Ольга Борисова
Оптимизация развития знаний дошкольников об окружающем предметном и социальном мире средствами театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Существует широкий спектр способов общего психического развития детей дошкольного возраста, в том числе театрализованные игры. В эти игры мы организовали включение родителей. Использование театрализованных игр обогащает представления детей об окружающем предметном и социальном мире; является средством всестороннего развития и адаптации детей [1].
Публикация «Оптимизация развития знаний дошкольников об окружающем предметном и социальном мире средствами театрализованных игр» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В театрализованной игре в эмоционально-комфортных условиях моделируются социальные отношения, возможные ситуации (в том числе и проблемные) общения с родителями, положение ребенка в семье, в кругу сверстников и взрослых. [2], [3].
Применение театрализованных игр реализовывалось последовательно через серию этапов, которые легли в основу развивающей программы :
1) Подготовительный этап направлен на развитие положительной мотивации деятельности детей и формирование готовности к восприятию театрализованной игры.
2) Игры с натуральными предметами обогащают жизненный опыт детей, формируют действия проприорецепции, осязания, координации.
3) Режиссерская игра развивает у детей игровые действия с изображениями предметов, предметами-заместителями, способность к знаково-символическому преобразованию действительности.
4) Образная игра предполагает введение образных игр, игр-имитаций (подражание действиям объекта или предмета : прыгаем, как лягушки; едем, как машины; лебеди вытягивают шеи, смотрят, не идет ли девочка и т. д.).
5) Ролевая игра в форме подвижных игр с элементами театрализации, в которые включаются родители. Вначале взрослые берут на себя ведущую роль, по мере овладения игровыми навыками роль передается детям, они начинают сами подбирать игровые атрибуты и костюмы.
6) Отобразительная игра. Взрослые сначала демонстрируют образец и разъясняют смысл цепочки действий, а затем предлагают детям сюжет для разыгрывания. Например, "Покажи, что ты видел на прогулке", "Покажи сказку", "Вспомни и изобрази мультфильм» и т. д.
7) Образно-ролевая игра. При обучении образно-ролевой игре широко используются речевые игры по телефону. Взрослые предлагают детям по телефону пригласить сверстников или персонаж сказки в гости, на репетицию сказки. Задача игры заключается во внутреннем раскрепощении.
8) Сюжетно-ролевая игра. Для организации сюжетно-ролевых игр учитывается уровень ознакомления ребенка с различными сферами действительности, используются адекватные воображению ребенка игрушки, вспоминаются экскурсии, рассматриваются иллюстрации, видеоматериалы.
9) Игра с правилами. Для подготовки детей к играм с правилами вводятся игры с правилами с элементами сюжета, в которых воображаемая ситуация постепенно сворачивается.
10) Собственно режиссерская игра и игра-драматизация. На заключительном этапе работы ребенок переходит к собственной режиссерской игре, дети учатся предлагать взрослым включать в сказку своих героев, элементы сюжета.
Театрализованные игры были включены в различные аспекты жизни старших дошкольников в условиях детского сада: 1. в занятия воспитателей по основным разделам программы детского сада; 2. в режимные моменты, в т. ч. прогулки (несколько раз в неделю); 3. музыкальные досуги (один раз в месяц); 4. театральные, музыкальные, спортивные праздники (один раз в два месяца); 5. в проведение специальных развивающих занятий «Волшебный театр». В основу содержания комплекса занятий «Волшебный театр» легли авторские сказки К. Чуковского, Е. Шабада, В. Сутеева. Занятия проводились систематически раз в неделю со всеми детьми и их родителями по подгруппам.
Создание комфортного пространства театрализованной игры способствует установлению эмоционально-положительных отношений между детьми; созданию отношений доверия между родителями и детьми, пробуждению интереса к совместным занятиям.
Список использованной литературы
1. Конева И. А., Романова С. В. Особенности высших психических функций у дошкольников с задержкой психического развития // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6 (1, с. 1531.
2. Конева И. А., Рыжова Ю. В. Коррекция волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития продуктивными видами деятельности // Теоретические и прикладные аспекты современной науки, № 9-5, 2015. С. 53-55.
3. Семенов А. В., Кисова В. В. Сотрудничество как форма инновационного развивающего обучения // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2014. – № 3-4. – С. 186-188.
© Борисова О. И., Конева И. А., Серова А. А., 2017