Надежда Рыжова
Опыт формирования основ российской гражданской идентичности детей старшего дошкольного возраста в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Разработке данной темы предшествовало детальное изучение исходных условий предстоящей деятельности.
В первую очередь, проанализированы основные нормативно-правовые документы ДО. Так, в ФЗ «Об образовании в РФ» указывается, что «. государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на … принципах : …. воспитания… гражданственности, патриотизма….».
В Приказе Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» указываются трудовые действия педагога «формировать у обучающихся ….гражданскую позицию….».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В Приказе Минобрнауки России «Об утверждении ФГОС дошкольного
образования», еще раз подчеркивается значимость «…формирования первичных представлений…. о себе, других людях, …о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…» и раскрываются основные положения по реализации этого требования.
Для изучения исходных условий была важна также и оценка
сложившейся социальной ситуации вокруг выбранной темы. Она показала:
жизненно важную потребность государства в воспитании гражданина и патриота России в условиях, когда страна все чаще сталкивается с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, национализма, терроризма; падение у значительной части населения интереса к настоящему и уважения к прошлому России, отчуждение подрастающего поколения от собственной культуры.
Анализ научно-исследовательских условий выявил наличие достаточного количества психолого- педагогических исследований по проблемам гражданско- патриотического воспитания дошкольников.
Существенной базой для возможного позитивного решения
основной проблемы выбранной темы послужило наличие богатых методических условий в ДОО:
• накоплен многолетний опыт работы педагогов ДОО по этнокультурному, патриотическому воспитанию детей;
• с 2011 по 2014 годы организована экспериментальная площадка НИРО по теме «Воспитание основ гражданской эдентичности у детей старшего дошкольного возраста;
• участие в работе творческой группы по методическим проблемам, связанным с темой патриотического воспитания;
• наличие классической и современной методической литературы в ДОО по проблемам гражданско-патриотического воспитания;
• прохождение повышения квалификации
• изучение передового практического опыта коллег по организации гражданско-патриотического воспитания;
Оценка существующих организационно-педагогических условий в ДОО показала возможность осуществления работы по воспитанию основ российской гражданской идентичности у детей.
Таким образом, на период выбора проблематики педагогической работы в образовательном пространстве ДОО существовали благоприятные условия для ее позитивного решения.
Актуальность личного вклада в развитие образования
Но несмотря на обозначенную государством необходимостью гражданско- патриотического воспитания с дошкольного возраста, наличие в продаже большого количества методических пособий по теме, наличие в СМИ большого количества конспектов различных форм работы с детьми по данному вопросу, к сожалению, отсутствует единый подход к концептуальной, содержательной и технологической сторонам этого процесса в детском саду, отсутствуют психолого- педагогические разработки, касающиеся системного комплексно-тематического планирования, постепенно и целенаправленно формирующие основы российской гражданской идентичности у детей в течение года, а также системного планирования в течение дня, погружающих детей в изучаемую тему.
Данная потребность в практике детского сада обусловила выбор темы нашего исследования.
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования
В своей работе руководствовались достижениями ученых по следующим основным направлениям :
• теория социального развития (С. А. Козловой и др.);
• вопросы по изучению возрастных особенностей становления гражданственности и специфики организации педагогического процесса по ее формированию (Е. А. Казаева, С. А. Козловой, Н. Г. Комратова, Е. Н. Радиной, Э,К. Сусловой).
• вопросы построения социокультурной среды в образовании (А. Г. Абсалямова, М. И. Богомолова, Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, Т. С. Комарова и др.)
Основополагающими принципами и подходами стали:
• личностно-ориентированный подход
• принцип развивающего обучения
• деятельностный подход
• принцип социально-педагогического партнерства
• принцип интеграции образовательного процесса
• принцип следования нравственному примеру
• принцип соответствия задач, содержания, форм и методов возрасту детей
• краеведческий принцип
• принцип взаимодейсвия с родителями
Цели и задачи педагогической деятельности:
Цель: создание системы работы с детьми 5- 6 лет по воспитанию основ российской гражданской идентичности, применимой в системе дошкольного образования.
Задачи:
1. разработать и апробировать систему планирования воспитательно-образовательного процесса по формированию основ российской гражданской идентичности у дошкольников, включающую комплексно-тематический и календарные планы работы с детьми, родителями.
2. создать предметно-пространственную среду в ДОО, обогащающую опыт детей и способствующую приобщению к духовно-нравственным ценностям российского народа;
3. подобрать диагностические материалы и организовать непрерывный мониторинг успешности формирования основ российской гражданской идентичности у старших дошкольников
Ведущая педагогическая идея
Работа по воспитанию российской гражданской идентичности у детей дошкольного возраста будет успешной, если:
• разработана система планирования воспитательно-образовательного процесса по формированию основ российской гражданской идентичности детей;
• создана предметно-пространственная среда для воспитания основ российской гражданской идентичности старших дошкольников в ДОО.
• налажено взаимодействие и тесное сотрудничество с социальными партнерами и родителями в процессе реализации плана,
• определены критерии и показатели сформированности основ российской гражданской идентичности у дошкольников;
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Личный вклад в развитие образования в рамках решения проблемы формирования основ гражданской идентичности у детей включал :
1. Во-первых, создание комплексов планов воспитательно-образовательного процесса по темам гражданско-патриотического воспитания :
• Вначале происходило знакомство с перспективно-тематическим планом (образовательными темами) на учебный год в своей возрастной группе.
• На его основе шла разработка перспективно-календарных планов по основным темам гражданско-патриотического воспитания, которая заключалась в подборе содержания, литературы, конспектов занятий
• Далее разрабатывался комплекс календарных планов работы с детьми и тематических планов с родителями. Тематические планы работы с родителями выстраивались параллельно с тематическими планами освоения программы детьми. Родителям предлагались варианты работы над темой вне детского сада, как продолжение погружения ребенка в содержание изучаемой темы уже в семье.
Таким образом, такое планирование позволило системно погружать детей в тему, подбирая наиболее интересные формы работы и эффективные методы.
Так например, проект «Семейный очаг» направлен на
прикосновение к истории своей семьи, вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, бережно относится к семейным ценностям, сохранению семейных связей.
В рамках подпроекта: «Эхо старины глубокой» детям вместе с родителями было предложено заглянуть в свои семейные альбомы, рассмотреть фотографии родственников, послушать рассказы о них. Общими усилиями была оформлена одноименная выставка, где разместились фотографии нескольких поколений. Детские проекты были собраны в общий альбом, который хранится в группе.
В рамках подпроекта «Мой папа- самый лучший» дети делились своими радостными историями из их жизни, связанными с папами, рассказывали о совместных путешествиях, играх, папы принимали приглашения своих детей посетить мини- музеи в группе, где дети проводили экскурсии для них, отцы часто принимали приглашения поиграть с детьми в шашки, шахматы, устраивали спортивные соревнования.
В рамках подпроекта «Нет дороже милой мамочки» дети мастерили подарки для милых мам, с любовью рисовали их портреты, рассказывали о их профессиях и о главной их работе - быть мамами.
В ходе работы над проектом «Народная культура» наша группа превращалась в русскую горницу, где дети знакомились и играли с предметами русского быта, использовали в играх русские костюмы и т. д. Своими руками изготовили кукол из ткани, играли в русские народные игры, к нам прходила «Коляда», «Масленица», вместе с детьми и их родителями мы посетили музей Московского района по теме «Народная культура».
Мини-музей хлеба знакомил детей с ролью хлеба в жизни человека. С древнейших времен выращивание и выпечка хлеба считалось делом ответственным и почетным. Сколько труда стоило вырастить хлеб, а потом испечь пышный каравай. Такое отношение к хлебу хотим сформироватьу детей. На Руси говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами». В нашей группе был создан мини-музей хлеба, макет «Деревенское подворье». Ребята и сами захотели замесить тесто, испечь пирог, которым угощались сами и угощали взрослых. Опыт изготовления изделий из муки продолжился и дальше- плюшки на Рождество, жаворонки – для встречи перелетных птиц.
Следующей ступенькой в нашей работе стал проект «Славный Нижний», который начали с изучения своего родного Московского района. В время беседы «Где строят самолеты», выяснилось, что у многих детей на заводе «Соколе» работали родственники. Была устроена выставка фотографий. Артему Ч. Удалось побывать на территории завода, в цехе, где работает его дедушка, семья любезно предоставила нам фото, Артем с большим удовольствием и гордостью рассказал нам об этой экскурсии. Далее состоялась экскурсия к памятнику – самолету. В библиотеке им. Заломова, с которой детский сад сотрудничает уже много лет, детям рассказали, что именно благодаря заводу «Сокол», Московский район стал современным городским районом. У ребят появилось чувство гордости за свой район, за людей, которые живут рядом с ними и делают такие мощные, современные машины. Популярностью пользовались у детей экскурсии по улицам района (Мечникова, Панфиловцев, Баранова, беседы о знаменитых людях, в честь которых они названы. Дети узнали значение слов: земляки, нижегородцы, горьковчане, горожане. Вместе с детьми мы переживали страшную трагедию, когда случился пожар в д/к им. С, Орджоникидзе. В эти дни у ребят возникла идея смастерить макет этого дорогого для всех нас здания.
В рамках работы над проектом мы знакомились со знаменитыми нижегородцами, дети вместе с родителями подбирали материал. создавали свои мини проекты, все их семейные разработки помещались в нащи групповые мини- музеи, знакомили детей с памятными местами нашего города, предлагали родителям посетить Покровку, Стрелку, Ярмарку, Чкаловскую лестницу, создавали фотоколлажи, пели песни «Нижний Новгород», «Сормовскую лирическую, в творческой мастерской был создан макет «Нижегородский Кремль»
В рамках подпроекта «Чистый город» организовывались экологические акции: «Чистая улица», «Цветущая клумба», «Елочка - зеленая иголочка». Ведь патриотизм проявляется в том числе, и в том, что для своей родины хочется сделать что-то полезное, доброе, красивое. Просто так, без награды, как для своей мамы, потому что родина и есть мама, только одна на всех.
В рамках проекта «Наши соседи» у детей появляется возможность пообщаться с представителями с представителями соседних республик и государств. Мы поддерживаем связь с выпускниками ДОО, которых приглашаем на встречи. Они рассказывают нам о своей родине, демонстрируют свою национальную речь, показывают фото, дарят сувениры, привезенные из своих родных городов, которые мы бережно храним в своих уголках дружбы.
Используя этюды и обыгрывая роли, дети упражняются в проявлении межнационального общения. Итогом этой работы проводим фестиваль национальных культур с приглашением школьников, родственников детей- представителей разных национальностей, где можно увидеть национальные костюмы, этнические танцы, услышать песни, поиграть в народные игры.
2. Во-вторых, к личному вкладу в развитие образование можно отнести, проектирование и организацию предметно-пространственной среды в группе, способствующей эффективному формированию основ гражданской идентичности. При этом среда группы отражала содержание изучаемой темы в 5 образовательных областях и позволяла использовать материалы и оборудование одной образовательной области для реализации содержания других областей.
Так, например, в рамках изучения темы «Я живу в России» среда группы модифицировалась и обогащалась пособиями по ознакомлению дошкольников с Россией как с огромной многонациональной страной.
Познавательный центр включал:
Выставка «Путешествуем по городам России»- настенная карта России с выделенными звездочками городами, в которых были семьи наших воспитанников, фотографии детей на фоне достопримечательностей и сувениры из презентуемых городов.
выставка «Столица России»-фотографии, сувениры из Москвы, объемный барельеф Кремля с башнями, настольно-печатные игры, герб, флаг, гимн России
национальные мини-центры-«Татарстан», «Чувашия» и т. д., флаг и герб округа или республики, макет традиционного типа жилища, кукла в национальном костюме, народная тряпичная кукла, аудиодиски с национальной музыкой и речью, образцы национального фольклора, фотоматериал о природе регионов, национальных блюдах и музыкальных инструментах.
Выставка «Традиционные куклы народов России» включает марийскую, чувашскую, мордовскую, башкирскую, удмурдскую, татарскую и др. народные куклы, позволяет увидеть схожесть внешнего вида, техники изготовления тряпичных кукол у всех народностей, а также самобытность орнамента и цветового сочетания у каждого народа
детские проекты о первом космонавте Ю. А. Гагарине;
Природный уголок:
объемные макеты «Природа нашей Родины», знакомящие с основными природными зонами России : тундрой, смешанным лесом, степью, черноморским побережьем, с их растительным и животным миром.
Центр сюжетно-ролевых игр:
тряпичные куклы, куклы в национальных костюмах, различные виды домов, ширмы с интерьерами жилищ, фигурки животных, предметы-заместители, транспорт для разворачивания игровой деятельной детьми соответствующей тематики.
Коммуникативный центр:
-экспозиции «Сказки народов России», произведения для чтения детям сгруппированы по регионам: «Сказки Севера», «Сказки Поволжья», «Сказки Урала», «Сказки Кавказа»,
-интерьеры и атрибуты для обыгрывания сюжетов народных сказок.
-экспозиция по творчеству талантливого писателя А. С. Пушкина. Здесь собраны книги, аудио, видеодиски со сказками, интерьеры и герои «Сказки о рыбаке и рыбке» и «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
Музыкальный центр:
- экспозиция, посвященная творчеству известного композитора П. И. Чайковского Здесь собраны аудиозаписи его произведений, интерьеры и основные герои опер «Щелкунчик» и «Спящая красавица»;
Центр художественного творчества-
- экспозиция, посвященная творчеству русского художника И. И. Шишкина: репродукции картин, литературный материал для создания выразительного образа русской природы у дошкольников, детские работы по сюжетам его картин, детские проекты;
-Детские работы по сказкам Пушкина
Экспериментально-исследовательский центр:
познавательный материал о творчестве русского ученого М. И. Ломоносова.
3. В-третьих, обновление традиционного родительского уголка в группе, его перевод в интерактивную форму. Информационные страницы родительского уголка опосредованно отображали ежедневное проживание детьми интересного для них содержания темы:
- На первой странице отражались перспективы работы с детьми в течение учебного года.
- На второй странице размещалась информация о кратком содержании темы, изучаемой в данный период, указывалось итоговое мероприятие и показатели освоения темы детьми, по которым родители сами могли отследить развитие своего ребенка.
- Третья страница содержала информацию каждого дня : чем занимались, успехи детей, чем можно занять ребенка дома. Здесь предлагались варианты работы над темой вне детского сада. А также представлялись вниманию родителей результаты занятий с детьми в детском саду (составленные рассказы, рисунки к ним, фото и т. п.) с небольшими комментариями и акцентами на правильное их восприятие и адекватную оценку в соответствии с требованиями к их выполнению.
- Четвертая страница содержала варианты музыкальных и художественных произведений, которые ребенок разучивал в детском саду или может разучить вместе с родителями, рекомендации для чтения и слушания в семье в соответствии с тематическим освоением программы.
- На последней странице размещались материалы, связанные с подготовкой к итоговому мероприятию, обобщающему представления и впечатления детей по изученной теме и представлялись результаты освоения темы по группе в целом (по показателям, представленным для родителей в начале ее изучения, иллюстрирующие эффективность совместных усилий воспитателя и родителей в освоении темы детьми.
Кроме уголка, проводились родительское собрание, семейное отгадывание кроссворда, семейный фотоконкурс, совместные досуг и викторина, которые способствовали погружению в тему всех членов семьи.
Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны:
Новизна и позитивные эффекты:
• создан комплекс планов (перспективный, перспективно-календарный, календарный) воспитательно-образовательной работы с детьми
по формированию основ российской гражданской идентичности;
• создан план работы с родителями, разработан родительский уголок по теме;
• создана развивающая предметно-пространственная среда в группе, обогащающая опыт детей и способствующая приобщению к духовно-нравственным ценностям российского народа;
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты.
В начале учебного года проводилось обследование детей посредством
диагностических методик Е. А. Казаевой. По его результатам был сделан вывод о том, что дети имеют недостаточный уровень развития качеств гражданской идентичности.
В конце учебного года было проведено итоговое обследование по тем же критериям. По его итогам можно отметить следующие качественные изменения в поведении и деятельности детей :
• повысился познавательный интерес и ценностное отношение к объектам русской культуры, стремление к их познанию;
• сформировалось умение позитивного общения и взаимодействия с окружающими взрослыми и детьми;
• повысилось стремление к соблюдению собственных прав, не нарушая права окружающих людей, справедливость во взаимоотношениях;
• сформировались личностные качества : чувство собственного достоинства, уважение к людям разных национальностей, их образ жизни; бережное отношению к окружающему природному и социальному миру; гордости за свою Родину
Эти данные позволяют утверждать об эффективности разработанной модели и рекомендовать ее применение в решении задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
Результаты деятельности транслируются:
- на выступлениях на педагогических советах в ДОО, на районных методических объединениях воспитателей, а также на КПК для работников образования Нижегородской области
- в публикациях в СМИ;
-на открытых мероприятиях для родителей
- через создание мультимедийной продукции, видеофильмов
Адресная направленность: опыт работы рекомендуется использовать педагогам с высоким уровнем педагогического мастерства
Область применения практических достижений: в углубленной работе по гражданско-патриотическому воспитанию и повседневных занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Трудности и риски:
• недостаточный уровень теоретической и методической подготовки воспитателей к работе по воспитанию основ российской гражданской идентичности дошкольников.
• недостаток дидактических игр и пособий, детской художественной литературы по воспитанию основ российской гражданской идентичности дошкольников.
• малый опыт работы воспитателей