Елена Локтионова
Использование различных методов и форм по организации двигательной деятельности на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация.
Тема: «Использование различных методов и форм по организации двигательной деятельности на логопедических занятиях в соответствии требованиями ФГОС ДО».
Учитель-логопед МАДОУ Д/С №18 «Виктория»
Локтионова Е. М.
Сегодня на нашем МО поднята необычайно важная тема-здоровье наших детей. Обеспокоены и озадачены все: педагоги, врачи, родители. Хочу отметить, что родители в меньшей степени, т. к. не понимают всей сложности этой проблемы. Ведь фундаментом здоровья взрослого человека является его здоровье в раннем возрасте, от состояния которого будет зависеть выполнение им в дальнейшем присущих ему социальных задач, и в конечном итоге благополучие всего общества.
Публикация «Использование различных методов и форм по организации двигательной деятельности на логопедических занятиях» размещена в разделах
Что мы видим сегодня?
Мы видим наших детей, начиная уже с младшего дошкольного возраста, сидящими за компьютерами, ноутбуками, планшетами, телефонами. Результат таких посиделок плачевный - дети не интересуются событиями, которые происходят вокруг них, не умеют общаться, речь бедна, отмечается заторможенность, повышенная утомляемость, нарушение координации, отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.
Все больше и больше в современном образовании ощущается доминанта «интеллектуального» образования, в результате чего страдает здоровье детей. Одной из причин резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста, наряду со стрессами, падением уровня жизни, неполноценным питанием, экологией и другими причинами, является дефицит двигательной активности.
За последнее десятилетие уровень заболеваемости дошкольников повысился почти в два раза. По различным критериям к учебе в школе не готовы 20% дошкольников.
Решающими критериями качества дошкольного образования являются его здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация. Забота о повышении качества образования выражается в обновлении его содержания, попытке отойти от традиционной системы воспитания и поиска новых форм учебного процесса.
В системе дошкольного образования в последние годы произошли изменения: принят «Закон об образовании РФ», Федеральные Государственные Стандарты дошкольного образовании. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования.
Новые требования, которые вкладываются новым законодательством в понимание работы педагогов на современном этапе – это перестроить свою деятельность со знанием новых технологий, новых правил, новых подходов к организации собственной работы.
Как учитель-логопед хочу остановиться на «речевом развитии». Хоть эта область и выделена в отдельную, но междисциплинарные связи можно найти в реализации всех образовательных областей.
Например: физическое развитие включает развитие моторное, развитие общей моторики. Куда без общей моторики при коррекции фонетических нарушений? Где общая моторика - там мелкая, там артикуляционная, где логопедическое занятие, там и физкультурное. Сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что необходимо учить ребенка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования. Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребенка, развивается фонематический слух.
Некоторые методы и формы, используемые в образовательной деятельности для развития двигательной активности дошкольников.
1. Наш д/с имеет большую площадь. Путь от группы до кабинета занимает несколько минут. Поэтому образовательная деятельность начинается уже от двери группы.
а) Я сочиняю 5-6 небольших стихотворений о предмете,который можно озвучить, добавляю движения по текстам.
Например:
По дороге идут гуси (Дети идут на корточках.)
Зашипели на Марусю. ( Дети: шшшшшшшшшш….)
Едет Ваня на лошадке (Дети выполняют подскоки с арт. упражнением «Лошадка»)
Марусе Ваня машет шапкой. (Дети идут шагом, машут рукой с зажатым кулачком.)
Решаем одновременно несколько задач: двигательная активность, звукопроизношение, фонематический слух.
(видео 1)
б) Бесконечные стихи. («Семь отчаянных пиратов шли из Африки в Саратов….»)
2. Тема: «Гласные звуки».
Физкультминутка «Зарядка для гласных звуков».
Выполняется стоя.
А-руки вверх (соединить руки над головой,
О-руки вперед (соединить руки перед собой округлив,
У-руки в стороны,
Э-одна рука в сторону,
Ы- руки вниз,
И- присели (дети садятся на стульчики, повторяем 2-3 раза)
Решаемые задачи: двигательная активность, артикуляция гласных звуков
3. Развитие двигательной активности на различных мероприятиях, открытых занятиях.
Мероприятие муниципального уровня Огонь- опасная игра».
Дети заняли 2 место.
В основе сценария лежит сказка «Кошкин дом». (Сказкотерапия.)
Все мероприятие построено на активной двигательной деятельности детей с использованием спортивных игр.
(видео 2)
4. Итоговое занятие с родителями.
(видео 3)
5. Тема: Деление Слов на слоги.
Делим слова на слоги прыжками, хлопками, шагами, поднятием рук и т. д.
6. Использование дисков с музыкальными динамическими паузами:
дети под музыку выполняют различные движения, ,что вызывает у дошколят положительные эмоции, хорошее настроение, развивает физически.
(фото)
7. Физкультминутки на занятиях.
Это палочка-выручалочка. Обычно я их подбираю по лексической теме.
Например:
Девочки и мальчики прыгают, как мячики,
Ножками топают, ручками хлопают,
Головкой кивают. Все вместе отдыхают.
Итак, можно сделать вывод, что для гармоничного развития ребенка особо важным следует считать воспитание с самого раннего детства потребности в здоровом образе жизни. От того какой уровень здоровья, физического развития будет достигнут к концу пребывания ребенка в дошкольном учреждении, зависят и его успехи в школе. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления.
Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребенка, который составляет его двигательный статус.
Я считаю, что проблема оздоровления детей не дело одного дня
деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива нашего образовательного учреждения на длительный срок.