Светлана Фомина
«Оптимизация речевого развития младших дошкольников посредствам творческой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Оптимизация речевого развития младших дошкольников посредствам творческой деятельности
Добрый день, уважаемые коллеги. Мне, как педагогу, очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, смело выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Публикация «„Оптимизация речевого развития младших дошкольников посредствам творческой деятельности“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать простейшее литературное произведение по наводящим вопросам, зачастую страдает и само звукопроизношение.
Я задалась вопросом - что же интересного я могу предложить своим малышам, для оптимизации их речевого развития.
Сначала я хотела пойти по проверенному пути - призвать на помощь театрализованную деятельность, но хотелось внести нотки оригинальности и новизны в этот процесс, направить все усилия на развитие речи детей. Я решила объединить два направления - театрализованную деятельность и ручную умелость.
Изучив литературу по интересующему меня вопросу я остановилась на программе О. В. Гончаровой «Театральная палитра». Взяла её за основу потому что она включает в себя знакомство с театральными профессиями, с различными театрами, разучивание стихов, работу над этюдами, игры – драматизации, инсценировки, а так же, что не мало важно - изготовление различных атрибутов, самоделок.
Все эти направления я собрала в едино и появился кружок, который назвала «Самоделкины в мире сказок». И каждая наша встреча с ребятами, в рамках кружка, проходит весело и увлекательно. Я начала работу с составления плана.
Задалась целью: формировать и развивать коммуникативные навыки, посредствам творческой деятельности.
Поставила перед собой следующие задачи:
• Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения).
• Совершенствовать звуковую культуру речи.
• Развивать разговорную, диалогическую речь.
• Развивать речевую культуру.
Как известно, с театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. В свою очередь ручная умелость является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и речи ребенка. Но если на первый план выдвигается овладение только практическими приемами и технологиями, то результатом будет лишь «набитая рука», а не речевое развитие. Ручная умелость является так же средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, общего развития ребенка.
Для продуктивного функционирования нашего кружка, я использую следующие формы работы:
• Пальчиковые игры и упражнения (когда педагог вместе с ребёнком показывает и рассказывает сказку в буквальном смысле на пальцах)
• Рисование недостающей декорации. Предлагаю детям рисовать и нетрадиционными методами: пальцами, ладошкой, картофелем).
• Лепка (лепя из пластилина пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления. Перед лепкой я читаю сказки, загадываю загадки, а юные скульпторы творят наиболее понравившихся персонажей или атрибутику для театрализованной игры.)
Представьте себе, как интересно для ребёнка не только выучить потешку «Пошёл котик на торжок», но и слепить пирожок или булочку, которую и принёс этот котик. В процессе изготовления, мы вместе с детьми заучиваем слова потешки. А вечером, придя домой, ребёнок, демонстрируя свою поделку, снова проговаривает уже с родителями эту потешку, оттачивая мастерство чёткого произношения звуков и слов, тренируя память.
Однажды, я заметила, что один мальчик очень тихо и неуверенно говорит, боится громких звуков. А ведь он находится в самом начале становления речи, и ему необходимо помочь.
И вот, во время работы нашего кружка, мы вместе с ребятами рассмотрели иллюстрации с изображением людей на празднике, в руках у них были красивые флажки, я рассказала историю о том, как мальчик смастерил такой флажок и маршировал с друзьями на празднике. Затем предложила детям смастерить флажок и отправится маршировать под музыку. Во время творческой деятельности, ребята фантазировали, как они будут махать флажком, и на какие праздники ещё можно будет его взять, обсуждения были бурными, дети, не стеснялись высказывать предположения. И мальчик, который всегда был, тих и не заметен - раскрылся. Его так увлекла творческая деятельность, что он забыл про свой страх, говорил громко и уверено.
В итоге, мы все весело маршировали и любовались сделанными флажками. Включение в работу кружка ритмических движений под музыку повышает эмоциональный настрой, дает ребенку возможность раскрепоститься и самовыразиться. Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.
Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра и различными играми. Созданный нами кружок, позволяет решать одну из важных задач – развитие речи младших дошкольников, поэтому в группе рядом с театральным уголком разместился и «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр.
Вся эта работа по оптимизации речевого развития детей даёт хорошие результаты. Ребята стали чувствовать уверенность в себе, учатся выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Но на этом мы не останавливаемся, в более старшем возрасте появятся новые задачи, а значит, расширится и поле творческой деятельности для меня и моих воспитанников. Спасибо за внимание.