по развитию речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Коррекционно – образовательные задачи: Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка»; подбирать слова-признаки к существительным; образовывать глаголы прошедшего времени. Учить детей употреблять имена существительные в разных падежах. Продолжать учить употреблять в речи предлоги «под», «за», «около», «на».
Коррекционно-развивающие задачи : Развивать логическое мышление, память, внимание; общую и мелкую моторику; развивать связную речь - учить отвечать полным предложением на поставленный вопрос.
Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитывать у детей эстетическое восприятие.
Словарь : лесная красавица, новогодняя красавица.
Активизировать: мишура, украшать.
Оборудование: клубок белый; снеговик, елка, круг со снежинками, льдинки, картинка снежной королевы, деда мороза и снегурочки; ножницы, заготовки для игрушек, подарки детям; зимний вальс «снежинки» для физкультминутки.
Предварительная работа: беседа о зиме, о зимних забавах, рассматривание иллюстраций по теме, разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки.
План: 1. Вводная часть: орг. момент, сообщение темы. 2. Основная часть: беседа о зимних развлечениях; пальчиковая гимнастика «снеговик»; игра «А что вчера?»; игра «Где снеговик?»; физкультминутка со снежинками; отгадывание загадок; упражнение «Украсим елку»; подбор эпитетов к слову «елка»; игра «Подбери признаки»; игра «Чего не стало?». 3. Заключительная часть: подведение итогов. Сюрпризный момент.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Ребята стоят полукругом. Логопед вместе с детьми находят снеговика (логопед от имени снеговика рассказывает детям, что снежная королева заколдовала деда Мороза).
- ой, смотрите, у нас в гостях снеговик.
- ребята, снежная королева заколдовала Деда мороза, и теперь он не сможет прийти к нам на праздник, а чтобы его расколдовать, мы должны выполнить задания снежной королевы, за правильно выполненное задание будет появляться льдинка. А помогать нам будет вот этот клубочек.
2. Объявление темы. (Логопед держит в руках белый клубок ниток).
-Ребята! На что похож этот клубок? - Правильно, на снежный комочек.
- Какой комочек? – снежный, мягкий, пушистый, рыхлый, белый, холодный, ледяной, колкий, колючий, липкий и т. д.
- Комочек у нас не простой, а волшебный. (Логопед кладет комочек на тарелку с нарисованными снежинками). Возле какой снежинки остановится комочек, то задание мы и будем выполнять.
3. Логопед: Снежный комочек начинает свой путь.
3.1 - Покатился снежный ком, И нашел он первый дом.
В доме том живет загадка. Подберите к ней отгадку!
- Какое время года? – зима.
-Чем покрыта зимой земля? – земля покрыта снегом.
В какие игры можно играть зимой? – можно играть в снежки, кататься на лыжах, на санках, на коньках, на снегокате, можно лепить снеговика и снежную бабу, можно сделать из снега крепость, снежный город, ледяные фигуры, можно играть в хоккей.
- Кого можно вылепить из снега? – снеговика. Давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра: «СНЕГОВИК»
Давай, дружок, смелей, дружок Хлопки
Кати по снегу свой снежок - Показать руками, как лепим снежок.
Он превратится в толстый ком Сомкнуть и округлить кисти рук
И станет ком снеговиком. Обвести руками в воздухе две окружности
Его улыбка так светла! Хлопки
Два глаза… шляпа…нос…метла… Показывать по тексту
Но солнце припечет слегка - Ладонь правой руки приложить к левой,
пальцы растопырить (солнце)
Увы! – и нет снеговика. Развести руками.
3.2. Логопед: Молодцы. Смотрите, появилась первая льдинка, значит, мы с заданием справились.
- Снежный комочек катится дальше.
Покатился снежный ком, И нашел он второе задание снежной королевы.
Логопед: ребята, я буду Вам рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.
Игра «А что вчера» :
-Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.
- Сегодня снег падает, а вчера …
-Сегодня снег сверкает, а вчера …
-Сегодня снег тает, а вчера…
Сегодня снег хрустит, а вчера…
3.3. Логопед: Молодцы, ребята. Получите вторую льдинку.
- А комочек снова катится.
Покатился снежный ком, И нашел он третий дом. Следующее задание: поиграть со снеговиком.
Игра «Где снеговик?»
Логопед: Снеговик решил покружиться возле елочки. (Детям предлагается поставить снеговика «под», «около», «на», «за»).
- Ваня, куда ты поставил снеговика? - Я поставил снеговика под елкой.
- Ира, куда ты поставила снеговика? - Я поставила снеговика около елки.
… Я поставил снеговика на елку.
… Я поставил снеговика за елкой.
Физкультминутка под музыкальное сопровождение. Снеговик предлагает поиграть с его снежинками (у каждого ребенка в руках снежинка на ниточке).
- налетела вьюга: ууу – дети бегут по кругу
- закружила метель: кружатся со снежинками
- подул сильный холодный ветер: дуют на снежинку (слабая воздушная струя)
- подул теплый ветер: ааа – дуют на снежинку (слабая воздушная струя)
- снегопад: снежинки кружатся и опускаются на землю
3.4. Логопед: молодцы, смотрите появилась третья льдинка.
- Покатился снежный ком, И нашел четвертый дом.
В доме том живет загадка. Подберите к ней отгадку!
Дети стоят около елки.
Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, какое задание нас ждет сейчас.
Красавица какая, Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана! Скажите, кто она? (Новогодняя елка)
Он с седою бородой, Шуба, посох со звездой.
Он подарки нам принес, Кто же это? (Дед Мороз)
Он на резвой тройке мчится, Сам пока что маленький.
Громко в двери к нам стучится, Снег сметая с валенок. (Новый год)
Упражнение «Украсим елку» - Догадались, какой праздник нас ждет впереди?
- новогодний праздник.
- А что принято делать перед Новым годом? – украшать елочку. Посмотрите, ребята, наша елочка не украшена. Я предлагаю сделать новогодние игрушки и украсить елочку (дети садятся за столы и вырезают игрушки из прямоугольника, сложенного пополам по контуру).
Дети подходят и украшают елку, комментируя свои действия.
-Я украшу елочку шариком. -Я украшу елочку дождиком.
-Я украшу елочку снежинкой. -Я украшу елочку мишурой. Ит. д.
Подбор эпитетов. Логопед: Посмотрите, какая красивая елка получилась.
- А для какого праздника украшают елку? – для новогоднего праздника.
-Значит можно её назвать новогодняя красавица? – дети повторяют
-А откуда привозят елку? – из леса.
-Значит, ее можно назвать лесная красавица? – дети повторяют.
Игра» «Подбери признаки» : (с мячом)
- давайте подарим красивые слова нашей елочке :
Елка (какая) -зеленая, колючая, яркая, нарядная, блестящая.
Праздник Новый год (какой) –веселый, радостный.
-А кто приходит к нам на праздник? (дед Мороз, Снегурочка)
- Дед Мороз (какой) - старый, добрый, бородатый, веселый.
-Снегурочка (какая) –красивая, умная, веселая, добрая, и т. д.
-А что нам дарят на новый год? – подарки.
-Подарки (какие) - красивые, необычные, сладкие, игрушечные, мягкие, загадочные, неожиданные, долгожданные, новые, серебристые, большие, сказочные…
3.5. Логопед: Посмотрим, появится льдинка или нет? (выставляю 4 – льдинку)
- Покатился снежный ком, И нашел он пятый дом.
Последнее задание снежной королевы:
Игра: «Угадай, чего не стало?»
- Теперь закройте глаза. Я уберу с нашей елочки одну игрушку, а вы скажете, чего не стало.
Логопед: молодцы, ребята, получите льдинку.
4. Итог занятия:
- какой скоро праздник наступит? – новый год.
- кто приходит на праздник? – дед мороз и снегурочка.
- что украшают на праздник? – ёлку.
- откуда привозят ёлку? – из леса.
- как можно назвать её? – лесная красавица.
Сюрпризный момент:
- Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями, смотрите, из наших льдинок, что-то получилось. Похоже на мешок (дети находят в группе мешок с подарками – сладостями). Теперь дед Мороз непременно к нам приедет на праздник, можете быть свободны.