Дарья Миронова
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы по речевому развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы по речевому развитию детей средней группы через театрализованную деятельность.
В основу приоритетов деятельности, которые отражены в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, были положены следующие факторы:
— учет социального запроса родителей;
— учет образовательной среды города.
Публикация «Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы по речевому развитию детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Учет социального запроса родителей отражается в осуществлении обучения, воспитания.
Учет образовательной среды города представлен широкой инфраструктурой образовательных и социальных объектов г. Пскова и отражен в системе работы с школами, филармонией, поликлиникой и другими социальными партнерами учреждения.
В результате сложившейся системы работы педагогического коллектива с учетом вышеперечисленных факторов, выделены следующие задачи по реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений:
- сделать достоянием современного ребенка всю игровую палитру,
- культивировать многообразие игр с учетом детских склонностей и интересов, развивать культуру игрового общения, ценности сотрудничества, взаимной поддержки замыслов и предложений, предприимчивость, изобретательность, творческие проявления.
- взаимодействие с семьями и социальными партнерами с целью всестороннего и полноценного развития воспитанников.
При организации образовательного процесса в 2017-2018 году обеспечивается комплексный подход в решении задач речевого развития через театрализованную деятельность с использованием различных средств, форм, методов, приемов, адекватных возрасту дошкольников средней группы «Ромашка».
Основные направления работы:
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческое.
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность
. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве.
5. Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с текстом» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
С целью создания условий для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности программой предусмотрено использование следующих методов :
1. Наглядные – в основном в работе будут использоваться опосредованные методы, которые основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание иллюстраций известных художников к сказкам для формирования у детей целостного образа героев, а также рассматривание различных видов театра, представленных в мини-музее «В мире театра», с целью постепенного знакомства с разными видами театра. В учебном 2017 – 2018 году будет продолжена работа по развитию речи детей с помощью метода наглядного моделирования, предусматривающего использование мнемосхем для описания героев и их эмоционального состояния. Особая роль отводится просмотру и последующему обсуждению с дошкольниками театральных представлений, проходящих в детском саду и приобщающих детей к театральному искусству.
2. Словесные – в первую очередь, это чтение коротких сказок, басен и стихотворений. В процессе чтения перед ребенком раскрывается все великолепие и богатство русского языка. Дети приучаются замечать красоту родного языка, постепенно осваивая его, обогащают свою речь образными выражениями и литературными оборотами. Читая, мы учим детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова. Особую роль здесь надо отвести сказкам, которые помогают расширить словарный запас малыша, а также развить связную логическую речь. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Такой метод как прослушивание литературных произведений в исполнении известных актеров учит детей улавливать и затем передавать мысли автора с помощью интонации, логического ударения, развивает воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, помогает сделать речь дошкольников более эмоциональной, образной, выразительной. Метод рассказывания воспитателя отличается от метода чтения тем, что представляет собой относительно свободную передачу текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование) и дает большие возможности для привлечения внимания детей.
К словесным методам также относится заучивание наизусть и проигрывание таких малых фольклорных форм, как потешки, пословицы и поговорки, считалки, которые с целью выработки хорошей дикции и правильного произношения отдельных слов и фраз произносятся детьми с разной силой голоса и в различном темпе, а также с разной интонацией. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторять их, заучивать, что, в свою очередь, способствует формированию разговорной речи, оказывает влияние на развитие словесного творчества. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, мнемосхем, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности детей 4-5 лет и природа самого слова требуют наглядности.
3. Практические - направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные игры-драматизации, ролевые инсценировки как средство вторичного ознакомления с художественным произведением, дидактические упражнения на изображение различных эмоциональных состояний героя, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач. Особую роль в достижении поставленных воспитателями группы «Ромашка» целей и задач играет метод проектной деятельности. Так, в 2017-2018 учебном году будет реализован педагогический проект «В мире театра»
4. При организации театрализованной деятельности воспитателями группы «Ромашка» будут использоваться следующие методические приемы развития речи :
1. Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец — правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо, особенно при знакомстве детей с малыми фольклорными формами (поговорки, пословицы, скороговорки, потешки и др.). Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Образец применяется для решения всех задач.
Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике будут использоваться разные варианты повторения : за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.
Объяснение — раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи — мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Вопрос — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) — «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями — «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Данный прием будет использоваться в основном при рассматривании, беседе и в игровой деятельности.
2. Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Сюда относятся дыхательная гимнастика (Приложение 4) и артикуляционная гимнастика (Приложение 5).
3. Игровые. Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов). В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Достижению главной цели работы на 2017-1018 год – развитие речи детей средней группы «Ромашка» посредством театрализованной деятельности - будет способствовать правильно организованная пространственно-развивающая среда, содержание которой соответствует возрасту воспитанников и выбранному приоритетному направлению работы. В нашей группе организованны центр сюжетно-ролевой игры, центр изобразительного искусства, музыкально-театральный центр, книжный уголок (в т. ч. выставка книг по устному народному творчеству, учебный центр. Подробнее наполнение предметно-развивающей среды представлено в организационном разделе программы, пункт III.3.).
Обязательным направлением работы на 2017-2018 учебный год является совершенствование театрального уголка в группе, включающего в себя:
• ТСО (магнитофон, аудиозаписи детских произведений в исполнении известных артистов).
• Наглядные пособия (видеоматериал, иллюстрации, фотографии, альбомы по теме «Театр», мини-музей «В мире театра», в котором будут собраны разные виды театра).
• Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
• Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, пальчиковый, резиновой игрушки, на прищепках, настольный, варежковый театр и др.).
• Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом» и др.).