Линда Чернова
Опыт «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
2 слайд Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.
Антуан де Сент-Экзюпери
Публикация «Опыт „Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2021
3 слайд Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительного умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие.
4 слайд Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
5 слайд Логические блоки Золтана Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Игры с использованием блоков способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач : умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём, свойствам. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи : ребенок вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
6 слайд Опираясь на эти факты я выбрала тему своей работы: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
Цель моей работы: активное изучение и внедрение инновационных методик в практику подготовки детей к школе.
В соответствии с целью поставила следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме.
2. Разработать систему использования игр, конспектов мероприятий с блоками Дьенеша
3. Провести анализ эффективности проделанной работы
7 слайд Работу над этой темой я начала с 2017 года, с детьми старшей группы. Свою работу я построила по трем направлениям: работа с детьми, работа с семьей и самореализация.
8 слайд На этапе самореализации я изучила методическую литературу, познакомилась с работами авторов Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний.
9 слайд В группе была создана хорошая развивающая среда, максимально отвечающая потребностям ребенка: - организован уголок занимательной математики, где в достаточном количестве представлены комплекты логических блоков Дьенеша, а также карточки, альбомы и схемы к ним, комплексы занятий, картотеки игр; - уголок дополнен другими развивающими играми и дидактическими материалами (палочки Кюизенера, кубики «Сложи узор» и другими);
10 слайд Прежде чем приступить к целенаправленным играм и упражнениям, ребятам была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Они использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Наблюдая за детьми, делала выводы о степени мыслительной деятельности каждого ребёнка. В ходе наблюдения и обследования получила следующие результаты: из 14 детей : В – 0 - %; С – 5 – 36%; Н – 9 – 75%
Далее я разработала цикл НОД кружка с включением данного дидактического материала на основе программы «От рождения до школы». Был составлен перспективный план на старшую группу с постепенным усложнением материала и игровых заданий. Вся работа планировалась в игровой форме. Например всеми любимая игра «Чудесный мешочек» в ней дети развивали умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы. В совместной деятельности «Мишка очень любит мёд» детям предлагалось помочь попавшему в беду герою, дети подбирали подходящие «геометрические заплатки» для бочонка с мёдом. Практика показывает, что увлечённые игрой дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности, такой подход предупреждает утомляемость. Результаты работы стали видны в подготовительной группе: В – 6 - 43%, СР – 8 - 57%, Н – 0 - 0%
11 слайд Работа с семьей заключалась в следующем: для начала я познакомила родителей с выбранной методикой подготовила консультацию «Игры с блоками Дьенеша», выступила с сообщением на родительском собрании «С блоками играем – память развиваем» с показом фрагментов занятий, провела игровой тренинг с родителями «Блоки Дьенеша Играем дома!»; провела мастер класс для родителей «Использование игровых технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста»
12 слайд Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической работе дети стали более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине, научились выявлять и абстрагировать свойства, владеют умственными операциями сравнение, обобщение; научились классифицировать с заданными свойствами.
13 слайд Закончить хочу словами В. А. Сухомлинского «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности».
14 слайд Спасибо за внимание!