Виктория Яромич
Оптимизация обучения плаванию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 373.2 – 797.2
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
А. В. Киндрук, магистрант, Полесский государственный университет
Физическое воспитание является одним из условий реализации возможностей организма детей дошкольного возраста [2, с. 7]. Среди средств физического воспитания особое место занимает плавание, которое широко используется в работе с дошкольниками.
Публикация «Оптимизация обучения плаванию дошкольников» размещена в разделах
Для обучения детей дошкольного возраста плаванию разработаны и обоснованы различные методики проведения занятий. Вместе с тем, многолетняя практика обучения детей плаванию показала, что эффект использования этих методик для занимающихся индивидуально разнится, что связано с возникающими трудностями психологического плана. Психо-эмоциональное состояние ребенка в значительной мере влияет на продолжительность и эффективность проведения начальных этапов обучения плаванию, связанных с формированием чувства уверенности и комфорта в водной среде, без которых невозможно обучение основным плавательным навыкам. Так по данным Е. А. Мухиной (1999) только 15% детей в возрасте пяти - семи лет испытывали удовольствие и радость на первых занятиях обучения плаванию, а у 10-12% занимающихся контакт с водой вообще вызывал отрицательную психическую реакцию [1, с. 4].
Данную проблему можно, по нашему мнению, решить путем включения в программу занятий различных элементов игры. Игровой метод в последние годы широко используется в работе с детьми. Существует большое количество игр в воде: простейшие (без сюжета, сюжетные, командные.
При этом исследователями отмечается ряд проблем, затрудняющих применение игр при обучении плаванию на протяжении всего занятия, которые связаны, прежде всего, с особенностями водной среды. Долгие простои без движений могут навредить здоровью детей, а в связи с тем, что игры несут в себе очень большой заряд энергии в физическом и эмоциональном плане, их принято проводить в конце занятий, уделяя им не более 10 минут [1 с. 132].
Это трудности, по нашему мнению, можно частично устранить, используя в работе с дошкольниками такие варианты игровых сюжетов, которые возможно реализовать в условиях водной среды и которые будут интересны, понятны и известны детям. Наиболее полно, на наш взгляд, отвечают этим требованиям сюжетно-ролевые игры на основе сказочных сюжетов, которые уже давно и успешно применяются при организации занятий ритмической гимнастикой с дошкольниками.
Исходя из этого, с целью повышения результативности освоения подготовительных упражнений в воде на начальном этапе обучения и эффективности освоения дошкольниками пяти – шести лет различных способов плавания, следуя рекомендациям специалистов, было разработано содержание занятий по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста с использованием сюжетно-ролевых игр, основанных на сюжетах популярных детских сказок. Эти занятия посещали дети, составившие экспериментальную группу. При этом дошкольники контрольной группы обучались плаванию по традиционной методике.
Для проверки эффективности использования сюжетно-ролевых игр на основе сказочных сюжетов, как средства оптимизации процесса обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста были проанализированы результаты освоения плавательных движений детьми, занимавшимися в экспериментальной и контрольной группах.
Так, в ходе сравнительного анализа итоговых результатов тестовых упражнений на контрольных занятиях было установлено преимущество детей экспериментальной группы по всем исследуемым параметрам (таблица 1).
Таблица 1 – Результативность выполнения контрольных упражнений на этапе освоения с водой (М±m)
Упражнения Пол Экспериментальная
группа Контрольная
группа Достоверность различий
«Поплавок», с М 11,0±0,1 8,7±0,2 p< 0,01
Д 8,6±0,2 6,1±0,2 P< 0,01
Лежание
на спине, с М 11,1±0,9 7,8±0,1 p< 0,01
Д 10,8±0,3 8,4±0,1 p< 0,01
Лежание
на груди, с М 10,8±0,4 8,1±0,3 p< 0,01
Д 8,1±0,1 6,0±0,1 p< 0,01
Скольжение на спине, м М 4,6±0,2 3,0±0,1 p< 0,01
Д 3,6±0,2 2,5±0,1 p< 0,01
Скольжение на груди, м М 3,5±0,2 3,1±0,1 p> 0,05
Д 3,2±0,1 2,8±0,1 p> 0,01
Выдох
в воду, раз М 21,2±2,1 8,2±0,1 p> 0,01
Д 19,1±0,9 11,1±0,1 p> 0,01
На этапе освоения с водой обнаружилась достоверная разница в показателях мальчиков и девочек экспериментальной и контрольной групп практически во всех тестовых упражнениях. Мальчики экспериментальной группы выполняли лучше упражнение: «поплавок» - на 2,3 секунды, лежание на спине - на 3,3 секунды, лежание на груди - на 2,7 секунды, скольжение на спине – на 1,6 метра, скольжение на груди - на 0,4 метра, выдох в воду - на 13 раз, чем мальчики контрольной группы. Девочки экспериментальной группы также лучше изучили упражнения по освоению с водой, чем девочки контрольной группы: «поплавок» - на 2,5 секунды, лежание на спине - на 2,4 секунды, лежание на груди - на 2,1 секунды, скольжение на спине – на 1,1 метра, скольжение на груди - на 0,4 метра, выдох в воду - на 8 раз.
Анализ результатов выполнения тестовых упражнений на этапах освоения с водой детьми обеих групп подтверждает эффективность использования сюжетно-ролевых игр на основе сказочных сюжетов в занятиях по обучению плаванию дошкольников пяти – шести лет.
Список источников литературы
1. Смирнов, Р. И. Как научить дошкольника плавать. / Р. И. Смирнов. - Мн. : Ураджай, 2002. - 152 с.
2. Шишкина, В. А. Методика физического воспитания: учеб. пособие / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. - Минск: Литература и искусство, 2011. - 176 с.