Анна Багинская
Конспект занятия по составлению описательного рассказа
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказа по любой сюжетной картинке.
Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Очень важно, чтобы дети к моменту поступления в школу научились произносить все звуки родного языка, приобрели достаточный словарный запас, могли правильно объединять слова в предложения, а предложения - в связные высказывания.
Публикация «Конспект занятия по составлению описательного рассказа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Существует ряд методик, методических разработок по развитию речи дошкольников (А. М. Бородич, Л. Н. Ефименкова, В. И. Селеверстова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.). Проанализировав методический материал по развитию связной речи и составлению описательного рассказа по картинке видно, что эта работа требует всегда длительной предварительной подготовки со стороны педагога и ученика с каждой конкретной иллюстрацией. В свою очередь я заинтересовалась, можно ли научить ребенка старшего дошкольного возраста составлять описательный рассказ по любой предложенной картинке без предварительной беседы, обсуждения. Ведь именно в шестилетнем возрасте при подготовке к школьному обучению у специалистов; психологов, учителей, одним из основных критериев готовности к школьному обучению является грамотное, связное составление описательного рассказа по любой предложенной картинке (чаще всего сюжетной). Детей, даже вполне контактных и общительных, быстрый «экспресс-метод» обследования может привести в «ступор». Неожиданное представление демонстрационного материала, плюс новая обстановка, плюс незнакомые люди при беседе приводят детей в определенное замешательство, на фоне которого у детей экспрессивная речь становится скудной, маловыразительной. Для того, чтобы помочь детям лучше сконцентрироваться и логично составить описательный рассказ, предлагаю свой вариант, который способствует правильному словесно-логическому описанию любой предложенной картинки, доступной восприятию ребенка старшего дошкольного возраста. Это определенный алгоритм, план рассказа, который ребенок запоминает (долговременно, и по которому можно описать любой демонстрируемый материал (картинку) или серию картинок. Этот план состоит из пяти пунктов (что соответствует пяти пальцам, которые могут быть помощниками в последовательности изложения и предложена графическая схема для зрительного восприятия материала. I. Общий план (изображения). Ребенок молча рассматривает картинку и подбирает нужное обобщающее понятие, что видит в целом. Это может быть: комната, поле, деревня, городская или деревенская улица, море и т. д.
ЧТО? ГДЕ?
II. «Крупный план». Обязательно на любой картинке имеются изображения переднего плана, крупного плана, которые являются центром или смыслом изображения, чаще всего это два крупных и главных объекта.
Ребенок это видит, выделяет
и говорит об этом.
III. «Связь между объектами. Взаимоотношения». При изображении главных объектов, героев всегда прослеживается взаимосвязь (во взгляде, движении, определенном желании, просьбе и т. п.). Ребенок это замечает и дает свою трактовку взаимоотношению между двумя объектами «крупного плана».
IV. «Детали» или «Мелочи». Ребенок,при воспроизведении этого пункта, замечает и говорит о второстепенных изображениях, которые дополняют «общий план» или уточняют общее изображение.
V. «Мое отношение». Этим пунктом завершается изложение, рассказ, и выражается отношение ребенка к увиденному. Передача своего чувства от предложенной картины. Оценка ситуации как положительная, так и негативная является важным моментом в определении нравственных, художественно-эстетических качеств ребенка.
Это теоретическое обоснование пяти пунктов легко изображаются графически и могут зрительно представляться при описании картинки, соответствующей восприятию дошкольника. Ребенок зрительно запоминает расположение схемы и последовательно составляет логический описательный рассказ по картинке.
Представлена графическая схема составления описательного рассказа по любой (сюжетной) картинке.
I. Общий вид Что? Где?
II. Крупный план
III. Взаимоотношения
IV. Детали
V. Мое отношение
Безусловно, чтобы усвоить этот алгоритм, или «план», необходимо проводить тоже предварительную работу. Разъяснить детям последовательность, дать время на осмысление своего высказывания. В этой ситуации прослеживается умение строить причинно-следственные связи.
Начинать работать с этой схемой удобнее всего в старшей группе, и часто обращать внимание детей на первые три пункта. «Общий вид» заставляет детей формулировать обобщающие понятия, «крупный план» выделяет суть изображения, «взаимосвязь» учит определять взаимоотношения между объектами. На втором году обучения (в подготовительной группе) дети вспоминают предложенный вариант и добавляют остальные два пункта:«детали», где описывают второстепенные дополнения, и «мое отношение» - предлагается выразить личное отношение к изображению.
В ходе непосредственно образовательной деятельности эта зрительная схема-план может быть мысленно воспроизведена при описании любой новой картинки или ситуации. Надеюсь,что эти пять пунктов помогут детям самостоятельно составлять рассказ не только на речевых занятиях, но и при любом собеседовании, продемонстрировав тем самым сформированные психические процессы (логическое мышление, творческое воображение, эмоционально-нравственные качества) и умение красиво составлять описательный рассказ по любой картинке. Возможно, это может являться основой для составления сочинения в школьном обучении.